Практика

Идентификация в сценарии: спин-оффы, ремейки, приквелы и сиквелы

Продолжаем разговор об идентификации: на этот раз речь пойдет о тех случаях, когда зритель уже знаком с персонажами

  • 17 октября 2017
  • 2166
Марина Юсова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

В прошлый раз мы говорили, как представить персонажа, чтобы зритель захотел ему сопереживать. Однако различные продолжения, ремейки и перезапуски — это те самые грабли, на которые натыкается практически каждый продюсер. Подобные испытания достойно почти никто не проходит.

Знаете, кому это удалось? Гарри Поттеру и Джеймсу Бонду.

Во время подготовки к выходу продолжения многие размышляют: «Зритель с персонажем уже знаком, к чему тратить экранное время и снова возиться с деталями, описанием героя и прочим». Логично.

И, к сожалению, неверно. Между выходом второй и третьей части любой франшизы проходит минимум год, и зритель за это время может не просто вылезти из костюма персонажа, но и примерить другой. Ежемесячно в прокат выходят десятки новых фильмов. Вполне возможно за минувший год зритель нашел себе новое увлечение: он отправился с бесстрашным авантюристом Джеком Воробьем покорять новые морские просторы или гоняет вместе с ребятами из «Форсажа» на крутых автомобилях.

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007) 
Кадр из фильма «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007) 

И задача любого производителя франшизы — втащить героя назад, в созданную им киновселенную.

Во второй и третьей книге из серии о Гарри Поттере Джоан Роулинг так же скрупулезно прорабатывает идентификацию, как и в первой, а Стивен Кловз так же тщательно сохраняет эти наработки в сценарии экранизаций.

Давайте проверим, как поживает обидчивая дама Идентификация в этих фильмах.

А чудесно поживает.

К Гарри является эльф Добби и предупреждает мальчика, что в Хогвартсе тому грозит смертельная опасность (угроза жизни, конечно, относится к идентификации). Гарри отвечает Добби, что не может остаться в доме Дурслей, Добби роняет на голову важной гостье огромный торт и исчезает, сорвав тем самым крупнейшую сделку по закупке дрелей дядюшки Вернона. Гарри ждет суровое наказание («Гарри Поттер и Тайная комната»).

Кадры из фильма «Гарри Поттер и Тайная комната»
Кадры из фильма «Гарри Поттер и Тайная комната»

К Дурслям приезжает сестра дядюшки Вернона, которая терпеть Гарри не может, и без всяких обиняков прямо с порога заявляет: «Если бы его подбросили мне, я б его тут же сдала в приют!»

Любим мы эту тетю? Нет. Сочувствуем сироте? Да. И заметьте, мы будем сочувствовать такому герою вне зависимости от его имени и фамилии — даже если зовут его Джим, Петя или Ли. Далее наш Гарри срывается, колдует, и тетушка превращается в надутый шарик.
 

Дядя Вернон кричит: Верни тетку обратно! Тебе нельзя колдовать в доме!

Гарри: Да? Наплевать!

 

И, прихватив тяжелый сундук с учебниками и пожитками, наш герой покидает Дурслей. Вот Гарри совсем один посреди ночи бредет по сырой улице. Он не знает, куда ему идти, у него нет денег, его друзья разъехались кто куда — Гермиона во Франции, Рон путешествует по Египту вместе со всей семьей. После истории с надуванием тетушки Гарри, скорее всего, исключат из Хогвартса. Ситуация становится еще хуже, когда на Гарри надвигается большая черная собака, и он падает на мокрый асфальт.

Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана»
Кадр из фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана»

И все это — идентификация уже всем хорошо знакомого персонажа в третьем фильме.
 
Каждый раз в начале очередного фильма франшизы о мальчике со шрамом авторы создают стрессовую ситуацию для героя, и это каждый раз эмоционально подключает зрителей к уже знакомому персонажу.

Вы скажете: «Что же теперь, каждый раз возиться с идентификацией?». И да, и нет. Идентификацию необходимо проводить снова и снова, но, к счастью, ее можно сократить до одной сцены в начале фильма (сиквела, приквела и т. д.). Достаточно создать стрессовую ситуацию для главного героя, показать его боль, дискомфорт, напомнить аудитории, что перед ними живой человек и все возможно. Намекнуть, что любимец публики в конце фильма может, например, схлопотать пулю или сорваться с небоскреба, на который карабкался.

И тут нелишним будет вспомнить об альтернативном факторе: что-то грозит уже знакомому нам герою, и угроза более чем реальна. Вспомним золотые слова Александра Митты.
 

Альтернативный фактор — это принцип, который мы выводим из немедленной угрозы здесь и сейчас.

В жизни великое множество страхов и угроз, но все они концентрируются в семи категориях.

1. Удар по самоуважению.
2. Профессиональный провал.
3. Физический вред.
4. Угроза смерти.
5. Угроза жизни семьи.
6. Угроза жизни популяции.
7. Угроза человечеству.

 
Цитата из книги Александра Митты «Кино между адом и раем»,
Глава: Альтернативный фактор
 

И вот тут стоит вспомнить еще две франшизы, которые с честью выдержали испытание идентификацией во втором фильме. Это «Борниана» и «Джон Уик».

Авторы франшизы про Джейсона Борна в самом начале фильма создали идеальную ситуацию.
 
  • Джейсон живет с Мари в Индии, по-прежнему ничего не помнит из своего прошлого и ведет записи.
  • Борн сообщает Мари, что за ними следят. И он сам виноват, слишком расслабился.
  • Джейсон и Мари бегут, их преследуют, в них стреляют.
  • Возлюбленная Борна погибает. Он перестает бежать и переходит в нападение.

Зритель мгновенно подключается к эмоциональному состоянию героя. Авторы прекрасно справились с идентификацией персонажа и теперь могут два с половиной часа плести вокруг Борна любые интриги. Недовольных криков «А в книге вообще не так все было!» они не услышат.

Кадр из фильма «Превосходство Борна» (2004) / Фото: Universal Pictures
Кадр из фильма «Превосходство Борна» (2004) / Фото: Universal Pictures

Авторы «Джона Уика» в конце второго фильма уже сделали крючок на продолжение франшизы. И почему же они так уверены в успехе? Потому что они не притащили во второй фильм именитых «гостей», не забили экранное время крутыми спецэффектами, а остались верны сдержанной стилистике первой части о скорбящем вдовце, киллере в отставке, на которого очень некстати напала уличная шпана, вообразившая себя крутыми мафиози.

В начале второго фильма к Джону Уику приходит его бывший «партнер» и член итальянской мафии Сантино Д’Антонио. Он просит Джона убить свою сестру. Джон не может отказать, «партнер» загнал его в угол, ведь Сантино когда-то помог Джону выйти из игры, жить спокойной жизнью с любимой женщиной. Джон просит Сантино отказаться от его просьбы, но тот настаивает.

В начале фильма перед нами очень уставший, раненый Джон Уик. На него давит Сантино, и, несмотря на то, что герой не хочет браться за старое, у него нет выбора. Он загнан в угол клятвой на крови, которую дал давным давно.

Более чем достаточно для идентификации. Но авторы решили подстраховаться — и на всякий случай Сантино взрывает дом Джона Уика. Ну, теперь-то точно никто не покинет кинотеатр, пока Джон не расправиться с негодяем-итальянцем!

Постер к фильму «Джон Уикк 2»
Постер к фильму «Джон Уикк 2»

Вот это называется идеальной идентификацией персонажа. Иными словами — так создаются легенды!

А вот альтернативный путь, по которому идут создатели «Форсажей» и «Три Икса». Они превратили свою франшизу в крутую тусовку, заполнив место идентификации «друзьями» главного героя, и оглушили зрителей виртуозными спецэффектами. Шоу получилось. Но можно ли назвать это фильмом? Едва ли. После просмотра зритель вряд ли вспомнит имена даже главных героев, не говоря уже о вновь объявившихся персонажах, которых авторы франшизы вообще забыли «представить» зрителю. Дождутся ли они сочувствия аудитории? Нет. Более того, эта толпа незнакомцев изрядно раздражает.

Кадр из фильма «Форсаж 7» (2015) / Universal Pictures
Кадр из фильма «Форсаж 7» (2015) / Universal Pictures

Разрушив идентификацию главных героев, авторы разрушают собственную киновселенную. Зритель уже ничуть не удивится, если в девятом «Форсаже» Доминик Торетто и друзья начнут гонять с Джеймсом Бондом. Или тусовка Торетто помчится на помощь Мстителям, спасать Нью-Йорк от нашествия инопланетян.

Неважно, работаете ли вы над оригинальным фильмом или над четвертым продолжением. Главному герою (или героям) необходимо пространство в любой части фильма. Иначе ваш зритель может не вспомнить даже их имена.
 
Наконец, самое приятное — законы идентификации применимы ко всем жанрам , от комедии до блокбастера. И даже для телешоу правила идентификации останутся теми же.

И если вы хорошо поработали над своими персонажами, вы можете крутить вокруг них любые истории, сиквелы, приквелы — все, что душе угодно, лишь бы не выпадало из общей стилистики фильма.

Кадры из фильма «Казино Рояль» (2006) / Colombia pictures
Кадры из фильма «Казино Рояль» (2006) / Colombia pictures

Главное — доработка сценария обойдется вам в копейки. Любой профессиональный сценарист внесет необходимые исправления, тем самым существенно повысив шансы на успех проекта, над которым будут еще не один месяц корпеть операторы, актеры, режиссеры, монтажеры и декораторы.
 

Обложка: кадр из фильма «007: Координаты «Скайфолл» (2012) / MGM

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

30 правил режиссуры Ларса фон Триера

К выходу «Дома, который построил Джек» перекопали десяток интервью великого и ужасного Ларса фон Триера в поисках его правил и принципов работы в кино: о провокации, поиске сюжетов, работе с актером, импровизации, самоограничениях и алкоголе на площадке

  • 6 декабря
  • 4031
Обзоры

3 фильма с нестандартной кадровой частотой

24 кадра в секунду — общепринятый, устоявшийся киностандарт. Однако в последние годы его господство пытаются поколебать. Эти эксперименты не всегда можно назвать успешными, однако внимания они заслуживают

  • 15 декабря
  • 2370
Практика

Три способа выбраться из ступора на монтаже

Многие хоть раз испытывали страх и недоумение, вглядываясь в таймлинию монтажной программы и не понимая, что делать дальше. Оператор и монтажер Тодд Бланкеншип, рассказывает, как справиться с этим состоянием

  • 8 декабря
  • 2086
Слова

Как режиссеру работать с непрофессиональными актерами

Тщательный кастинг, застройка, много дублей и переозвучивание в конце: российские режиссеры рассказали о том, что делать, если в вашем кино играют непрофесиионалы

  • 7 декабря
  • 1744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

На случай, если вам нечем заняться долгими зимними ночами, «голубые огоньки» вам эстетически и физически противопоказаны, а «Иронию судьбы» вы выучили наизусть, мы составили список самых интересных сериалов зимы 2018-2019

  • 13 декабря
  • 1710
Практика

Как создавались костюмы к фильму Бернардо Бертолуччи «Последний император»

Художник по костюмам Джеймс Ачесон вспоминает о своей работе над фильмом «Последний император», за который он в 1987 году получил свой первый «Оскар» (второй был за «Опасные связи», а третий — за «Королевскую милость»)

  • 11 декабря
  • 1442
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее