Практика

Зачем одевать героев на Сэвил-роу

Шить мужские костюмы на заказ в Лондоне — особый шик и дорогое удовольствие. Почему актеры и художники по костюмам настаивают на этом? Читайте в нашей новой статье


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

Зритель, конечно, не обязан разбираться в хорошем крое. Но даже самый далекий от моды человек сочтет неубедительным персонажа, изображающего, скажем, принца Уэльского, если он одет в плохо сидящий костюм, сшитый из дешевой ткани. Как бы актер ни старался, сколько бы все вокруг ему ни говорили «Ваше высочество!», нет веры, что мужчина в пиджаке, сборящем на спине, с широкими и длинными рукавами и мятой грудью — аристократ.

Хороший костюм — это не только пафос. В первую очередь, это четкие линии, делающие фигуру стройнее, а мужчину — собраннее и, главное, увереннее в себе.
 

Что такое костюм с Сэвил-роу?


Мекка мужского стиля для денди всех стран — улица Сэвил-роу в районе Мейфэр, расположенном в центре Лондона. Именно здесь находятся самые известные ателье по пошиву мужской одежды, в которых делают костюмы для королей, президентов и шейхов.

Улица  Сэвил-роу в 1955 г. Фото: Ben Brooksbank / Wikipedia
Улица  Сэвил-роу в 1955 г. / Фото: Ben Brooksbank / Wikipedia

Каждый предмет одежды, созданный там, уникален: он изготовлен по точным меркам клиента и сшит из выбранной им или сделанной для него на заказ ткани.

Мастерская Anderson & Sheppard  / Фото:  Anderson & Sheppard 
Мастерская Anderson & Sheppard  / Фото:  Anderson & Sheppard 

Ателье на этой улице стали появляться в 1630-х годах, еще до того, как улица приобрела свое нынешнее название. В 2004 году появилась ассоциация The Savile Row Bespoke, целью которой было защитить высокие стандарты пошива мужского костюма в век готовой фабричной и китайской одежды. Например, по правилам ассоциации, закройщик должен контролировать работу каждого портного, а все предметы одежды должны быть сконструированы не более чем в ста ярдах от Сэвил-роу.

Клиенту предлагается на выбор не менее 2000 вариантов тканей, и к пошиву костюма предъявляются строгие технические требования: передняя часть пиджака должна быть полностью простегана вручную, петли обметаны также вручную, рукава вшиты тоже вручную и так далее. Благодаря этому, в костюме ничто нигде не сборит и не тянет, он подчеркивает все достоинства фигуры мужчины и скрывает его недостатки.
 

Британский костюм в кино


Марк Стронг в костюме от мастерской H. Huntsman & Sons  в фильме «Совокупность лжи» (2008) / Фото: Warner Bros.
Марк Стронг в костюме от мастерской H. Huntsman & Sons  в фильме «Совокупность лжи» (2008) / Фото: Warner Bros.

Для любого актера очень важно хорошо выглядеть на экране и вне его, не разочаровать своим внешним видом фанатов. Это сегодня можно увидеть кинозвезду на премьере в джинсах и мятом пиджаке, но раньше это было просто немыслимо. Во-первых, за внешним видом своих кинозвезд следили продюсеры. Во-вторых, актеры считались образцами стиля, им подражали, на них равнялись. Как сказал один из портных с Сэвил-роу, до сих пор клиенты просят сшить фрак, как у Фреда Астера или костюм, как у Кэри Гранта. Сами эти актеры были клиентами лучших лондонских пошивочных домов, заказывали там одежду для жизни и для кино. И вошли этим в историю мужского стиля.
 

H. Huntsman & Sons. Savile Row, Mayfair, London

 
 
Избранная фильмография: «Банковский билет в миллион фунтов стерлингов» (1954), «Арабеска» (1966), «Шпион, выйди вон!», «Аббатство Даунтон», «Kingsman: Секретная служба» (2015), «Kingsman: Золотое кольцо» (2017).

Клиенты — кинозвезды: Рудольфо Валентино, Фред Астер, Кларк Гейбл, Грегори Пек, Дирк Богарт, Кэтрин Хепберн, Марлен Дитрих и др.

 
 

Кадр из фильма «Арабеска» (1966) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Арабеска» (1966) / Фото: Universal Pictures

Одно из престижнейших ателье H. Huntsman & Sons давно сотрудничает со звездами Голливуда. В число его крупных клиентов входили Лоуренс Оливье, Кларк Гейбл и, в бытность его еще актером, президент США Рональд Рейган. Но лицом бренда в ХХ веке считался Грегори Пек. H. Huntsman & Sons одевали его с 1953 года вплоть до смерти в 2003 году. Пек для себя, а киностудии — для его фильмов заказали в этом ателье более 160 костюмов.

Тэрон Эджертон в фильме «Kingsman: Золотое кольцо» (2017) / Фото: 20th Century Fox
Тэрон Эджертон в фильме «Kingsman: Золотое кольцо» (2017) / Фото: 20th Century Fox

Именно H. Huntsman & Sons послужили источником вдохновения для съемок блокбастера Мэтью Вона «Kingsman: секретная служба». Режиссер, их клиент с 18-летнего возраста, решил, что завесой для шпионской организации Kingsman вполне может стать именно пошивочный дом с Сэвил-роу, и договорился о съемках в любимом ателье. В фильме «Kingsman: Золотое кольцо» актер Тэрон Эджертон носит сшитый там на заказ оранжевый бархатный смокинг, что, разумеется, добавило персонажу шика и заодно сделало хорошую рекламу ателье.

Хью Бонневиль в мастерской H. Huntsman&Sons / Фото: H. Huntsman & Sons 
Хью Бонневиль в мастерской H. Huntsman&Sons / Фото: H. Huntsman & Sons 

Для поклонников сериала «Аббатство Даунтон» будет приятно узнать, что именно в Huntsman сшили фрак актеру Хью Бонневилю, исполняющему роль лорда Кроули. «Этот костюм помогает мне войти в образ, поскольку заставляет держать правильную для аристократа осанку», — говорит актер.

Кадр из сериала «Аббатство Даунтон» / Фото: ITV
Кадр из сериала «Аббатство Даунтон» / Фото: ITV
 

Henry Poole & Co. 15 Savile Row, Mayfair, London

 
 
Избранная фильмография: «Доктор Ноу» (смокинг Джеймса Бонда) (1962), «Темные времена» (2017).
 
 

Кадр из фильма «Темные времена» (2017) / Фото: Focus Features; Кадр из фильма «Доктор Ноу» (1962) / Фото: United Artists
Кадр из фильма «Темные времена» (2017) / Фото: Focus Features; Кадр из фильма «Доктор Ноу» (1962) / Фото: United Artists

Пошивочный дом Henry Poole & Co, основанный в 1806 году, гордится не клиентами-кинозвездами, а внушительным списком заказчиков — особ королевской крови. И тем, что именно в этом ателье придумали куртку для смокинга (тукседо) для принца Уэльского (Эдуарда VII). Поэтому, доверив в 1962 году стиль Джеймса Бонда (Шона Коннери) известному лондонскому портному Энтони Синклеру, режиссер фильма Теренс Янг заказал смокинг именно в Henry Poole.
Кадр из фильма «Темные времена» (2017) / Фото: Focus Features

Кадр из фильма «Темные времена» (2017) / Фото: Focus Features

Кадр из фильма «Темные времена» (2017) / Фото: Focus Features

Кадр из фильма «Темные времена» (2017) / Фото: Focus Features

С 1903 года клиентом этого дома был Уинстон Черчилль. В связи с этим художник по костюмам фильма «Темные времена» Жаклин Дюрран обратилась в Henry Pool с просьбой сшить костюмы для актера Гэри Олдмана, исполнявшего в фильме роль легендарного премьер-министра. И заодно костюмы для Бена Мендельсона, игравшего Георга VI (реальный король, кстати, тоже был клиентом этого ателье).

Уинстон Черчилль / Фото: AP / TASS
Уинстон Черчилль / Фото: AP / TASS

«Речь шла о попытке сделать самую достоверную картину про Черчилля, — сказала в интервью художник по костюмам. — И с самого начала мы решили, что не хотим стилизации, а хотим сохранить близость к реальности». И тут речь идет не столько о костюме — копии, сколько о костюме — актерском помощнике, ведь, надевая такую вещь, актер начинает чувствовать свою близость к персонажу. «Оскар», который получил Олдман за эту роль, тому доказательство.
 

Timothy Everest

 
 
Избранная фильмография: «Миссия: невыполнима» (1996) и сиквелы, «С широко закрытыми глазами» (1999), «Mamma Mia!» (2008), «Агенты А.Н.К.Л.» (2015), «007: Спектр» (2015), «Приключения Паддингтона 2», сериал «Корона».

Клиенты-кинозвезды: Кевин Бейкон, Мэтью Бродерик, Пирс Броснан, Джереми Айронс и др.
 
 
Кадр из фильма «Мaмма Mia!» (2008) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Мaмма Mia!» (2008) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Миссия: невыполнима» (1996) / Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Миссия: невыполнима» (1996) / Фото: Paramount Pictures

Ну и коль речь зашла о воплощении актерами образов членов британской королевской семьи, то нельзя здесь не упомянуть Тимоти Эвереста, ответственного за пошив костюмов принца Филиппа (актер Мэтт Смит) и герцога Виндзорского (актер Алекс Дженнингс) в сериале «Корона».
На съемках сериала «Корона» / Фото: Netflix

На съемках сериала «Корона» / Фото: Netflix

Кадр из сериала «Корона» / Фото: Netflix

Кадр из сериала «Корона» / Фото: Netflix

Тимоти — ученик известного портного и владельца ателье на Сэвил-роуТомми Наттера (который шил костюмы для Николсона — Джокера в бертоновском «Бэтмене»).

Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.

Тимоти — сам портной, дизайнер, владелец лондонского ателье по индивидуальному пошиву и нескольких магазинов мужской одежды — и при этом не единожды выступал в качестве художника по костюмам (беря на себя мужские образы) в известных фильмах (см. выше).
 

Anderson & Sheppard. 32 Old Burlington St, Mayfair, London

 
 
Избранная фильмография: «Давайте потанцуем» (1937), «Забавная мордашка» (1957), «Валентино» (1977), «Английский пациент» (1996), «Призрачная нить» (2018).

Клиенты — кинозвезды: Чарльз Спенсер Чаплин, Фред Астер, Кэри Грант, Гари Купер, Марлен Дитрих.

 
 

Кадр из фильма «Валентино» (1977) / Фото: United Artists
Кадр из фильма «Валентино» (1977) / Фото: United Artists

Любимое ателье принца Чарльза, Anderson & Sheppard хотя уже находится не на Сэвил-роу, но по-прежнему остается одним из самых престижных в мире и входит в ассоциацию The Savile Row Bespoke.

Еще в 1920-е гг там поняли, что хотя актеры не обладают манерами и внешностью аристократов, они могут служить прекрасной рекламой ателье. Одним из таких клиентов был американский актер, певец и танцовщик Фред Астер, который считался иконой мужского стиля своего времени. Он заказывал одежду для жизни и для съемок на Сэвил-роу и выпил немало крови из закройщиков этих ателье. О придирчивости Фреда Астера ходят легенды. Заказывая фрак для съемок, он прыгал и танцевал в нем в примерочной, проверяя швы на прочность, и рассматривал в зеркале то, как фрак смотрится в движении. И даже после того, как уносил вещь домой, мог ее возвращать на переделку десяток раз. Но все, кто видел фильмы с Астером, скажут — в кадре он выглядит безупречно.

Кадр из фильма «Давайте потанцуем» (1937) / Фото: RKO Radio Pictures
Кадр из фильма «Давайте потанцуем» (1937) / Фото: RKO Radio Pictures

Именно в Anderson & Sheppard актер Дэниел Дэй-Льюис посоветовал обратиться художнику по костюмам фильма «Призрачная нить» Марку Бриджесу . «Дэниел знает мир bespoke, — рассказывает художник, — Он вырос в богатом районе лондонского Кенсингтона, и так же, как его отец (поэт Сесил Дэй-Льюис) является клиентом ателье Anderson & Sheppard». Поскольку Дэй-Льюис играет в фильме успешного британского дизайнера женской одежды, то конечно, костюмы от известного пошивочного дома добавили его персонажу истинной элегантности и уверенности в себе.
Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Universal Pictures

Список портных и ателье, одевавших известных актеров и киногероев можно продолжать и дальше. У каждого пошивочного дома с Сэвил-роу есть свои интересные истории. Как бы то ни было, важно то, что наше восхищение мужчинами-киногероями популярных фильмов построено именно на нелегком труде этих портных. И, конечно, хотелось бы, чтобы и у российских художников по костюмам появилась возможность заказа индивидуального пошива в Лондоне. Будем верить в то, что когда-то наши продюсеры поймут, что лордом или президентом актера на экране делает не только его игра, но и отличный, сшитый в дорогом ателье костюм.
 

Обложка: кадр из фильма «Kingsman: Секретная служба» (2015) / 20th Century Fox

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Трансформация костюмов персонажей Disney: от анимации — к кино

Полнометражные диснеевские анимационные сказки решили переснять с настоящими актерами и перед художниками по костюмам встала задача: оставить культовые образы узнаваемыми, но сделать их интереснее для современного зрителя. Как им это удается — разбирается Ирина Жигмунд

13 октября 4043
Практика

Как это снято: «Калина красная»

На экраны вышла отреставрированная версия последней картины Василия Шукшина, а мы обращаемся к истории ее «самодеятельных» съемок, разбираемся в роковой драматургии и китчевом изобразительном решении, а также отвечаем, за что ленту называл своей любимой сам Райнер Вернер Фассбиндер

5 октября 1855
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее