Практика

Круши, ломай, гони, взрывай и не отсвечивай: пять главных трюков в «007: Спектр»

В день российской премьеры рассказываем о том, как были сняты пять самых зрелищных эпизодов нового фильма бондианы

  • 6 ноября 2015
  • 5261
Родион Чемонин

Трюк №1: День мертвых в Мехико

 
Съемки фильма «007: Спектр»На съемках фильма «007: Спектр»

День мертвых не только открывающий фильм эпизод, но и первая снятая сцена. Как это сейчас модно, ее половина сделана как имитация одного длинного плана. Джеймс Бонд в сопровождении подруги сначала пробирается сквозь толпу, заходит в отель, снимает с себя карнавальный костюм, оставляет девушку, вылезает на крышу и идет по самому краю до места, откуда он должен вести огонь. Дальше происходят не поддающийся описанию взрыв дома и совсем уж запредельный полет на вертолете над головами десятков тысяч мирных граждан.

Съемки велись одновременно тремя группами в трех локациях: гранд-отель, площадь Толсы и площадь Конституции. Взрыв с обвалом здания устроили на английской Pinewood Studios. 

Съемки фильма «007: Спектр»

Но трюк с вертолетом, которому пришлось то переворачиваться в воздухе, то стремительно падать, то резко взмывать ввысь, – это не компьютерная графика. Снято «живьем».  Вертолет был разработан специально для выполнения сложнейших фигур пилотажа, а за штурвалом сидел пилот команды Red Bull Чак Аарон. Драку внутри геликоптера устраивали каскадеры.

«Каскадеры стремились выполнить сами все трюки, какие только возможно. После этого за материал брались специалисты по визуальным эффектам. Мы только убирали лишнее, добавляли какие-то мелкие детали», – утверждает супервайзер по спецэффектам Крис Корбулд. 

А вот смоделированным цифровым эффектом было размножение массовки. При том, что и без компьютеров в сцене участвуют 1520 статистов. Это видно на площади Конституции, где тысячи глаз наблюдают за пируэтами вертолета, пролетающего над толпой на небольшой высоте.

Съемки фильма «007: Спектр»Съемки фильма «007: Спектр»

Еще немного цифр. На площадке работали 107 гримеров (из них 98 мексиканцев, так как только они знают, как нарисовать правильную маску для Дня мертвых). Каждый день костюмерам и гримерам требовалось три с половиной часа на то, чтобы подготовить массовку.

 


Трюк №2: Авиакатастрофа в Австрии


Съемки фильма «007: Спектр»Съемки фильма «007: Спектр»

По словам Криса Корбулда, эта австрийская сцена стала самой сложной в техническом смысле. Смотрите, что происходит: самолет с Джеймсом Бондом за штурвалом планирует с выключенными приборами. Он преследует негодяев в черных джипах. Снижаясь, самолет сбивает дерево крылом, которое частично отрывается. Затем он таранит деревянный амбар и падает с шестиметровой высоты. Приземляясь, машина (или то, что от нее осталось) какое-то время еще по инерции двигается вперед, мощные винты буквально вспахивают землю. 

Для этой сцены были подготовлены восемь различных самолетов: два из них могли летать, два передвигались с помощью каната, четыре – это, скорее, макеты, которые возили на снегоходах. Чтобы разрушить в кадре амбар, была найдена и выкуплена заброшенная ферма. Ее перестроили, добавили к имеющимся восьми сараям еще несколько домиков и, наконец, соорудили то, что требовалось. Всего на перестройку деревни было потрачено 32 километра сайдинга из термообработанной древесины.

Съемки фильма «007: Спектр»Съемки фильма «007: Спектр»

Как уже было сказано, сцена снималась в Австрии, а именно на озере Альтаусзее и в коммуне Обертиллиах. А в коммуне Зёльден были сделаны две напряженные сцены: в ресторане и на фуникулере, в котором Кью чуть было не вывели из игры.

Да, еще вот какая проблема. Как оказалось, в австрийских Альпах снег лежит не всегда там, где надо. Так что съемочной группе пришлось завезти на склоны около 400 тонн снега и машину для его производства.


 


Трюк№3: Автомобильная погоня в Риме


Съемки фильма «007: Спектр»Съемки фильма «007: Спектр»

Пока одна съемочная группа работала в Музее римской цивилизации, переделывая его в кладбище, другая 18 ночей занималась погоней по улицам Рима. Вроде бы, ничего особенного в ней нет: Aston Martin DB10 с Бондом за рулем уходит от Хинкса на Jaguar C-X75 по неправдоподобно живописным ночным улочкам. Всё прыгает и скачет, летает и стреляет.

Главная сложность заключалась в том, что сначала нужно было найти нужные отрезки дорог, потом добиться разрешения от властей на ночную съемку в этих местах. Иногда руководство города шло навстречу создателям фильма, иногда отказывало, и тогда приходилось начинать поиски заново. Потом нужно было очистить улицы от других машин и, собственно, отработать несколько секунд этой пятиминутной погони.

Съемки фильма «007: Спектр»Съемки фильма «007: Спектр»

В результате, съемки проходили в заблокированном районе набережной Тибра, с которой открывается вид на площадь Святого Петра и Колизей. В кадре действовали восемь автомобилей Aston Martin и семь «Ягуаров».

Как говорит все тот же Корбулд, надо было просчитать траектории до сантиметра, потому что машины, управляемые каскадерами, мчались по Риму со скоростью 160 км/ч. И дело не только в безопасности, но и в том, что это историческая часть города, многим зданиям тысячи лет. «Ставки были очень высоки. Мы провели множество тестов, пытаясь выяснить, справятся ли машины с маршрутом, по которому планировали проехать гонщики», – вспоминает мастер спецэффектов.


 


Трюк №4: Взрыв в Марокко


Съемки фильма «007: Спектр»Съемки фильма «007: Спектр»

Съемки в Марокко измучили всю группу. Процесс проходил в два этапа: одна команда работала в Танжере и Эрфуде, вторая занималась сценами в городе Уйда. В городе был еще более или менее щадящий режим, а вот в пустыне Сахаре всем пришлось несладко.

Проблема возникла, откуда не ждали. Можно было подготовиться к песчаным бурям (иногда приходилось останавливать съемки), шквальным ветрам (порой до 20 метров в секунду) и невыносимой жаре (до +50ºС). Но главное – группе предстояло произвести взрыв, во время которого было использовано почти 8000 литров керосина. «Я практически убежден в том, что это – самый мощный взрыв за всю мою карьеру», – признается Корбулд.

Чтобы убедиться, что результат порадует всех, пиротехники рассчитали мощность, и получилось, что взрыв будет слышен в радиусе 30 километров. И тогда специалистам по локациям пришлось объезжать эту территорию, посетить каждую деревню и стоянку кочевников, предупредить всех и каждого о готовящемся трюке, чтобы перепуганные люди не вызвали полицию или армейское подкрепление.


 


Трюк №5: Финальная сцена на Темзе


Съемки фильма «007: Спектр»Съемки фильма «007: Спектр»

Примерно с той же проблемой – оповещение населения и получение разрешений на съемки – столкнулись создатели «Спектра», работая в Лондоне. Обстоятельства, как и в предыдущих случаях, просты: ночь, Темза, скоростной катер и преследующий его вертолет. Сцену нужно было завершить за шесть ночей. В съемке участвовали чуть ли не все ключевые натурные объекты Лондона: муниципалитет, резиденция мэра, место проведения Лондонской ассамблеи, а также несколько мостов над Темзой, включая Вестминстерский, на котором происходит ключевое событие.

Съемки фильма «007: Спектр»Съемки фильма «007: Спектр»

Во время подготовки понадобилось улаживать массу организационных вопросов, так как на тот момент в Лондоне проводилось множество официальных мероприятий, включая выборы, открытие сессии парламента, торжественный парад. Пришлось разослать 11 000 писем по частным домам и организациям, которые находятся в округе.

Сложная задача досталась осветителям, которым нужно было поработать с ночной рекой. Приборы были укреплены под мостами Воксхолл, Ламбет, Вестминстер – в общей сложности 17 арок. Кроме того разместили на крышах 10 домов мощные прожекторы, которые перекрывали участки Темзы на всем протяжении от Воксхолл до Хангерфорд. Разрешения на установку техники пришлось выпрашивать у администрации Ламбетского дворца, художественного музея «Тейт Британия» и руководства службы королевских парков. Также нужно было то включать, то выключать колесо обозрения «Лондонский глаз», и еще менять цвет его иллюминации. 


 
Каскадеры, постановщики спецэффектов, специалисты по локациям – это всё здорово, но что же актеры? Актерам было хорошо. 

Рэйф ФайнсРэйф Файнс, актер

Рэйф Файнс, сыгравший в «Спектре» нового М, в интервью tvkinoradio поделился впечатлениями: «Сэм Мендес умеет не обращать внимания на то, что съемки дорогие. На площадке он очень спокоен, точно дает указания актерам, и у нас есть ощущение творческой свободы. Конечно, мы понимаем, что перед нами огромные декорации и масса времени. Я начал сниматься в этом фильме в декабре прошлого года, потом на три месяца уезжал, работал в театре, возвращался и снимался опять. По нынешним временам – это очень большая роскошь. Обычно, если ты приезжаешь на съемки, начинаешь чувствовать ответственность. Когда я снимался в фильмах о Гарри Поттере, понимал, что это огромный, сложный, ответственный фильм. Но на «Спектре» казалось, что мы делаем что-то очень локальное, личное, человеческое. Не было ощущения, что ты – часть какой-то колоссальной машины. Приезжаешь и просто хочешь сделать хорошую сцену».



 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«В драматургии мотивация “потому что он ее любит” недостаточна»

В чем заключается провинциализм российского кино, как не превратить современную историю в «упоротого лиса» и почему в творческом ступоре нужно обращаться в Мосэнергосбыт — к выходу молодежной драмы «Кислота» пообщались со сценаристом картины и драматургом «Гоголь-центра» Валерием Печейкиным

  • 8 октября
  • 2258
Репортаж

Live: церемония вручения ТЭФИ -2018

Сегодня большой день для всех, кто любит смотреть телевизор. Неважно, как вы относитесь к российскому телевидению — мы все равно расскажем в прямом эфире, кто, за что и почему получит ТЭФИ. Тем более, что церемония в кои-то веки может преподнести немало сюрпризов

  • 3 октября
  • 1862
Практика

Как это снято: «Гравитация»

Пять лет назад Альфонсо Куарон отправил Сандру Буллок бороздить просторы вселенной. Причем сделал это с помощью революционных технологий и нестандартного алгоритма производства. Что для этого понадобилось: постпродакшн до препродакшна, эффект невесомости в кубе и роботизированная длиннокадровая съемка

  • 9 октября
  • 1557
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Спайка Ли

К выходу «Черного клановца» (говорят, одного из главных фильмов года), обращаемся к списку must see картин по мнению ветерана независимого кино Спайка Ли: крепкая американская классика, «новый Голливуд», европейская запрещенка и, конечно же, «черное» инди

  • 7 октября
  • 1270
Практика

Как визуально показать мысли на экране

Каким образом в кино выражают поток сознания, что такое семиотические маркеры и как понять, что на экране сон, а не реальность

  • 11 октября
  • 1237
Практика

10 советов Дэмьена Шазелла начинающим кинематографистам

Дэмьен Шазелл «выстрелил» дебютной «Одержимостью», затем с рекордом штурмовал «Оскар» «Ла-Ла Лендом», а теперь выпускает третью многообещающую картину «Человек на Луне». У самого яркого молодого режиссера Голливуда явно есть чему поучиться

  • 10 октября
  • 1170
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее