Хиты «Сандэнса-2020»: Вигго Мортенсен, корейцы, лягушонок Пепе и Чечня
«Минари»/Minari (Ли Айзек Чун, США)
Кадр из фильма «Минари» (2020) / Фото: Sundance Institute
Корейцы выходят в фавориты мирового кинопроцесса. Во всяком случае, если судить по фестивалям и премиям. В то время как каннский триумфатор «Паразиты» получает внушительную гроздь номинаций «Оскара», на «Сандэнсе» лучшим драматическим фильмом признается «Минари». Картина хоть и американского производства, но снята корейцем с преимущественно корейским актерским составом. Главные герои — семья эмигрантов, которая перебирается в степи Арканзаса, чтобы обустроить собственную ферму.
Критики отмечают душевность и пронзительность ленты, так что не удивителен вдобавок к Гран-при приз зрительских симпатий.
«Штат мальчиков»/Boys State (Джесси Мосс и Аманда МакБейн, США)
Кадр из фильма «Штат мальчиков» (2020) / Фото: Thorsten Thielow / Sundance Institute
А это фильм-победитель в секции «Документальное кино США». Картина является хроникой ежегодного техасского игрового тренинга для подростков, которые планируют идти в политику. За неделю мероприятия герои воспроизводят реальные политические процессы — проводят выборы, формируют правительство и так далее. Разумеется, подобный материал — богатое поле для исследования отдельных характеров и общества в целом. Фильм был приобретен Apple и A24 за внушительные $12 млн.
«Ялда»/Yalda, a Night for Forgiveness (Масуд Бакши, Иран-Франция-Германия-Швейцария-Люксембург)
Трейлер фильма «Ялда» (2019)
Иранское кино уже давно на хорошем счету у мировых кинофестивалей. Эта лента выиграла в конкурсе мировых драм. По сюжету главная героиня приговаривается к смерти за непреднамеренное убийство мужа. У женщины есть надежда на оправдание, но для этого ее должна в прямом эфире простить падчерица.
«Палм-Спрингс»/Palm Springs (Макс Барбаков, США)
Кадр из фильма «Палм-Спрингс» (2020) / Фото: Chris Willard / Sundance Institute
Картина, установившая рекорд за всю историю продаж «Сандэнса». Компании Hulu и Neon приобрели права на эту романтическую комедию за $17,5 млн и 69 центов, что на 69 центов больше случая фильма «Рождение нации» 2016 года. В центре сюжета ленты — коллективный «день сурка». То есть в одном дне, праздничном дне свадьбы, застревает сразу несколько героев. Причем некоторые оказываются не прочь тут остаться вместо того, чтобы работать над ошибками прошлого.
«Лагерь калек»/Crip Camp (Джеймс Лебрехт и Николь Ньюнэм, США)
Сцена из фильма «Лагерь калек» (2020)
Документальная картина об уникальном эксперименте. В начале 1970-х годов в США был организован специальный лагерь «Дженед» (или «лагерь калек»), где подростки-инвалиды могли жить, не сталкиваясь с ущемлением в правах. Лагерь положил начало движению за права людей с ограниченными возможностями. Картина получила приз зрительских симпатий в национальной документальной секции.
«Отец»/The Father (Флориан Зеллер, Великобритания)
Кадр из фильма «Отец» (2020) / Фото: Sean Gleason / Sundance Institute
Семейная драма, которая примечательна участием двух оскароносных актеров — Оливии Колман и великого Энтони Хопкинса. Главный герой, 80-летний мужчина с деменцией, упорно отказывается от услуг навязываемых дочерью сиделок, однако помощь оказывается все более и более необходимой. Картину по накалу драматизма сравнивают с «Королем Лиром» и предрекают ей большую наградную судьбу.
«Падение»/Falling (Вигго Мортенсен, США)
Кадр из фильма «Падение» (2020) / Фото: Brendan Adam-Zwelling / Sundance Institute
Еще один фильм о старении и конфликте поколений, а заодно — режиссерский и сценарный дебют Вигго Мортенсена с ним же в главной роли. Пожилой герой старой закалки вынужден переехать к своему взрослому сыну, который живет с партнером и приемной дочерью. Жесткое столкновение двух разных взглядов на мир неизбежно.
«Ширли»/Shirley (Джозефин Декер, США)
Кадр из фильма «Ширли» (2020) / Фото: Thatcher Keats / Sundance Institute
Фильм-портрет американской писательницы Ширли Джексон, автора классического хоррора «Призрак дома на холме». Молодая пара знакомится с Джексон и ее мужем и становятся свидетелями острой психологической драмы.
Ведущие роли исполнили Элизабет Мосс, Майкл Стулбарг и Логан Лерман. Режиссер Джозефин Декер пару лет назад прогремела на «Сандэнсе» своей экспериментальной драмой «Мадлен Мадлен».
«Обладатель»/Possessor (Брэндон Кроненберг, Канада-Великобритания)
Кадр из фильма «Обладатель» (2020) / Фото: Karim Hussain / Sundance Institute
Фильм, подтверждающий, что яблоко от яблони не далеко падает. Второй полный метр сына Дэвида Кроненберга Брэндона, где представлены до боли знакомые мотивы: жутковатый фантастический сюжет и любовь к физиологии.
Главный герой — специальный агент, внедряющий в тела других людей имплант, который вынуждает своих обладателей совершать преступления. В актерском составе Андреа Райзборо, Дженнифер Джейсон Ли, Шон Бин, Кристофер Эббот. Ленте уже дали краткое и исчерпывающее описание — mindfuck.
«Сорокалетняя версия»/The 40-Year-Old Version (Рада Бланк, США)
Кадр из фильма «Сорокалетняя версия» (2020) / Фото: Jeong Park / Sundance Institute
Эту черно-белую трагикомедию называют «самым забавным дебютом „Сандэнса“ этого года». Живущая в Нью-Йорке афро-американка в возрасте разочаровывается в карьере драматурга. Внезапно она решает обратиться к своей давней страсти — репу. Картину отмечают не только за самоиронию автора, но и за точные наблюдения о состоянии современной культуры.
«Амулет»/Amulet (Ромола Гарай, Великобритания)
Кадр из фильма «Амулет» (2020) / Фото: Nick Wall / Sundance Institute
Режиссерский дебют британской актрисы Ромолы Гарай, который описывают как «феминистский хоррор». Молодой военный ветеран остается без крыши над головой и селится в проклятом старом доме. Там уже живет молодая женщина, ее умирающая мать и нечто еще.
«Чувствует себя хорошим человеком»/Feels Good Man (Артур Джонс, США)
Кадр из фильма «Чувствует себя хорошим человеком» (2020) / Фото: Kurt Keppeler, Christian Bruno / Sundance Institute
Интернет-мемы стали настолько большой частью современной культуры, что им уже посвящают фильмы. В этой картине исследуется история лягушонка Пепе и его создателя Мэтта Фьюри.
В середине 2010-х лягушонок обрел широкую популярность, но вскоре его «репутация» была подмочена из-за того, что он стал любимым изображением американских расистов и националистов. Фильм освещает попытку Фьюри реабилитировать своего персонажа.
«В глубину»/Into the Deep (Эмма Салливан, США)
Кадр из фильма «В глубину» (2020) / Фото: Sundance Institute
Документальная картина, которая задумывалась в 2016 году как биография эксцентричного изобретателя, но спустя год съемок внезапно превратилась в жестокий триллер и историю одного из самых громких и странных убийств последних лет. Прямо посреди съемок главный герой, датчанин Питер Мэдсен, собственными усилиями собиравший подводную лодку, убил журналистку Ким Валль. Премьера картины состоится на Netflix.
«Акаса — мой дом»/Acasa — My Home (Мирча Тополану и Раду Чорничу, Румыния-Германия-Финляндия)
Трейлер фильма «Акаса — мой дом» (2020)
Документальная картина, которая удостоилась специальной награды за операторскую работу. Большое семейство Эначе долгое время жило в добровольном отшельничестве в Бухарестской дельте, одном из крупнейших городских заповедников. Но из-за реконструкции герои, привыкшие к природе и свободе, вынуждены переселиться в город и приспособиться к чуждым им условиям — найти работу, пойти в школу и стать частью современного общества.
«Добро пожаловать в Чечню»/Welcome to Chechnya (Дэвид Френс, США)
Кадр из фильма «Добро пожаловать в Чечню» (2020) / Фото: Sundance Institute
Россия на «Сандэнсе» традиционно фигурирует лишь по касательной. В программе американского документального кино специальный приз за лучший монтаж выиграл документальный триллер «Добро пожаловать в Чечню». Авторы исследуют довольно экстремальную тему преследования в Чечне и в России представителей ЛГБТ-сообщества. Главные герои — анонимные активисты, пытающиеся помочь чеченским геям покинуть республику. Картина летом выйдет на канале HBO.
Обложка: кадр из фильма «Ширли» (2020) / Фото: Thatcher Keats / Sundance Institute