tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Эксперимент с «Призрачной нитью» Пола Томаса Андерсона: 35 мм в формате 70 мм

Как будет выглядеть зернистое изображение 35-миллиметровой пленки, если его растянуть под больший формат? Режиссер «Магнолии» и «Нефти» продолжает проверять на прочность возможности кинопроекции

  • 28 декабря 2017
  • 5098
В рождественские праздники в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе проходят показы нового фильма Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить» в 70 мм формате. Сам факт присутствия в репертуаре кинотеатра пленочной копии — большая редкость в наше время, а специальные показы «Омерзительной восьмерки» и «Дюнкерка» стали обязательным пунктом досуга синефилов. Только так можно увидеть все детали широкого пленочного формата.

«Мастер» Андерсона — отличный тому пример. Фильм снимали на 70 мм, и насыщенность изображения при пленочной проекции только прибавляла ощущение галлюцинации.
 
Трейлер фильма «Призрачная нить» (2017)

«Призрачная нить» — совсем другой фильм. И показы в 70 мм — это уникальный шанс увидеть, как традиционное пленочное изображение выглядит в широком формате. Андерсон изначально планировал снимать фильм в 35 мм, чтобы получить очень мелкое пленочное зерно, а после — растянуть кадр. Чтобы добиться «чистого» изображения, требуется много света. Андерсон быстро понял: сделать нечто подобное в условиях съемок в маленьких захламленных старинных локациях почти невозможно. Там нельзя размещать большие и горячие светильники. Кроме того, статус исторического памятника основной локации мешал режиссеру контролировать освещение, идущее через окна.

Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Focus Features
Пол Томас Андерсон на съемках фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Focus Features

Более того, в один прекрасный момент Андерсон полностью изменил свой подход и решил, что хочет добиться прямо противоположных результатов, что особая текстура и зерно придаст изображению особую историчность. Режиссер маниакально избегал глянцевости и прилизанности, которую можно увидеть, например, в сериале «Корона», и провел несколько месяцев, тестируя пленку и размышляя, как сделать материал более зернистым. Подход к освещению строился на создании более «грязного» изображения. Команда использовала фильтры и заполняющий свет, чтобы уменьшить контраст и уменьшить вычурность.

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features
Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features

Все это отлично воплощает авторское видение, но сам факт, что камерную драму растягивают до формата 70 мм — беспрецедентен. Самая очевидная параллель — «Кэрол» Эдварда Лэкмена и Тодда Хэйнса: фильм снимали на 16 мм и растягивали до 35 — практика, распространенная в независимом кино с 60-х по 90-е годы. Поэтому можно точно сказать, что трансфер на 70 мм сделает намеренные изъяны изображения «Призрачной нити» более выраженными. Но повлияет ли это на операторские решения Андерсона?
Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features

Здесь важно еще иметь в виду, почему Андерсону было необходимо так долго работать с пленкой. Лэкмен делает то же самое, когда снимает на 35 мм, а многие кинематографисты по той же причине обращаются к 16 мм. Все дело в том, что изображение 35 мм пленки Kodak стало «слишком чистым», без явного зерна. Это не подходит тем, кто ищет той самой органической текстуры в противовес четкости видеоизображения. 16 мм становится хорошим вариантом для личных фильмов, вроде «мамы!» или «Кэрол», но этот формат слишком маленький. На общих планах в нем не хватает деталей, так что таким картинам, как «Ферма „Мадбаунд“» он не подходит: ее авторы проводили тесты с 16 мм пленкой, но в конце концов решили от нее отказаться.

Хотя фильмы Андерсона с каждым разом становятся все меньше и меньше в масштабах, он как режиссер очень любит детали и глубину, поэтому он не рассматривал 16 мм как возможный вариант.

Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features
Кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Фото: Laurie Sparham / Focus Features

Любопытно, есть ли что-то общее у 35 мм, растянутой до 70, и 16 мм, растянутой до 35 (последний вариант дает ощущение явного зерна). Добьется ли Андерсон четкости деталей при наличии слоя «грязи», который лежит в основе стиля фильма? Кое в чем можно быть уверенными: Пол Томас Андерсон помешан на текстуре и качестве изображения, и он любит экспериментировать. Релиз «Призрачной нити» — один из таких экспериментов, и все, кому посчастливится посмотреть фильм в 70 мм, смогут оценить его результаты самостоятельно.

Источник: indiewire.com
 

Обложка: кадр из фильма «Призрачная нить» (2017) / Laurie Sparham / Focus Features

 

Комментарии

Комментариев: 1

Мдаа... Всё это конечно очень интересно, только посмотреть негде.:(

Смотрите также

Популярное
Практика

Как это снято: «Сталкер»

Начиная «Сталкера», Андрей Тарковский думал быстро сделать приключенческую фантастику. Но в итоге картина заняла три года, трижды переснималась, став самым мучительным в производстве фильмом режиссера. И, по его же мнению, самым лучшим. К 40-летию картины разбираемся, как так получилось

19 мая 34226
Практика

Как это снято: «Сияние»

На «Сиянии» Стэнли Кубрик поставил мировой рекорд дублей, впервые использовал Steadicam, пролил сотни литров крови и сжег декорации. Как создавался один из самых спорных и загадочных хорроров в истории кино?

22 мая 6790
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 6497
Практика

6 советов аниматорам, или Как сделать мультфильм в одиночку

Режиссер-аниматор, преподаватель анимационных курсов в Высшей школе экономики, школе-студии «ШАР» и Институте современного искусства Леонид Шмельков рассказал, как создать мультфильм, не выходя из дома и полагаясь только на собственные силы

21 мая 3304
Практика

Приемы: Ритм

Разбираемся в принципах создания визуального ритма: почему надо использовать правило третей, диагоналей и перспективу, как работать со статичными и движущимися объектами в кадре и зачем чередовать фрагментарные и непрерывные события

18 мая 2579
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее