Главная / Практика / Приемы: Драматургия сериала

Приемы: Драматургия сериала

Основное отличие сериального формата рассказа истории от классического игрового фильма — продолжительность. Даже если мы говорим о мини-сериале длиной в 5-10 серий, повествование в любом случае насыщается событиями гораздо больше, чем в стандартном двухчасовом фильме.

Второе ключевое отличие, описанное во всех учебниках по драматургии сериала — открытый финал. В фильме, как правило, основной конфликт к концу исчерпывается: герой успешно решает проблему или проигрывает дело. Многоточие может присутствовать, но это, скорее, вопрос без ответа. В сериале же финал может «повисать в воздухе» — прежде всего, для поддержания интриги в следующей серии или на случай возможного продолжения после очередного сезона. Впрочем, как и в любом правиле, здесь имеется достаточное количество исключений.

Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO
Кадр из сериала «Острые предметы» / Фото: HBO

Объем хронометража и открытый финал влияют на основные составляющие драматургии — на последовательность действий, диалоги, образы героев и обстоятельства, в которых они действуют.
 

   
 10 лучших камер для съемки видео 360° 10 учебников по драматургии

В дополнение к нашим подборкам книг для сценаристов приводим список лучших пособий по теории драмы, ведь именно хорошо продуманная драматургия лежит в основе великих произведений

 
   

 

Формат и жанр

Памела Дуглас в своей подробной энциклопедии «Искусство сериала. Как стать успешным автором на TV» выделяет три вида многосерийной драмы:

  • антологии;
  • завершенные эпизоды;
  • сериалы.

С первыми все достаточно просто — это самостоятельные истории, похожие на короткие кинофильмы, связанные только тематически. К примеру, популярная в 1960-е антология «Сумеречная зона» (в 2019-м вышла современная версия) была выдержана в едином стиле, но состав исполнителей менялся каждую неделю. Относительно недавний пример подобного формата — «Черное зеркало», которое необязательно смотреть полностью и строго по порядку. Каждая серия раскрывает определенную проблему, и прямой связи между эпизодами нет.

Трейлер сериала «Черное зеркало»

Завершенные эпизоды и сериалы в этой структуре справедливо объединить. В первом случае мы говорим о классических процедуралах, когда состав исполнителей главных ролей остается неизменным, но в конце серии каждая новая конфликтная ситуация разрешается. Через подобные сюжеты с вертикальным развитием часто проходит второстепенная линия, которая до определенного момента может быть заявлена нечетко. Например, в первых сезонах «Секретных материалов» (1993-2002) каждая серия рассказывала о новом паранормальном явлении, а романтические отношения между Малдером и Скалли подразумевались, но упор на них не делался. Зрительский интерес к этой линии подсказал создателям шоу смещение акцентов, и второстепенная линия для многих превратилась в главную, а расследования в некотором смысле стали интересным фоном для постепенного развития их отношений.
 

Трейлер сериала «Секретные материалы»

Многие сериалы вне зависимости от жанра построены по такому принципу: в сериях может не быть крепких связей между событиями (особенно, в начале сезона), но через все серии проводится мысль, которая становится главной интригой. При этом построены они именно как завершенные сюжеты.

Понятием «сериалы» Памела Дуглас объединяет самые разные жанры и форматы. Это и ситкомы длиной в полчаса, и стандартные 45-минутные и часовые шоу, идущие на каналах в прайм-тайм. Основная характеристика сериалов — последовательное развитие сюжета на протяжении многих эпизодов, т.е. длинный нарратив. Сериал предлагает вам прожить с героями не час-другой, а сотни часов, как это было, например, с «Полицией Нью-Йорка» (1993-2005), показ которой занял около 250 часов экранного времени.
 

Трейлер сериала «Полиция Нью-Йорка»

Надо учитывать, что сейчас подобное деление на три варианта размыто, поскольку любая история, длиной в несколько серий, может попадать одновременно в категорию процедурала, где ситуация завершается к концу эпизода, и собственно сериала с длинным нарративом. Все зависит от жанра (драма, комедия, детектив) и времени продолжительности одной серии. К примеру, Стивен Фрирз в недавнем «Семейном браке» (2019) интересно экспериментирует с хронометражом — стандартную историю о кризисе супружеской жизни он рассказывает в 10 сериях, каждая из которых длится всего 10 минут. Никаких визуальных излишеств, второстепенных персонажей и деталей — муж и жена, переживающие непростой период в отношениях, перед каждым походом к психотерапевту встречаются в баре напротив и за пинтой пива и бокалом белого обсуждают свои проблемы. Все это вполне можно развернуть в полноценный сезон (и даже не один), но 100 минут оказывается более чем достаточно, чтобы изложить эту житейскую драму не доводя повествование до банальностей.
 

Трейлер сериала «Семейный брак»
 

Герои и обстоятельства

Ядро любой истории — персонажи. Продолжительность серии, жанр и сюжетные твисты продумываются столь детально авторами сериалов с единственной целью — привлечения внимания аудитории к героям. Запоминающиеся и многомерные герои — один из главных рецептов популярности любого сериала. Перечисление всех полюбившихся зрителям персонажей займет не одну страницу. Примеры доказывают, что в немногочисленных случаях замены главного персонажа интерес аудитории заметно ослабевает, хотя некоторые шоу продолжали существовать и после таких перестановок.

Большинство самых ярких героев, знакомых нам по лучшим образцам жанра — антигерои. Среди них практически не встречаются строго положительные или отрицательные характеры. Драматургическая арка каждого персонажа расширена для создания многогранного образа, за трансформациями которого интересно следить на протяжении нескольких сезонов. Если в кино у нас есть лишь пара часов, чтобы пережить превращение плохого парня в хорошего или наоборот, то сериал раздвигает эти рамки, позволяя приблизить процесс изменений к естественному — в жизни тоже все не меняется за один день. Сюжетная конструкция может менять образ героя кардинальным образом не один раз.

В большинстве случаев в сериалах представлены два типа:

  • обычные герои в необычных обстоятельствах;
  • необычные герои в обычных обстоятельствах.

Эта удобная схема сразу заявляет основной конфликт (внутренний, внешний). А в детективе «Острые предметы» (2018) обычная журналистка Камила Прикер оказывается в запутанной ситуации: она вынуждена отправиться в родной городок, с которым у нее связаны не самые приятные воспоминания (внутренний конфликт) для расследования убийств, которые оказываются вовсе не делом рук таинственного маньяка (внешний конфликт).
 

Трейлер сериала «Острые предметы

Обратный пример: сериал «Люцифер» (2016), в котором спустившийся с небес на землю дьявол становится владельцем ночного клуба в Лос-Анджелесе и расследует убийство вместе с детективом.
 

Трейлер сериала «Люцифер»

В итоге все сводится к некой условной модели ассимиляции, адаптации героя к созданному в сериале миру. Проверено, что зрителю интереснее следить за персонажами, которые либо чем-то отличаются от обычного человека, либо оказываются в ситуациях, едва ли возможных для большинства из нас. Барьером может служить не только место, но и время — скажем, события прошлого и будущего, сменяющие друг друга на протяжении многочисленных сезонов «Доктора Кто» (с 1963 — по настоящее время), или мистический мир сериала «Очень странные дела» (2016).
 

Трейлер сериала «Очень странные дела»
 

Структура

Трехактная структура фильма идеальна для решения описанной выше трансформации героя. Персонаж вступает в конфликт (внешний или внутренний), проходит через него и в конечном итоге решает его или пытается выйти. Это позволяет сразу закрыть историю, не оставляя недомолвок. Даже если мы имеем дело с открытым финалом, вопрос все равно повиснет в воздухе и ничто не укажет на его возможное разрешение.

В сериале основная интрига никогда не решается к концу первого эпизода — она должна быть помещена в основу всего повествования, при этом не выпирать настолько, чтобы зритель думал о ней каждую минуту, но и не теряться в ткани других событий, чтобы о ней никто не забыл. Для поддержания зрительского интереса интрига с каждой серией обрастает множеством дополнительных — прямо, косвенно, а иногда и вовсе не связанных с основной. Так, в процедуралах применяется схема «новый эпизод — новое преступление». В сюжетах с выраженным вертикальным развитием наличие основного конфликта кажется не таким обязательным — зрители вполне могут не смотреть все сезоны от и до, а значит упустят второстепенную линию. Однако в лучших образцах жанра она все равно присутствует.

Кадр из сериала „Настоящий детектив“ / Фото: HBO
Кадр из сериала «Настоящий детектив» / Фото: HBO

Для последовательного раскрытия главной интриги драматургия ситкома опирается на двухактную структуру (подготовка к смешной ситуации — разрешение смешной ситуации, которые повторяются два раза), вертикального сериала — на четырехтактную, а в горизонтальных сериалах расширяется до пяти-шести актов.

Четырехтактную структуру удобно рассматривать на примере классического детектива, где мы имеем дело с 4 линиями:

  • линия основного расследования;
  • линия дополнительного (менее страшного) преступления или личная история;
  • линия напарника или горизонтальный сюжет;
  • мистическая или комическая линия.

В первых двух сезонах «Настоящего детектива» (2014) подобная структура соблюдена очень точно. Завязка действия — жестокое убийство. Развитие — расследование преступления. Кульминация-обманка — раскрытие преступления, переход к новому витку истории и выяснение подробностей старого дела спустя несколько лет. Развязка — установление истины.
 

Трейлер сериала «Настоящий детектив»

Однако использование этих делений в качестве непреложных законов достаточно спорно. Александр Молчанов в книге «Букварь сценариста» замечает: «При делении на пять актов, как правило, либо искусственно расширяются до акта пролог (тизер) и эпилог, либо рубится по живому второй акт. Что же касается четырехактных сериалов, то третий акт (дополнительная сюжетная линия) в них всегда выглядит вставным зубом, отвлекающим от основного действия».
 

Крючки

Использование клиффхэнгеров в сериалах (открытая развязка, прерывание действия на особенно захватывающем моменте) — обязательный пункт каждого эпизода. Его сложность варьируется в зависимости от расположения — в начале серии, в середине или в конце. Как правило, любой клюффихэнгер предполагает достаточно быстрое разрешение ситуации (после рекламной паузы или в следующем эпизоде). В кино ситуация другая: в финале крупной франшизы нам обязательно оставят крючок к следующей части, который должен быть достаточно цепким, ведь фильм приходится ждать несколько лет.

Кадр из сериала „Твин Пикс“ / Фото: ABC
Кадр из сериала «Твин Пикс» / Фото: ABC

Впрочем, современная практика покупки (скачивания) целого сезона в один клик, дает зрителю возможность посмотреть его за один день, а значит острая потребность в постоянном подогреве интереса снижается. Зато стремительность перехода от одного события к другому наоборот возрастает. Как бы ни трансформировалась и усложнялась сериальная драматургия, во многих пунктах все больше приближаясь к фильму, неспешное течение событий сериалам никогда не было свойственно и с трудом можно представить это в будущем — их любят не за размышления о вечном, а за показ того, что совсем близко и понятно, хотя и здесь встречаются достойные исключения (к примеру, «Твин Пикс» (1990-1991, 2017) и атмосферно близкий к нему современный «Ривердэйл», 2017).
 

Трейлер сериала «Ривердэйл»
 

Диалоги

Поскольку локации сериалов в большинстве случаев искусственно построенные, внутренние, а набор основных персонажей не принято менять в каждой серии, наличие большого количества сцен с диалогами само собой подразумевается как неотъемлемый признак сериальной культуры. Роберт Макки в «Диалоге», объясняя смещение от «картинки» к диалогу, выделяет три причины:
 

  • небольшой размер телевизионных экранов;
  • особенности жанра (семейная комедия, драма, производственные истории), где герои помещены в рамки дома/офиса и без обилия диалогов развитие историй невозможно;
  • более скромный сюжет по сравнению с киноиндустрией.

Конечно, на каждую эту причину легко найти исключение. Во всяком случае, бюджеты сериалов в последние годы выросли во много раз, диапазон визуальных средств, которые используют в съемках, значительно расширился и в некоторых случаях диалоги отходят на второй план. Батальные эпизоды «Игры престолов» (2011-2019) — живое тому доказательство.
 

Сцена из сериала «Игры престолов»

Любопытно, что в заключение этой заметки Макки утверждает, что «в любом случае кинотеатры в их нынешнем формате исчезнут». Произойдет ли это? Пока тенденция такова, что сериалы с малых экранов постепенно переходят на большие — их включают в специальные программы всех главных кинофестивалей мира и проводят показы самых громких премьер. Все это постепенно приводит к слиянию драматургии сериалов и кино. Да, стандартное ТВ-шоу по-прежнему основано на разговорах, интригах и хитрых «крючках», но чем больше примеров обратного, тем с меньшей вероятностью это можно назвать правилом. 
 

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

 


Обложка: кадр из сериала «Семейный брак» / See-Saw Films