«Легенда о Коловрате»: как снять фильм полностью на хромакее
Почему хромакей?
Сергей Шуппо, супервайзер визуальных эффектов, и Арман Яхин, генеральный директор Main Road Post / Фото: Виктор Вытольский
Положа руку на сердце: снять подобное вживую почти невозможно. Или же процесс съемки будет проходить очень долго и потребует много дополнительных средств. Снимать на натуре зимой крайне сложно: все время идет снег, холодно и порой темно. И, конечно, потребовалось бы выстроить дорогостоящие декорации. Поэтому принятое продюсерами решение снять фильм целиком на хромакее было, скорее, практическим. Другая важная причина — художественная. Нужно было создать «сказочное» изображение: летящие облака красивой формы, розовый закат и нарядная древняя Рязань. Можно сказать, что основой визуального ряда фильма стал гиперреализм.
Трейлер фильма «Легенда о Коловрате» (2017)
Ближние части объектов выстроили декорациями, и с ними взаимодействовали персонажи; но все фоны, задники и ковры, весь орнамент сделали мы. Графика присутствовала в фильме даже в тех моментах, где обычно ее видеть непривычно, например, в убранстве княжеских палат.
Выбор партнеров и работа с ними
Сергей Шуппо, супервайзер визуальных эффектов / Фото: Виктор Вытольский
Сложность «Легенды о Коловрате» для нас была не столько в большом объеме работы, сколько в том, что на этом проекте мы подключили к работе огромное количество людей, с которыми никогда раньше не взаимодействовали: мы участвовали в менеджменте 15 компаний. В финальном кредит-блоке «Легенды о Коловрате», посвященном визуальным эффектам, упомянуты 455 человек, и это рекорд для нашей индустрии. Перед нашей компанией стояла нетривиальная задача — привести к одинаково качественному результату огромное количество разных компаний, занимающихся визуальными эффектами, с разным профессиональным опытом. И, поверьте, это было непросто, в первую очередь из-за количества и масштабности материала.
Сначала для работы над фильмом мы выбирали компании, с которыми мы уже сотрудничали и которых хорошо знаем. Но в какой-то момент стало понятно, что нам сильно не хватает людей. Тогда мы начали искать дополнительные ресурсы: привлекать частных фрилансеров, небольшие группы специалистов — от трех до пяти человек. Работа со «внешними» компаниями была для нас самым большим вызовом на проекте «Легенда о Коловрате». Инструменты, разработанные нами для фильма (например, пепел, снег и дым из труб в древней Рязани), мы заворачивали в один большой «черный ящик», который затем отдавали компаниям, которые могли на своем пайплайне продолжать работать над городом, исходя из своих задач. Нам было крайне важно максимально продумать изначальный каркас, который смог бы потом «разойтись» по другим студиям.
Среди вендоров (вендор — компания, которая занимается производством визуальных эффектов — примечание tvkinoradio.ru), с которыми мы работали, были те, кому мы особенно благодарны. Этим компаниям приходилось осуществлять огромное количество поправок, иногда более двухсот версий одного шота! И они при этом не срывались в истерику — терпеливо, молча шли до конца, за что им можно буквально памятник поставить. И мы точно знаем, что будем продолжать работу с этими компаниями.
«Легенда о Коловрате» как фэнтези
Сергей Шуппо, супервайзер визуальных эффектов / Фото: Виктор Вытольский
Наш фильм — не исторический. Коловрат — это реальный персонаж (хотя и не до конца достоверный), но сама история — скорее былина, сказка. Базовой задачей было не сделать исторический байопик, а создать легенду с элементами фэнтези. Причем фэнтези у нас присутствует только в визуальном плане: в сюжете фильма нет никаких колдунов и магов. Но в визуальной части «Легенда о Коловрате» представляет собой легенду: величественная русская зима с синеватым снегом, розовое солнце, русский лес из сказок.
Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017) / Фото: Централ Партнершип
Мы не стремились к исторической достоверности. Костюмы монголов, например, никогда не выглядели так, как в картине. В фильме они — абсолютно дизайнерские. В целом, мы переосмыслили привычное представление о монголах как об армии варваров и создали красивый образ врага, достойного уважения. Сильный враг, воздающий при этом Коловрату дань за его мужество, — это один из характерных моментов в фильме.
Референсы для эпоса
Арман Яхин, генеральный директор Main Road Post / Фото: Виктор Вытольский
В качестве визуальных референсов мы использовали лубочные изображения, которые нам присылал художник-постановщик Вилюс Ванагас, и картины русских живописцев. На нашу работу также повлияла художник по костюмам Наталья Дзюбенко: она сделала для фильма совершенно потрясающие костюмы, и мы, опираясь на ее задумки, додумывали узоры в шатре Батыя.
При создании визуального образа древней Рязани мы опирались на макеты города того времени. Но Рязань XIII века для современного зрителя покажется поселком, деревней на несколько десятков или сотен домов. Крепостная стена была маленьким частоколом. Поэтому мы решили, что нам важнее передать ощущение города, бывшее у людей того времени, чем показать реальную Рязань. Мы сделали город двух-трехэтажным, с высокой крепостной стеной. Рязань, конечно же, не была такой. Кстати, и монгольская армия, пришедшая на Русь, скорее всего, была не такого размера, как показано в фильме. Протащить огромную армию через снега было в то время практически невозможно. Говоря современным языком, в «Легенде о Коловрате» мы сделали ремикс мира Древней Руси, украшенный, усиленный и «поднятый выше».
Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017) / Фото: Централ Партнершип
Мы долго бились за огромный размер медведя, одного из главных визуальных аттракционов в фильме, настаивали на этом моменте в спорах с режиссером и продюсерами. Нам очень хотелось сделать реверанс в сторону фэнтези, воплотить «медведя-богатыря», для которого мы разработали специальную легенду: его можно аллегорически представить мужиком, которому семьдесят лет, но при этом он — здоровый и сильный. Воин, вышедший в отставку, он продолжает заниматься спортом и обливаться холодной водой. Это дух леса, который спасает героев от монголов.
Для заснеженной Рязани мы сделали специальный инструментарий, позволяющий достаточно легко «переключать» ее в разные состояния. Мы создали четыре фазы разрушения Рязани. В первой фазе Рязань была наполнена новыми домами, во второй — дома были уже «в возрасте», в третьей город был сгоревшим, а в четвертой дома были уже полностью развалены. Этот инструментарий помогал нам легко собирать Рязань из разных состояний и быстро их варьировать.
Батальные сцены
Арман Яхин, генеральный директор Main Road Post / Фото: Виктор Вытольский
История битв в кино очень большая. «Храброе сердце», «Царство небесное», и «Игра престолов» — конечно, мы знаем про эти произведения. Но нельзя сказать, что мы вдохновлялись конкретным фильмом. Прежде всего, мы исходили из наших задач: у нас имелось поле, где мы должны были расположить армию, и был определенный образ средневековой войны, в котором мы пытались работать.
Главной задачей было сделать батальные сцены нескучными и понятными для современной молодежи. Скорее всего, армия монголов того времени строилась не так, как это показано в фильме. Не уверен я и в том, что тогда были катапульты, но ведь они вполне могли и быть! Таким образом, батальные сцены в «Легенде о Коловрате» представляют собой фантазии создателей фильма на заданную тему, как, впрочем, и многое другое в картине.
Работа с Джаником Файзиевым
Джаник Файзиев на премьере фильма «Легенда о Коловрате» (2017) / Фото: Централ Партнершип
Мы были промежуточным звеном между продюсерским цехом и другими вендорами. Один из режиссеров и продюсер фильма Джаник Файзиев общался только с нами, а мы уже — со всеми остальными. Джаник очень требователен как режиссер и продюсер. По большому счету, он не обращает внимания на технологические сложности: это не его работа. Но он всегда движет нас в нужную сторону. Характерная его особенность как режиссера в том, что он любит многоцветное кино. Вспомните хотя бы рябину, рядом с которой в фильме молится девушка: она яркая, красная и сочная. В начале есть также эпизод, где герои едут по осеннему лесу: и лес рыжий и желтый, гипернасыщенный. Но работать с большим цветом неизмеримо сложнее, чем с оттенками серого.
Будущее индустрии
Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017) / Фото: Централ Партнершип
Продюсеры поняли, что для развития киноиндустрии необходимо снимать фильмы разных жанров: фэнтези, фантастику, мистику… И все они требуют большого количества графики. Поэтому в данный момент спрос на визуальные эффекты превышает количество квалифицированных кадров, существующих в нашей стране. В частности, наша компания «забита» работой на два года вперед. Некоторое время назад о таком положении дел можно было только мечтать. Кстати, появился интерес к Main Road Post и из-за рубежа. В данный момент мы работаем на большом гонконгском фильме в жанре фантастики.
Обложка: Кадр из фильма «Легенда о Коловрате» (2017) / Централ Партнершип