Главная / Практика / Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Визуальные эффекты фильма «Капитан Марвел»: руки-пушки и цифровой кот

Примерно 120 человек компании Trixter 13 месяцев создавали 283 шота с визуальными эффектами для нового сольника Marvel. Главная установка, которую студия получила от VFX-супервайзера Кристофера Таунзенда — все световые эффекты должны выглядеть как можно реалистичнее.

Художники студии Trixter занимались двумя большими сценами: захват Верс скруллами и полет к скрытому кораблю Мар-Велл. Они же отвечали за цифрового кота, кроме тех кадров, в которых кот показывает свою истинную сущность — эти шоты сделаны студией ILM. Даже если кот появляется в сценах, за которые отвечали другие студии, там использовали работу Trixter.

О фильме «Капитан Марвел» (2018)

Фотонный выстрел

Разработкой эффекта фотонного выстрела занимался арт-отдел компании Marvel. Они хотели, чтобы он выглядел уникально и интересно. Marvel предоставили художникам студии концепты и референсы визуального исполнения. Плюс эффект сияния рук должен был отражать формирования энергии в теле Верс, показывать, как энергия накапливается, готовая в любой момент превратиться в фотонный луч.

Интересно также, что Trixter не делали эффекты для фильма сами. Они только разработали их концепт и выстроили инструментарий, передав финальную работу студии ILM. Дело в том, что когда началась работа над фильмом, ILM была занята на другом проекте и не могла разрабатывать эффект с нуля. Поэтому в Trixter сделали ассет, который можно было передать другой компании.

Поясним для читателя, не знакомого с тем, как работает CGI — подобные световые эффекты обычно настраиваются в Houdini и не «ходят по рукам» — это именно эффекты, а не объекты. Да, внутри компьютерной графики есть и такое деление.

Эффект собирают на этапе композитинга, как, впрочем, и почти все остальное. Чтобы получить его финальную версию, пришлось собрать полностью и посмотреть, как он будет выглядеть на экране.

Для такой демонстрации были выбраны три ракурса, где актриса Бри Ларсон направляла луч: в профиль, в две трети вперед и две трети назад. Первой была версия в профиль. Нужно было найти подход ко всем элементам: вспышки света (фотоны), спирали и другое. Каждый элемент нужно было создавать по-разному.

После того, как вид луча в профиль был утвержден, его воспроизвели для тех кадров, в которых он подвергался перспективным искажениям. Версия с выстрелом вперед оказалась идеальной, потому что здесь перспективное искажение визуально усиливало мощь.

А вот с выстрелом назад возникли проблемы. Перспектива превратила волнообразные элементы в шары, а перспективное сокращение убивало динамику и скорость. Нужно было изменить найденную схему, чтобы управлять скоростью, длиной и частотой всех элементов для сцен, когда капитан Марвел стреляла в определенные направления. Забавно, но иногда такой обман делает вещи более правдоподобными и реалистичными, чем «правильные» настройки. После утверждения всех эффектов был создан шаблон настроек в Houdini, который можно было просто переслать другим вендорам.

Эффект свечения рук был сложнее. Он должен выглядеть мощным, но управляемым. Начинался он с вращения света вокруг кулаков героини. Но он не выглядел связанным с ней, не казался динамичным, когда его «приделывали» к движению рук. При быстром движении он сразу превращался в пламя, а этого нужно было избежать во что бы то ни стало. Движение убивало вращение вокруг кулаков. Кроме того, оно привлекало много внимания, этого тоже хотелось избежать, особенно в шотах, где это свечение не было сюжетно главным.

«Это искусство тонкого баланса, — рассказывает VFX-супервайзер студии Trixter Доминик Циммерл — С одной стороны нужно было, чтобы свечение немного показывало анатомию кистей, поскольку оно выходило изнутри. Если этого не сделать, оно выглядит ненатурально. А с другой — оно очень быстро становится грубым и слишком анатомическим, а этого тоже хотелось избежать».

Финальная версия — это рендер CG-кистей с костями и венами, подсвеченными изнутри, и трехмерного шума, созданного на этапе композитинга, а также других цифровых элементов и тонкой работы композера.

Чтобы все световые эффекты реалистично «вклеивались» в отснятые кадры, необходимо изначально снимать эти шоты со световыми эффектами на площадке. Поэтому в нужных кадрах на Бри Ларсон надевали браслеты со светодиодными лампочками, которые и освещали актрису и ее окружение.

В некоторых шотах требовались дополнительные световые элементы, которые зажигались и гасли в нужный момент, имитируя фотонный выстрел из кулака. Но в сценах, где выбросы энергии серьезнее, ее заменяли на цифровую для лучшей интеграции со световыми потоками.

CG-кошка

Конечно же, уповать на актерские способности обычного кота, пусть даже и дрессированного, — опасная затея. Поэтому студии Trixter доверили создавать компьютерную копию Реджи — главного пушистого актера, который снимался в роли Гуси. Кстати, всего котов на съемках было четыре, и играли они кошку!

Студия получила все возможные референсы, включая даже трехмерный скан. Понятно, что сканы не были полными, потому что кошек невозможно заставить сидеть неподвижно, если вокруг происходит что-то интересное, например, ходят люди и ставят камеры.

Сканы послужили основой для цифровой копии конкретного кота. Кроме того, модель содержала его форму без шерсти и скелет. Университет Ludwigs-Maximilians-University в Мюнхене предоставил анатомическую модель кота без кожи, что позволило правильно выстроить мускульную систему животного. Кстати, Trixter уже делали подобное на проектах «Стражи Галактики 2» и «Человек-паук: Возвращение домой».

О фильме «Капитан Марвел» (2018)

Для создания всех симуляций на животном студия установила в свой пайплайн пакет Ziva. Trixter работала с моделью кота без шерсти, но он должен был абсолютно походить на настоящее животное. Поэтому, когда топология и пропорции были выстроены, началась работа с шерстью. Весь компьютерный груминг кота был создан в программе Yeti. Главной задачей было воссоздать все особенности шерсти Реджи. Для этого были написаны специальные шейдеры, которые показывали все детали и заставляли цифровую шкуру вести себя так же, как шкура живого кота.

 

На финальном этапе работы студия сделала тесты, повторив движения реального кота, и отправили эти тесты в Marvel. Сотрудники студии не смогли сказать, который из двух котов компьютерный. Гуся была самым сложным существом, когда-либо созданным в студии Trixter.

 

Для оживления животного аниматоры принудительно смотрели видео с кошками с YouTube — это было официально объявлено частью рабочего процесса. Иногда аниматоры повторяли какие-то из этих видео для тренировки — еще до того, как были получены конкретные задачи, поэтому аниматоры тренировались на тех движениях, которые могли потребоваться для фильма. Они не знали, что кошка будет делать по сценарию, но хотели быть готовыми к любым задачам. Эти упражнения позволили им изучить кошачьи повадки.

Кошки отличаются от многих живых существ тем, что у них очень ограниченное движение глаз внутри глазниц — вместо глаз кошка поворачивает всю голову. Уши у этих животных двигаются быстро и асимметрично, если только зверь не злится. Ну и требовалось не переусердствовать с количеством движений, чтобы кошка не превратилась в мультик.

Что касается шерсти, то у нее есть свои «шаблоны поведения». Например, шерсть на груди всегда отличается от шерсти на хвосте. И это требовалось воспроизвести, стараясь одновременно не перегрузить симуляции. Кроме того, нужно было точно воспроизвести конкретного кота: особенности цветового рисунка в радужке его глаз, крошечное пятно на носу, свалявшаяся шерсть на груди и так далее. Сделать просто абстрактного реалистичного кота было недостаточно.

Осветить кота правильно — тоже важная задача, он очень быстро оказывался переосвещен, но тут же начинал выглядеть грязным при недостатке освещения. В сценах, когда кот взаимодействовал с другими людьми и объектами, требовалось внимание к рефлексам и общей цветокоррекции, чтобы животное действительно вписывалось в пространство.

 

Кстати, студия Legacy Effects сделала и аниматронную копию Реджи, которая могла имитировать дыхание и имела восемь точек движения, чтобы его можно было располагать на съемочной площадке в разных позах, а актеры могли с ним взаимодействовать.


Обложка: кадр из фильма «Капитан Марвел» (2018) / Marvel

Еще по теме

Друзья лучшие серии
10 лучших серий «Друзей», которые хочется пересматривать
Сериал о дружбе трех девушек и трех парней, которые живут...
​15 фильмов 25-го «Кинотавра»
Основной конкурс «Велкам хом» (Ангелина Никонова)   Вторая работа творческого...
«Это как смотреть футбольный матч, снятый исключительно средним планом»: Мэттью Вон о скучном экшне
Сегодня в Голливуде стали снимать меньше фильмов, но, в то же время, делать...
​15 фильмов 71-го Венецианского кинофестиваля: два Аль Пачино, неугомонный фон Триер и кино по Гитлеру
Фильм открытия «Бердмен» (Алехандро Гонсалес Иньярриту; США, Франция)Мексиканец Алехандро Гонсалес...
Мария Вербицкая
Мария Вербицкая: «Сценарист не должен ограничивать себя одним форматом»
Сценарист и режиссер из Лос-Анджелеса Мария Вербицкая рассказала о особенностях...
Ателье для «Оскара»: кто делает обувь для кино
Обычно тщательнее всего прорабатывается та часть костюма, которая находится ближе к лицу,...
Кинофильмы про выпускной вечер: волнение, приключения и незабываемые моменты
Выпускной - это особое событие в жизни каждого студента, полное...
10 фильмов кинофестиваля «Сандэнс», которые стоит запомнить
Звезды борются со своими амплуа «Фрэнк»/Frank (Леонард Абрахамсон) К какому...