Обзоры

Батальные эпизоды «Игры престолов»

Одной из главных изюминок «Игры престолов» являются большие батальные сцены. Разбираемся, в чем их особенности именно в этом сериале: драматургия боя, моря крови, художественные решения и фокус на герое

  • 15 июня
  • 1890
Павел Орлов

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

Драматургия баталий


Батальные сцены занимают в «Игре престолов» совершенно особое место. Можно насчитать по-меньшей мере дюжину примеров сцен массовых сражений, выделяющихся настолько, что они становятся своего рода «фильмом внутри фильма». Иногда такие фрагменты длятся около десяти минут (например, битва Железных флотов во 2-м эпизоде 7-го сезона или битва на замерзшем озере в 6-м эпизоде того же сезона), иногда занимают полсерии (битва у Черноводной в 9-м эпизоде 2-го сезона или битва бастардов в 9-м эпизоде 6-го сезона), а некоторые баталии становятся и вовсе самостоятельными сериями (битва за Черный замок в 9-м эпизоде 4-го сезона или великая битва за Винтерфелл в 3-м эпизоде 8-го сезона). Конечно, упор в баталиях делается на зрелищную экшн-составляющую, однако она обязательно выстраивается вокруг драматургического каркаса. А кроме того, каждое сражение двигает драматургию сериала в целом.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

В боях «Игры престолов» можно выделить все традиционные элементы драматургической структуры: экспозицию, завязку, развитие, кульминацию, развязку, эпилог. Развитие обычно сопровождается своего рода «качелями», когда успех начинает переходить то к одной, то к другой стороне конфликта, и «паузами», «передышками» когда от битвы наше внимание переключают на некое параллельное действие или на отдельного героя. Авторы активно используют неожиданные сюжетные твисты, в том числе часто разрешают с их помощью финалы сражений. Возьмем в качестве примера, вероятно, самую прославленную (а по мнению многих — и лучшую) баталию «Игры престолов» — битву бастардов. В экспозиции мы видим расстановку сил, в том числе нам наглядно дают понять, что армия Болтонов значительно превосходит войско Старков. В завязке Рамси Болтон устраивает «игру» с Риконом — дает ему возможность убежать, параллельно стреляя по нему из лука. Тем самым Рамси выманивает Джона Сноу, оказывающегося в одиночестве и в крайне уязвимой позиции посередине поля битвы, что спутывает Старкам весь план сражения. Далее начинается само столкновение, то есть основная часть — развитие. Положение Старков постепенно становится хуже и хуже, но все меняет кульминационный твист — появление войск Долины Аррен. Развязка происходит уже во дворе Винтерфелла, где Старки и Аррены (а также гигант Вун-Вун) окружают Рамси. Эпилог — на стены Винтерфелла возвращаются знамена Старков, а Рамси съедают его же собаки.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Впрочем, схема может и отличаться. Например, битва Железных флотов, по сути, не имеет экспозиции — сражение начинается внезапно и для героев, и для зрителя. Если в битве бастардов вполне четко обозначены протагонист и антагонист, то в некоторых случаях столь четкого разделения нет, а зрителю трудно определиться, за кого болеть. Именно так устроена битва у Черноводной, где и героев, и злодеев достаточно в каждом лагере, или бойня на Золотом тракте (4-й эпизод 7-го сезона), где в общем-то сопереживаешь обеим сторонам. В ходе великой битвы за Винтерфелл «пауза» с Арьей образует большую самостоятельную сцену с жанре триллера — героиня прячется от сражения внутри крепости, но и там встречает оживших мертвецов.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Отдельного внимания заслуживают твисты. Это в принципе одна из характерных черт сериала, но в батальных сценах они используются с особой силой. В одних случаях твисты можно охарактеризовать как deus ex machina, когда положение спасает непредсказуемое и почти волшебное событие. До войск Арренов в битве бастардов столь же внезапно исход сражения меняли войска Ланнистеров и Тиреллов в битву у Черноводной. Или твист может быть обусловлен развитием героя, как это было в битве за Королевскую Гавань, когда Дейнерис, уже выигрывая сражение, вдруг решила сжечь весь город с помощью дракона. Твист также может раскрывать новую особенность всего сюжета. Так в эпилоге бойни в Суровом Доме (8-я серия 5-го эпизода) Король Ночи впервые демонстрирует умение оживлять мертвых, что, разумеется, производит шоковый эффект.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Вообще авторы постоянно играют с ожиданиями зрителей на разных уровнях. Приведем пример такого яркого решения. Начиная битву бастардов, Рамси стреляет по Рикону из лука. Мы трижды видим, как он запускает стрелу, и когда на третий раз Рикон остается невредим, начинаем думать, что юный Старк спасся (тем более, что и Джон уже совсем рядом). Но внезапно Рикона все-таки пронзает четвертая стрела, запуск которой нам показан уже не был. Так небольшая манипуляция зрительским вниманием и привычками создает более сильный эмоциональный эффект.
 

Гор


Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO

Само собой, батальные сцены подразумевают обилие насилия и членовредительства. В кинематографе этого давно предостаточно, а из сериалов можно вспомнить, например, «Рим». Но и тут «Игре престолов» удалось удивить. Согласно статистике, всего в сериале погибло 6887 персонажей в той или иной степени важных для сюжета (то есть реально — гораздо больше). Из них более половины, 3512, умерло и великой битве за Винтерфелл, а еще 1020 — при сожжении Королевской Гавани. 8 сезон вообще стал самым смертоносным — в нем умертвили 4548 персонажей. Следующий по этому показателю 7 сезон сильно отстает — в нем было «всего лишь» 1096 погибших. Однако все это с учетом закадровых смертей. В кадре убийств, конечно же, в разы меньше. Но и без того хватает, тем более с учетом того, что почти в каждой битве аудитория теряет кого-то из ключевых персонажей, а способы их умерщвления не знают ограничений в зрелищности и многообразии. В ходе битв несчастных бьют, разрубают на куски, протыкают, душат, сжигают, взрывают, топят, топчут и так далее. В большинстве батальных эпизодов встречается такой эффектный монтажный прием — клиповая нарезка увечий на крупных планах. Так авторы буквальным образом заставляет нас ощутить горький вкус крови, проливаемой персонажами. И кстати о крови. Вот еще одна интересная и впечатляющая цифра — всего за период съемок 8-ми сезонов было израсходовано 15140 литров искусственной крови.
 

Масштаб


Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO

«Игра престолов» задала новую планку масштаба сражений для малого экрана. Это касается как художественного решения, так и производственного аспекта. В художественном плане сериал примечателен относительно большим для телевизионного проекта количеством общих планов (хотя их кажется не так много по меркам кино). Особенно важными для батальных сцен являются кадры с высоты птичьего полета, позволяющие оценить расстановку сил и задающие эпическую атмосферу. Постановочный масштаб наращивался постепенно. В 1-м сезоне крупных батальных эпизодов не было вовсе (надо отдать авторам должное — они ловко избежали необходимости показывать битву на Зеленом Зубце, оставив без сознания Тириона, который перед этим позиционировался, как повествователь этого сражения). Первый показанным крупным сражением стала битва у Черноводной в конце 2-го сезона. А начиная с 5-го сезона есть, как минимум, по две больших битвы на сезон.

Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO
Кадр из сериала «Игра престолов» / Фoто: HBO

Особый размах был достигнут при съемках битвы бастардов. Ее снимали двадцать пять дней с участием пятисот статистов, двадцати пяти каскадеров, семидесяти лошадей, шестисот членов группы. Съемка одновременно велась четырьмя камерами, а для передачи динамики происходящего авторы задействовали «Русскую руку» — технологию стабилизационных кранов, закрепляемых на операторских автомобилях и управляемых дистанционно из салона. Съемки бойни на Золотом тракте шла чуть меньше — двадцать три дня, но был установлен другой рекорд — по количеству подожженных каскадеров. Всего было произведено семьдесят три «огненных поджога», имитирующих дыхание дракона, а в одном кадре одновременно находилось до двадцати горящих людей. Также этот эпизод примечателен использованием тросовой системы перемещения камеры спайдеркам. Самой же размашистой в плане постановки стала битвы за Винтерфелл из восьмого сезона. Над ней съемочная группа трудилась пятьдесят пять дней. В съемках участвовало по разным данным от пятисот до семисот пятидесяти человек массовки и восемьдесят лошадей.
 

Оригинальные решения

 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Хотя батальных эпизодов в «Игре престолов» довольно много, нет повторяющихся. Авторам удалось найти нечто оригинальное, отличительное для каждой битвы. Есть столкновения армий и осады крепостей, сражения в открытом поле и в замкнутом пространстве, на море и в воздухе, днем и ночью, есть борьба живых и борьба живых с мертвыми. Некоторые битвы выделяются своим визуальным решением. Скажем, битва за Черный замок и битва бастардов построены на длинных кадрах. В первой есть минутная панорама на 360°, а во второй — минутный фрагмент (со скрытыми склейками), демонстрирующий Джона Сноу в гуще сражения. В обоих случаях решения успешно работают на погружение зрителя в действие, на создание эффекта присутствия. Или невозможно не упомянуть световое решение великой битвы за Винтерфелл. В сериале и до этого встречались темные ночные эпизоды сражений (битва у Черноводной, битва за Черный замок, битва Железных флотов), но тут авторам удалось создать совсем уж непроглядную картину. Это вызвало немало критики, но стоит признать, что решение получилось уникальным и сделало серию по-своему особенной.
 

Фокус на герое

 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Глобальный масштаб авторы постоянно сочетают с индивидуальным, общее раскрывается через частное и наоборот. Фокус на герое — принципиальный момент в батальных эпизодах «Игры престолов». И тут можно выделить два основных чередующихся подхода к решению. Камера сосредотачивается на персонаже и держит его в центре внимания, какой бы ужас ни происходил вокруг. Например, в битве бастардов в духе «Спасти рядового Райана» ручная динамичная камера, снимая длинными кусками, «преследует» Джона Сноу. Схожим образом камера сопровождает Бронна в ходе бойни на Золотом тракте и Арью во время сожжения Королевской Гавани. В разных батальных эпизодах камера фокусируется на разном количестве героев. Например, в битве бастардов она в основном сосредоточена на Джоне Сноу. А в битве за Черный замок — поочередно на Джоне, на Сэме, на Скорбном Эдде, на Тормунде, на гигантах. По сути, эпизод состоит из ряда новелл, строящихся вокруг отдельных героев.
 
Сцена из сериала «Игра престолов»

Другой подход — субъективная камера, отражающая видение батальных событий как бы от лица одного из героев. Ту же бойню на Золотом тракте мы видим то глазами Джейми Ланнистера, то глазами Тириона. Первый — участник событий, второй — наблюдатель. Почти в каждом батальном эпизоде есть вариация субъективного восприятия — шум битвы отходит на дальний план, перекрываемый или тишиной, или музыкой, а течение времени замедляется с помощью рапида. Вероятно, самый сильный пример такого подхода можно найти в кульминации великой битвы за Винтерфелл. Тут, кстати, стоит вспомнить не только «Спасти рядового Райана», но и «Иди и смотри».
 

Обложка: кадр из сериала «Игра престолов» / HBO

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8973
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4658
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3841
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2046
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1769
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1632
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее