Главная / Практика / Приемы: Драматургия сериала

Приемы: Драматургия сериала

Основное отличие сериального формата рассказа истории от классического игрового фильма — продолжительность. Даже если мы говорим о мини-сериале длиной в 5-10 серий, повествование в любом случае насыщается событиями гораздо больше, чем в стандартном двухчасовом фильме.

Второе ключевое отличие, описанное во всех учебниках по драматургии сериала — открытый финал. В фильме, как правило, основной конфликт к концу исчерпывается: герой успешно решает проблему или проигрывает дело. Многоточие может присутствовать, но это, скорее, вопрос без ответа. В сериале же финал может «повисать в воздухе» — прежде всего, для поддержания интриги в следующей серии или на случай возможного продолжения после очередного сезона. Впрочем, как и в любом правиле, здесь имеется достаточное количество исключений.

Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

Объем хронометража и открытый финал влияют на основные составляющие драматургии — на последовательность действий, диалоги, образы героев и обстоятельства, в которых они действуют.
 

     
  10 лучших камер для съемки видео 360° 10 учебников по драматургии

В дополнение к нашим подборкам книг для сценаристов приводим список лучших пособий по теории драмы, ведь именно хорошо продуманная драматургия лежит в основе великих произведений

 
     

 

Формат и жанр

Памела Дуглас в своей подробной энциклопедии «Искусство сериала. Как стать успешным автором на TV» выделяет три вида многосерийной драмы:

  • антологии;
  • завершенные эпизоды;
  • сериалы.

С первыми все достаточно просто — это самостоятельные истории, похожие на короткие кинофильмы, связанные только тематически. К примеру, популярная в 1960-е антология «Сумеречная зона» (в 2019-м вышла современная версия) была выдержана в едином стиле, но состав исполнителей менялся каждую неделю. Относительно недавний пример подобного формата — «Черное зеркало», которое необязательно смотреть полностью и строго по порядку. Каждая серия раскрывает определенную проблему, и прямой связи между эпизодами нет.

Трейлер сериала «Черное зеркало»

Завершенные эпизоды и сериалы в этой структуре справедливо объединить. В первом случае мы говорим о классических процедуралах, когда состав исполнителей главных ролей остается неизменным, но в конце серии каждая новая конфликтная ситуация разрешается. Через подобные сюжеты с вертикальным развитием часто проходит второстепенная линия, которая до определенного момента может быть заявлена нечетко. Например, в первых сезонах «Секретных материалов» (1993-2002) каждая серия рассказывала о новом паранормальном явлении, а романтические отношения между Малдером и Скалли подразумевались, но упор на них не делался. Зрительский интерес к этой линии подсказал создателям шоу смещение акцентов, и второстепенная линия для многих превратилась в главную, а расследования в некотором смысле стали интересным фоном для постепенного развития их отношений.
 

Трейлер сериала «Секретные материалы»

Многие сериалы вне зависимости от жанра построены по такому принципу: в сериях может не быть крепких связей между событиями (особенно, в начале сезона), но через все серии проводится мысль, которая становится главной интригой. При этом построены они именно как завершенные сюжеты.

Понятием «сериалы» Памела Дуглас объединяет самые разные жанры и форматы. Это и ситкомы длиной в полчаса, и стандартные 45-минутные и часовые шоу, идущие на каналах в прайм-тайм. Основная характеристика сериалов — последовательное развитие сюжета на протяжении многих эпизодов, т.е. длинный нарратив. Сериал предлагает вам прожить с героями не час-другой, а сотни часов, как это было, например, с «Полицией Нью-Йорка» (1993-2005), показ которой занял около 250 часов экранного времени.
 

Трейлер сериала «Полиция Нью-Йорка»

Надо учитывать, что сейчас подобное деление на три варианта размыто, поскольку любая история, длиной в несколько серий, может попадать одновременно в категорию процедурала, где ситуация завершается к концу эпизода, и собственно сериала с длинным нарративом. Все зависит от жанра (драма, комедия, детектив) и времени продолжительности одной серии. К примеру, Стивен Фрирз в недавнем «Семейном браке» (2019) интересно экспериментирует с хронометражом — стандартную историю о кризисе супружеской жизни он рассказывает в 10 сериях, каждая из которых длится всего 10 минут. Никаких визуальных излишеств, второстепенных персонажей и деталей — муж и жена, переживающие непростой период в отношениях, перед каждым походом к психотерапевту встречаются в баре напротив и за пинтой пива и бокалом белого обсуждают свои проблемы. Все это вполне можно развернуть в полноценный сезон (и даже не один), но 100 минут оказывается более чем достаточно, чтобы изложить эту житейскую драму не доводя повествование до банальностей.
 

Трейлер сериала «Семейный брак»
 

Герои и обстоятельства

Ядро любой истории — персонажи. Продолжительность серии, жанр и сюжетные твисты продумываются столь детально авторами сериалов с единственной целью — привлечения внимания аудитории к героям. Запоминающиеся и многомерные герои — один из главных рецептов популярности любого сериала. Перечисление всех полюбившихся зрителям персонажей займет не одну страницу. Примеры доказывают, что в немногочисленных случаях замены главного персонажа интерес аудитории заметно ослабевает, хотя некоторые шоу продолжали существовать и после таких перестановок.

Большинство самых ярких героев, знакомых нам по лучшим образцам жанра — антигерои. Среди них практически не встречаются строго положительные или отрицательные характеры. Драматургическая арка каждого персонажа расширена для создания многогранного образа, за трансформациями которого интересно следить на протяжении нескольких сезонов. Если в кино у нас есть лишь пара часов, чтобы пережить превращение плохого парня в хорошего или наоборот, то сериал раздвигает эти рамки, позволяя приблизить процесс изменений к естественному — в жизни тоже все не меняется за один день. Сюжетная конструкция может менять образ героя кардинальным образом не один раз.

В большинстве случаев в сериалах представлены два типа:

  • обычные герои в необычных обстоятельствах;
  • необычные герои в обычных обстоятельствах.

Эта удобная схема сразу заявляет основной конфликт (внутренний, внешний). А в детективе «Острые предметы» (2018) обычная журналистка Камила Прикер оказывается в запутанной ситуации: она вынуждена отправиться в родной городок, с которым у нее связаны не самые приятные воспоминания (внутренний конфликт) для расследования убийств, которые оказываются вовсе не делом рук таинственного маньяка (внешний конфликт).
 

Трейлер сериала «Острые предметы

Обратный пример: сериал «Люцифер» (2016), в котором спустившийся с небес на землю дьявол становится владельцем ночного клуба в Лос-Анджелесе и расследует убийство вместе с детективом.
 

Трейлер сериала «Люцифер»

В итоге все сводится к некой условной модели ассимиляции, адаптации героя к созданному в сериале миру. Проверено, что зрителю интереснее следить за персонажами, которые либо чем-то отличаются от обычного человека, либо оказываются в ситуациях, едва ли возможных для большинства из нас. Барьером может служить не только место, но и время — скажем, события прошлого и будущего, сменяющие друг друга на протяжении многочисленных сезонов «Доктора Кто» (с 1963 — по настоящее время), или мистический мир сериала «Очень странные дела» (2016).
 

Трейлер сериала «Очень странные дела»
 

Структура

Трехактная структура фильма идеальна для решения описанной выше трансформации героя. Персонаж вступает в конфликт (внешний или внутренний), проходит через него и в конечном итоге решает его или пытается выйти. Это позволяет сразу закрыть историю, не оставляя недомолвок. Даже если мы имеем дело с открытым финалом, вопрос все равно повиснет в воздухе и ничто не укажет на его возможное разрешение.

В сериале основная интрига никогда не решается к концу первого эпизода — она должна быть помещена в основу всего повествования, при этом не выпирать настолько, чтобы зритель думал о ней каждую минуту, но и не теряться в ткани других событий, чтобы о ней никто не забыл. Для поддержания зрительского интереса интрига с каждой серией обрастает множеством дополнительных — прямо, косвенно, а иногда и вовсе не связанных с основной. Так, в процедуралах применяется схема «новый эпизод — новое преступление». В сюжетах с выраженным вертикальным развитием наличие основного конфликта кажется не таким обязательным — зрители вполне могут не смотреть все сезоны от и до, а значит упустят второстепенную линию. Однако в лучших образцах жанра она все равно присутствует.

Кадр из сериала „Настоящий детектив“ / Фото: HBO
Кадр из сериала «Настоящий детектив» / Фото: HBO

Для последовательного раскрытия главной интриги драматургия ситкома опирается на двухактную структуру (подготовка к смешной ситуации — разрешение смешной ситуации, которые повторяются два раза), вертикального сериала — на четырехтактную, а в горизонтальных сериалах расширяется до пяти-шести актов.

Четырехтактную структуру удобно рассматривать на примере классического детектива, где мы имеем дело с 4 линиями:

  • линия основного расследования;
  • линия дополнительного (менее страшного) преступления или личная история;
  • линия напарника или горизонтальный сюжет;
  • мистическая или комическая линия.

В первых двух сезонах «Настоящего детектива» (2014) подобная структура соблюдена очень точно. Завязка действия — жестокое убийство. Развитие — расследование преступления. Кульминация-обманка — раскрытие преступления, переход к новому витку истории и выяснение подробностей старого дела спустя несколько лет. Развязка — установление истины.
 

Трейлер сериала «Настоящий детектив»

Однако использование этих делений в качестве непреложных законов достаточно спорно. Александр Молчанов в книге «Букварь сценариста» замечает: «При делении на пять актов, как правило, либо искусственно расширяются до акта пролог (тизер) и эпилог, либо рубится по живому второй акт. Что же касается четырехактных сериалов, то третий акт (дополнительная сюжетная линия) в них всегда выглядит вставным зубом, отвлекающим от основного действия».
 

Крючки

Использование клиффхэнгеров в сериалах (открытая развязка, прерывание действия на особенно захватывающем моменте) — обязательный пункт каждого эпизода. Его сложность варьируется в зависимости от расположения — в начале серии, в середине или в конце. Как правило, любой клюффихэнгер предполагает достаточно быстрое разрешение ситуации (после рекламной паузы или в следующем эпизоде). В кино ситуация другая: в финале крупной франшизы нам обязательно оставят крючок к следующей части, который должен быть достаточно цепким, ведь фильм приходится ждать несколько лет.

Кадр из сериала „Твин Пикс“ / Фото: ABC
Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: ABC

Впрочем, современная практика покупки (скачивания) целого сезона в один клик, дает зрителю возможность посмотреть его за один день, а значит острая потребность в постоянном подогреве интереса снижается. Зато стремительность перехода от одного события к другому наоборот возрастает. Как бы ни трансформировалась и усложнялась сериальная драматургия, во многих пунктах все больше приближаясь к фильму, неспешное течение событий сериалам никогда не было свойственно и с трудом можно представить это в будущем — их любят не за размышления о вечном, а за показ того, что совсем близко и понятно, хотя и здесь встречаются достойные исключения (к примеру, «Твин Пикс» (1990-1991, 2017) и атмосферно близкий к нему современный «Ривердэйл», 2017).
 

Трейлер сериала «Ривердэйл»
 

Диалоги

Поскольку локации сериалов в большинстве случаев искусственно построенные, внутренние, а набор основных персонажей не принято менять в каждой серии, наличие большого количества сцен с диалогами само собой подразумевается как неотъемлемый признак сериальной культуры. Роберт Макки в «Диалоге», объясняя смещение от «картинки» к диалогу, выделяет три причины:
 

  • небольшой размер телевизионных экранов;
  • особенности жанра (семейная комедия, драма, производственные истории), где герои помещены в рамки дома/офиса и без обилия диалогов развитие историй невозможно;
  • более скромный сюжет по сравнению с киноиндустрией.

Конечно, на каждую эту причину легко найти исключение. Во всяком случае, бюджеты сериалов в последние годы выросли во много раз, диапазон визуальных средств, которые используют в съемках, значительно расширился и в некоторых случаях диалоги отходят на второй план. Батальные эпизоды «Игры престолов» (2011-2019) — живое тому доказательство.
 

Сцена из сериала «Игры престолов»

Любопытно, что в заключение этой заметки Макки утверждает, что «в любом случае кинотеатры в их нынешнем формате исчезнут». Произойдет ли это? Пока тенденция такова, что сериалы с малых экранов постепенно переходят на большие — их включают в специальные программы всех главных кинофестивалей мира и проводят показы самых громких премьер. Все это постепенно приводит к слиянию драматургии сериалов и кино. Да, стандартное ТВ-шоу по-прежнему основано на разговорах, интригах и хитрых «крючках», но чем больше примеров обратного, тем с меньшей вероятностью это можно назвать правилом. 
 

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

 


Обложка: кадр из сериала «Семейный брак» / See-Saw Films

 

Еще по теме

5 базовых композиционных правил и как их нарушить
Наверняка многие из нас считают, что полны творчества. Мы рискуем, пользуемся нашей...
Фильмы похожие на Дрянные девчонки
10 комедий, похожих на «Дрянные девчонки»
Если есть желание повеселиться, ощутить бесконечный позитив, то лучшим выбором...
Как это снято: «Грязные танцы»
Драматургия: низкобюджетная феминистская ретро-мелодрама, основанная на реальных событиях Писательница Элеонор...
сериалы апреля 2025
10 новых сериалов апреля 2025: от комедий до антиутопий
Абсурдные комедии, мистические триллеры, антиутопии, драмы, экшен-хорроры — сериалы апреля...
Надо видеть: любимые фильмы Джеймса Кэмерона
1«Волшебник страны Оз» (Виктор Флеминг, 1939) Трейлер фильма «Волшебник страны...
Якутские фильмы
Магия якутского кино: 10 фильмов, которые стоит посмотреть
Киноработы, созданные в Якутии, являются особым пластом российского кинематографа. Якутские...
Как это снято: «Скромное обаяние буржуазии»
Драматургия: сатирическая притча-матрешка После выхода «Тристаны» в 1970 году испанский отец...