tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Обзоры

Батальные эпизоды «Игры престолов»

Одной из главных изюминок «Игры престолов» являются большие батальные сцены. Разбираемся, в чем их особенности именно в этом сериале: драматургия боя, моря крови, художественные решения и фокус на герое

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Драматургия баталий


Батальные сцены занимают в «Игре престолов» совершенно особое место. Можно насчитать по-меньшей мере дюжину примеров сцен массовых сражений, выделяющихся настолько, что они становятся своего рода «фильмом внутри фильма». Иногда такие фрагменты длятся около десяти минут (например, битва Железных флотов во 2-м эпизоде 7-го сезона или битва на замерзшем озере в 6-м эпизоде того же сезона), иногда занимают полсерии (битва у Черноводной в 9-м эпизоде 2-го сезона или битва бастардов в 9-м эпизоде 6-го сезона), а некоторые баталии становятся и вовсе самостоятельными сериями (битва за Черный замок в 9-м эпизоде 4-го сезона или великая битва за Винтерфелл в 3-м эпизоде 8-го сезона). Конечно, упор в баталиях делается на зрелищную экшн-составляющую, однако она обязательно выстраивается вокруг драматургического каркаса. А кроме того, каждое сражение двигает драматургию сериала в целом.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

В боях «Игры престолов» можно выделить все традиционные элементы драматургической структуры: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку, эпилог. Развитие обычно сопровождается своего рода «качелями», когда успех начинает переходить то к одной, то к другой стороне конфликта, и «паузами», «передышками» когда от битвы наше внимание переключают на некое параллельное действие или на отдельного героя. Авторы активно используют неожиданные сюжетные твисты, в том числе часто разрешают с их помощью финалы сражений. Возьмем в качестве примера, вероятно, самую прославленную (а по мнению многих — и лучшую) баталию «Игры престолов» — битву бастардов. В экспозиции мы видим расстановку сил, в том числе нам наглядно дают понять, что армия Болтонов значительно превосходит войско Старков. В завязке Рамси Болтон устраивает «игру» с Риконом — дает ему возможность убежать, параллельно стреляя по нему из лука. Тем самым Рамси выманивает Джона Сноу, оказывающегося в одиночестве и в крайне уязвимой позиции посередине поля битвы, что спутывает Старкам весь план сражения. Далее начинается само столкновение, то есть основная часть — развитие. Положение Старков постепенно становится хуже и хуже, но все меняет кульминационный твист — появление войск Долины Аррен. Развязка происходит уже во дворе Винтерфелла, где Старки и Аррены (а также гигант Вун-Вун) окружают Рамси. Эпилог — на стены Винтерфелла возвращаются знамена Старков, а Рамси съедают его же собаки.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Впрочем, схема может и отличаться. Например, битва Железных флотов, по сути, не имеет экспозиции — сражение начинается внезапно и для героев, и для зрителя. Если в битве бастардов вполне четко обозначены протагонист и антагонист, то в некоторых случаях столь четкого разделения нет, а зрителю трудно определиться, за кого болеть. Именно так устроена битва у Черноводной, где и героев, и злодеев достаточно в каждом лагере, или бойня на Золотом тракте (4-й эпизод 7-го сезона), где в общем-то сопереживаешь обеим сторонам. В ходе великой битвы за Винтерфелл «пауза» с Арьей образует большую самостоятельную сцену с жанре триллера — героиня прячется от сражения внутри крепости, но и там встречает оживших мертвецов.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Отдельного внимания заслуживают твисты. Это в принципе одна из характерных черт сериала, но в батальных сценах они используются с особой силой. В одних случаях твисты можно охарактеризовать как deus ex machina, когда положение спасает непредсказуемое и почти волшебное событие. До войск Арренов в битве бастардов столь же внезапно исход сражения меняли войска Ланнистеров и Тиреллов в битву у Черноводной. Или твист может быть обусловлен развитием героя, как это было в битве за Королевскую Гавань, когда Дейнерис, уже выигрывая сражение, вдруг решила сжечь весь город с помощью дракона. Твист также может раскрывать новую особенность всего сюжета. Так в эпилоге бойни в Суровом Доме (8-я серия 5-го эпизода) Король Ночи впервые демонстрирует умение оживлять мертвых, что, разумеется, производит шоковый эффект.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Вообще авторы постоянно играют с ожиданиями зрителей на разных уровнях. Приведем пример такого яркого решения. Начиная битву бастардов, Рамси стреляет по Рикону из лука. Мы трижды видим, как он запускает стрелу, и когда на третий раз Рикон остается невредим, начинаем думать, что юный Старк спасся (тем более, что и Джон уже совсем рядом). Но внезапно Рикона все-таки пронзает четвертая стрела, запуск которой нам показан уже не был. Так небольшая манипуляция зрительским вниманием и привычками создает более сильный эмоциональный эффект.
 

Гор


Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO

Само собой, батальные сцены подразумевают обилие насилия и членовредительства. В кинематографе этого давно предостаточно, а из сериалов можно вспомнить, например, «Рим». Но и тут «Игре престолов» удалось удивить. Согласно статистике, всего в сериале погибло 6887 персонажей в той или иной степени важных для сюжета (то есть реально — гораздо больше). Из них более половины, 3512, умерло и великой битве за Винтерфелл, а еще 1020 — при сожжении Королевской Гавани. 8 сезон вообще стал самым смертоносным — в нем умертвили 4548 персонажей. Следующий по этому показателю 7 сезон сильно отстает — в нем было «всего лишь» 1096 погибших. Однако все это с учетом закадровых смертей. В кадре убийств, конечно же, в разы меньше. Но и без того хватает, тем более с учетом того, что почти в каждой битве аудитория теряет кого-то из ключевых персонажей, а способы их умерщвления не знают ограничений в зрелищности и многообразии. В ходе битв несчастных бьют, разрубают на куски, протыкают, душат, сжигают, взрывают, топят, топчут и так далее. В большинстве батальных эпизодов встречается такой эффектный монтажный прием — клиповая нарезка увечий на крупных планах. Так авторы буквальным образом заставляет нас ощутить горький вкус крови, проливаемой персонажами. И кстати о крови. Вот еще одна интересная и впечатляющая цифра — всего за период съемок 8-ми сезонов было израсходовано 15140 литров искусственной крови.
 

Масштаб


Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO

«Игра престолов» задала новую планку масштаба сражений для малого экрана. Это касается как художественного решения, так и производственного аспекта. В художественном плане сериал примечателен относительно большим для телевизионного проекта количеством общих планов (хотя их кажется не так много по меркам кино). Особенно важными для батальных сцен являются кадры с высоты птичьего полета, позволяющие оценить расстановку сил и задающие эпическую атмосферу. Постановочный масштаб наращивался постепенно. В 1-м сезоне крупных батальных эпизодов не было вовсе (надо отдать авторам должное — они ловко избежали необходимости показывать битву на Зеленом Зубце, оставив без сознания Тириона, который перед этим позиционировался, как повествователь этого сражения). Первый показанным крупным сражением стала битва у Черноводной в конце 2-го сезона. А начиная с 5-го сезона есть, как минимум, по две больших битвы на сезон.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO

Особый размах был достигнут при съемках битвы бастардов. Ее снимали двадцать пять дней с участием пятисот статистов, двадцати пяти каскадеров, семидесяти лошадей, шестисот членов группы. Съемка одновременно велась четырьмя камерами, а для передачи динамики происходящего авторы задействовали «Русскую руку» — технологию стабилизационных кранов, закрепляемых на операторских автомобилях и управляемых дистанционно из салона. Съемки бойни на Золотом тракте шла чуть меньше — двадцать три дня, но был установлен другой рекорд — по количеству подожженных каскадеров. Всего было произведено семьдесят три «огненных поджога», имитирующих дыхание дракона, а в одном кадре одновременно находилось до двадцати горящих людей. Также этот эпизод примечателен использованием тросовой системы перемещения камеры спайдеркам. Самой же размашистой в плане постановки стала битвы за Винтерфелл из восьмого сезона. Над ней съемочная группа трудилась пятьдесят пять дней. В съемках участвовало по разным данным от пятисот до семисот пятидесяти человек массовки и восемьдесят лошадей.
 

Оригинальные решения

 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Хотя батальных эпизодов в «Игре престолов» довольно много, нет повторяющихся. Авторам удалось найти нечто оригинальное, отличительное для каждой битвы. Есть столкновения армий и осады крепостей, сражения в открытом поле и в замкнутом пространстве, на море и в воздухе, днем и ночью, есть борьба живых и борьба живых с мертвыми. Некоторые битвы выделяются своим визуальным решением. Скажем, битва за Черный замок и битва бастардов построены на длинных кадрах. В первой есть минутная панорама на 360°, а во второй — минутный фрагмент (со скрытыми склейками), демонстрирующий Джона Сноу в гуще сражения. В обоих случаях решения успешно работают на погружение зрителя в действие, на создание эффекта присутствия. Или невозможно не упомянуть световое решение великой битвы за Винтерфелл. В сериале и до этого встречались темные ночные эпизоды сражений (битва у Черноводной, битва за Черный замок, битва Железных флотов), но тут авторам удалось создать совсем уж непроглядную картину. Это вызвало немало критики, но стоит признать, что решение получилось уникальным и сделало серию по-своему особенной.
 

Фокус на герое

 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Глобальный масштаб авторы постоянно сочетают с индивидуальным, общее раскрывается через частное и наоборот. Фокус на герое — принципиальный момент в батальных эпизодах «Игры престолов». И тут можно выделить два основных чередующихся подхода к решению. Камера сосредотачивается на персонаже и держит его в центре внимания, какой бы ужас ни происходил вокруг. Например, в битве бастардов в духе «Спасти рядового Райана» ручная динамичная камера, снимая длинными кусками, «преследует» Джона Сноу. Схожим образом камера сопровождает Бронна в ходе бойни на Золотом тракте и Арью во время сожжения Королевской Гавани. В разных батальных эпизодах камера фокусируется на разном количестве героев. Например, в битве бастардов она в основном сосредоточена на Джоне Сноу. А в битве за Черный замок — поочередно на Джоне, на Сэме, на Скорбном Эдде, на Тормунде, на гигантах. По сути, эпизод состоит из ряда новелл, строящихся вокруг отдельных героев.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Другой подход — субъективная камера, отражающая видение батальных событий как бы от лица одного из героев. Ту же бойню на Золотом тракте мы видим то глазами Джейми Ланнистера, то глазами Тириона. Первый — участник событий, второй — наблюдатель. Почти в каждом батальном эпизоде есть вариация субъективного восприятия — шум битвы отходит на дальний план, перекрываемый или тишиной, или музыкой, а течение времени замедляется с помощью рапида. Вероятно, самый сильный пример такого подхода можно найти в кульминации великой битвы за Винтерфелл. Тут, кстати, стоит вспомнить не только «Спасти рядового Райана», но и «Иди и смотри».
 

Обложка: кадр из сериала «Игра престолов» / HBO

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8662
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3619
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2428
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1782
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее