Главная / Практика / Как это снято: «Рассвет мертвецов»

Как это снято: «Рассвет мертвецов»

Запуск: сатирическая концепция и помощь Дарио Ардженто

В 1968 году Джордж Ромеро дебютировал малобюджетным хоррором «Ночь живых мертвецов». Картина привлекла значительную аудиторию, многократно окупилась в прокате, произвела революцию в жанре ужасов и породила целое новое направление фильмов про зомби.

Однако Ромеро не хотел повторяться и потому отошел от зомби-тематики. Следующие несколько картин он посвятил экспериментам с вампирами, мистикой и драмой. Ленты остались незамеченными, так что Ромеро по совету итальянского коллеги по ужасу Дарио Ардженто решил вернуться к однажды найденному мотиву. Но именно мотиву, то есть самим зомби. Новый фильм при этом не должен был стать прямым сиквелом, да и формат автор задумал совсем иной.

Концепция «Рассвета мертвецов» начала складываться в 1974 году, когда Ромеро оказался в торговом центре своих друзей в Монревиле, что недалеко от Питтсубрга. На тот момент это был едва ли не самый крупный ТЦ в США. Торговое пространство натолкнуло автора на две идеи. Во-первых, оно может служить убежищем в случае какой-нибудь катастрофы. Во-вторых, одержимые покупками посетители напомнили Ромеро зомби из его дебютной картины. Таким образом возникли пост-апокалиптическая и сатирическая, анти-консьюмеристская темы будущего фильма. Кроме того, новый фильм Ромеро решил сделать более условным, приближенным к комиксу (а некоторые критики даже считают, что к пародии), что особенно ярко проявилось в визуальном решении картины, о чем скажем чуть позже.

Несмотря на успех «Ночи живых мертвецов», желающих поддержать новый проект о зомби в США нашлось немного. К счастью, картину поддержал уже упоминавшийся Ардженто. Благодаря нему авторам удалось заполучить половину бюджета (за это Ардженто получал право на собственную монтажную версию и на прокат в ряде неанглоязычных стран). Кроме того, Ардженто принял участие в работе над сценарием, привлек к созданию саундтрека прог-рок группу Goblin, которая регулярно участвовала в его фильмах. Также его влияние ощущается в изобразительной стилистике.

Локации: зомби в торговом центре

Съемки картины проходили с ноября 1977 года по февраль 1978 года, и основной локацией стал тот же торговый центр под Питтсбургом, что вдохновил Ромеро на создание ленты. Работа группы на таком объекте вызвала большие сложности. Во-первых, молл продолжал принимать посетителей, так что снимать можно было только по ночам. Во-вторых, когда пришла пора Рождества и Нового года, в пространстве ТЦ появилось соответствующее праздничное оформление. Каждую ночь снимать и возвращать его обратно было слишком трудозатратно, так что группе пришлось сделать перерыв почти на месяц.

Часть сцен, которые по сюжету разворачиваются в торговом центре, в действительности снимались в других местах. Например, не был частью молла оружейный магазин — его снимали в оружейной лавке в Питтсбурге. Отсеком, в котором живут герои, а также лифтом служило офисное помещение в Питтбсурге, арендованное компанией Ромеро The Latent Image. Сцена первой посадки вертолета снималась в аэропорту Монревиля недалеко от торгового центра. Все вертолетные сцены снимались на земле, только окна кабины подкрашивались в голубой или черный цвета для создания ощущения дневного или ночного неба.

Визуальное решение: влияние комикса и джалло

Особенно активно Ромеро дистанциировался от своего дебюта в новом фильме с помощью изображения. Первая картина снималась в традициях партизанского малобюджетного кино: черно-белая пленка и динамика ручной камеры. «Рассвет мертвецов» снят в цвете и в картине доминирует статика камеры.

Кроме того, Ромеро в принципе иначе подошел к съемочному процессу. Он добивался, чтобы каждая сцена снималась с большого количества точек, что позволяло создать ощущение динамики с помощью монтажа, да и вообще на монтаже развязывало руки. Такой подход, кстати, определил то, что у картины существует несколько финальных версий, которые в том числе отличаются разными монтажными решениями одних и тех же сцен.

Цвета в фильме исключительно яркие, насыщенные, кричащие, что кажется влиянием эстетики жанра джалло в котором работал Дарио Ардженто. Как и у итальянского режиссера, у Ромеро избыточность цвета создает ощущение дискомфорта и нереальности происходящего. Также, надо полагать, сказалось влияние комикса. Во всяком случае, когда участники съемочной группы стали делать замечания режиссеру, что у искусственной крови слишком яркий цвет, Ромеро ответил, что именно этого эффекта и добивается — неестественная кровь подчеркивала комиксовую условность происходящего (правда, еще одна причина использования именно этой бутафорской крови была в ее дешевизне).

Помимо цвета Ромеро для создания атмосферы страха оперирует рядом других интересных визуальных техник. В особенно напряженные моменты используются экстремально крупные планы с шокирующими деталями и заваленные углы — нестандартность, странность подобных кадров усиливает ощущение ужаса. В кровавых сценах жертва членовредительства почти всегда помещается в центр кадра — так режиссер дополнительно фокусирует внимание зрителя на фрагментах насилия.

Сильный способ создания эффекта погружения, время от времени используемый Ромеро, — субъективная камера, тоже, кстати, популярный прием джалло. С ней можно вспомнить один из самых известных кадров фильма — нападение зомби в лифте, где за счет POV мертвецы набрасываются как бы на зрителя, что производит мощный пугающий эффект.

Грим, спецэффекты и трюки

О фильме «Рассвет мертвецов» (1978)

Можно сказать, что главным героем в съемочной группе фильма стал Том Савини. Он выступил на картине в качестве актера, художника по гриму, специалиста по спецэффектам, постановщика трюков и каскадера. Выделим несколько самых впечатляющих его находок в «Рассвете мертвецов».

Начнем с грима большей части зомби. Он был довольно незамысловатым и даже по тем временам смотрелся не слишком убедительно, но Ромеро это не смущало. Все открытые участки кожи покрывались серым или синим гримом, иногда с добавлением желтого для большего трупного эффекта. Простые видимые увечья создавались с помощью десятков однотипных и универсальных латексных накладок.

Самой большой сложностью тут было количество зомби. У Савини была команда из восьми гримеров, притом иногда в съемках участвовало около двух сотен статистов (всего же через фильм прошло 375 актеров массовых сцен). В случаях, когда зомби подвергался серьезным увечьям, например лишался конечности, задействовались исполнители с ампутированными руками или ногами. Заметим, что недостатка в желающих сыграть зомби авторы не испытывали — для многих было честью сыграть у человека, снявшего «Ночь живых мертвецов». Оплата тем не менее предполагалась — памятная футболка, ланч и один доллар.

Ранения в голову делались с помощью взрывов презервативов, наполненных бутафорской кровью и скрытых гримом. Для эпизода, где лопасть вертолета сносит зомби часть головы, Савини пригласил своего друга, у которого был специфический низкий лоб. Исполнителю делали 5-сантиметровую накладку, изображавшую часть головы со стрижкой. Накладка крепилась к рыболовной леске, которая дергалась по команде, создавая эффект отрыва верхней части черепа. Лопасти же были добавлены в кадр с помощью анимации на постпродакшне.

В еще более серьезных случаях увечий, скажем, падений с большой высоты, Савини работал с манекенами. Один из самых впечатляющих примеров использования манекена — сцена с взрывающейся головой чернокожего зомби в начале фильма. Савини изготовил куклу с полой головой, которая была наполнена презервативами с кровью, просроченным мясом, гнилыми яблоками и другими не годящимися в употребление продуктами. Далее в голову просто выстрелили из дробовика.

Продукты также использовались в малоприятной сцене поедания зомби одного из байкеров. Савини сделал искусственные грудь и живот из резины и добавил туда мясо и свиной кишечник. Правда, заготовка пролежала уик-энд в холодильнике, который забыли включить, и успела испортиться. Но массовка спасла ситуацию, не став обращать внимание на дурной запах. Стоит заметить, что у Савини был опыт участия в войне во Вьетнаме, и он сам признавался, что многие решения для своей работы почерпнул из увиденных там ужасов.

Сцена из фильма «Рассвет мертвецов» (1978)

Для некоторых сцен членовредительства понадобилась изрядная доля изобретательности. Например, один из самых жестоких эпизодов — убийство зомби отверткой, втыкаемой в ухо. В действительности отвертка была наполовину спилена, а острую ее часть сделали из соломинки, покрашенной под метал. Когда отвертка «входила» в ухо, соломинка сдвигалась и из нее вытекала бутафорская кровь. Это простое и эффектное решение, кстати, было придумано буквально на месте, поскольку сама сцена сложилась спонтанно во время вынужденного простоя на площадке.

Интересно создавалась и знаменитая сцена с мачете, разрезающим голову зомби. Авторы использовали мачете, который был специально подрезан так, чтобы соответствовать форме головы. При этом оружие в действительности не «втыкалось» в голову, а наоборот отводилось от нее. На монтаже эти кадры просто были пущены в обратном порядке, так что создавалось ощущение, будто мачете разрезает голову.

Сцена из фильма «Рассвет мертвецов» (1978)

Все каскадерские трюки в фильме исполняли всего два человека, одним из которых был Савини. В том числе он выполнял сцены, где зомби прыгает на лобовое стекло грузовика, где байкер проезжает сквозь стекло на мотоцикле или прыжок с высоты через перила. В последних двух случаях исполнитель серьезно ушибся и даже был вынужден несколько дней передвигаться по съемочной площадке на машинке для гольфа.

Кровавые элементы фильма принесли Савини такую славу, что он стал нарасхват в хоррор-картинах, удостоился номинации на кинопремию «Сатурн» в категории «Лучший грим», а среди кинематографистов его стали называть «Крестным отцом гора».