tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Обзоры

Своими глазами: 9 POV-фильмов

Субъективная камера — один из самых ярких кинематографических приемов. Однако картин, снятых таким образом целиком или в значительной части, довольно мало. Вспоминаем POV-ленты и разбираемся, в каких случаях прием сработал, а в каких — не очень

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  


N.B. К POV-фильмам часто относят формат found footage, но мы все-таки предпочитаем разделять кадр, снятый как бы от первого лица, и кадр, снятый как бы любительской ручной камерой.
 

1«Леди в озере» (Роберт Монтгомери, 1946)

 
Трейлер фильма «Леди в озере» (1946)

Нуар «Леди в озере» часто называют первым в истории фильмом, целиком снятым субъективной камерой (формально это не совсем верно, поскольку три-четыре небольших сцены здесь все-таки сделаны без этого приема). Современники сравнивали опыт авторов ни много ни мало с появлением звука в кино. Таким образом, на POV-формат возлагались большие надежды, которые, очевидно, не оправдались. Из-за громоздкости камер тех лет возможности приема были слишком ограничены (медленное, заторможенное движение, отсутствие мобильности), так что при продолжительном использовании он не столько способствовал вовлечению зрителя в действие, сколько утомлял.
 

2«Черная полоса» (Дэлмер Дэйвс, 1947)

 
Трейлер фильма «Черная полоса» (1947)

Еще один любопытный нуар с масштабным использованием субъективной камеры — «Черная полоса». Здесь примерно половина действия показана от лица героя Хамфри Богарта и камера чуть динамичнее, чем в «Леди в озере», так что кино кажется более смотрибельным. Картина нашла успех, и после нее субъективная камера стала распространенным приемом ограниченного использования (среди его больших любителей можно назвать Альфреда Хичкока, Брайана Де Пальму и Дарио Ардженто). Но вот на кино, где бы прием использовался на протяжении большого фрагмента, не говоря уже о целом фильме, более полувека никто не решался.
 

3«Русский ковчег» (Александр Сокуров, 2002)

 
Трейлер фильма «Русский ковчег» (2002)

«Русский ковчег» часто называют первым однокадровым фильмов в истории, и эта слава как-то оставляет в тени другой новаторский элемент: вся картина — это субъективный взгляд некого нашего современника с голосом Александра Сокурова. Это своего рода бесплотный путешественник во времени и пространстве, всегда остающийся за кадром. Его спутник, обращаясь к нему, взаимодействует с камерой на стедикаме, так что это явный POV. Примечательность подхода Сокурова состоит в том, что герою, от лица которого мы видим действие, режиссер придает фантастические свойства (например, он невидим для всех, кроме спутника). Кроме того, отказ от монтажа создает сильный эффект «вживания», ведь в обычной жизни мы, по сути, мир так и видим — безмонтажно.
 

4«Моими глазами» (Заур Болотаев, 2012)

 
Трейлер фильма «Моими глазами» (2012)

Еще один прорыв в области субъективной камеры из России. Проект «Моими глазами» стал первым в мире сериалом, целиком снятым от первого лица. В каждом эпизоде авторы предлагали зрителям увидеть одну и ту же историю со стороны разных героев-подростков, благодаря чему в итоге вырисовывалась общая панорама жутких событий. Фильм при этом в основном снимали сами актеры, скажем так, своими головами, на которых помещалась 6-килограммовая конструкция с фотокамерой Lumix. Сериал, кстати, планируют адаптировать на американском телевидении.
 

5«Маньяк» (Франк Халфун, 2012)

 
Трейлер фильма «Маньяк» (2012)

В этом триллере большая часть действия показана от лица главного героя. Причем зритель поставлен в довольно радикальное положение, ведь ему предлагают ассоциироваться с маньяком, хоть его и играет симпатяга Элайджа Вуд. Актер, кстати, снимал часто сам (под контролем оператора-постановщика, конечно же) и отмечал, что испытал совершенно новый опыт актерской работы.
 

6«Хардкор» (Илья Найшуллер, 2016)

 
Трейлер фильма «Хардкор» (2016)

И вновь отечественная картина, примечательная тем, что объединила субъективный взгляд с новейшими мобильными технологиями и небывалым экшном. Формат съемки от первого лица здесь не фрагментарный, а распространен на все действие; снимали авторы с помощью экшн-камер GoPro. Наконец, мобильность и легкость техники позволила совместить ее с паркуром и кровавой акробатикой, то есть передать зрителю редкий и зрелищный опыт. Увы, несмотря на все ожидания, дебют Ильи Найшуллера не слишком удачно прошел в прокате, хотя и живо заинтересовал мировую кинообщественность.
 

7«Пандемия» (Джон Суитц, 2016)

 
Трейлер фильма «Пандемия»» (2016)

В этом фильме POV-формат был перенесен на почву постапокалиптического сай-фая пополам с зомби-хоррором. События мы видим от лица героя, оказавшегося в центре Лос-Анджелеса, наполненного агрессивными инфицированными. Любопытно, что изначально проект задумывался в формате «найденной пленки», но режиссер предпочел демонстрацию от первого лица. Увы, по общему мнению, оригинальный прием не помог истории стать интересной и избавиться от нагромождения штампов.
 

8«Давай будем плохими» (Мартин Оуэн, 2016)

 
Трейлер фильма «Давай будем плохими» (2016)

Фантастический триллер «Давай будем плохими» интересен совмещением POV-концепта и элементов виртуальной реальности. То есть действие, которое мы видим от первого лица, с помощью очков, которые носит героиня, дополняется виртуальными элементами. Однако вновь картина собрала негативные отзывы и прошла без особого успеха из-за вялого действия и невыразительных героев.
 

9«Фагот» (Борис Гуц, 2018)

 
Трейлер фильма «Фагот» (2018)

Если авторы «Хардкора» планировали увлечь зрителя личным переживанием экшна, то создатели «Фагота», судя по всему, расчитывают скорее на интимность истории. В центре сюжета — расставание пары, причем с сатирическими нотками. Главный герой пытается избавиться от девушки-стервы, но выбирает для этого самый нелепый способ, запускающий цепь неожиданных последствий. Режиссер Борис Гуц пошел в использовании нестандартной техники для кино еще дальше — помимо GoPro он снимал на iPhone 7 Plus. О том, как создавалась картина, можно почитать в нашем репортаже со съемок.
 

Обложка: на съемках фильма «Хардкор» (2016) / STX Entertainment

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так со «Спутником»: не тот «чужой», не тот прокат, не тот герой, не те детали

Мы удивились, что даже спустя месяц после выхода на стриминговых платформах блокбастер «Спутник» до сих пор смотрят и обсуждают. Почему так происходит и в чем секрет успеха картины, прикидывающейся фантастикой, а на деле являющейся драмой про всех нас вне зависимости от времени?

25 мая 8662
Обзоры

Главные сериалы лета 2020

Пандемия не остановила производство сериалов. Мы решили сосредоточиться на тех, которые сами хотим посмотреть (или уже посмотрели) и соответственно, вам рекомендуем. Максимально коротко

1 июня 3619
Практика

Приемы: Общий план

Общий план — один из старейших и самых очевидных киноприемов, с которым все не так просто. Разбираемся в его разновидностях, смыслах и особенностях использования

27 мая 2428
Слова

Илья Аксенов: «Сериал „Мир! Дружба! Жвачка!“ набирал обороты, чтобы потом ударить по зрителю обухом»

На ТНТ идут премьерные эпизоды сериала «Мир! Дружба! Жвачка!», посвященного «лихим 90-ым». Поговорили с режиссером Ильей Аксеновым о разнице между фильмами для сервиса Premier и их телеверсиями, что такое универсальная драма и как корректно снимать то, что было в твоем детстве

26 мая 1782
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее