Профессия

Художник по костюмам: Наталья Дзюбенко

Художник по костюмам фильмов «Иуда», «Достоевский», «Царь», Наталья Дзюбенко о вдохновении в живописи, сжатых бюджетах, капризах актеров и других деталях своей профессии

  • 20 марта 2014
  • 1523
Павел Орлов

Наталья Дзюбенко, художник по костюмам
Наталья Дзюбенко, художник по костюмам

Источники для воссоздания костюма другой эпохи

Если говорить о создании костюмов к «Иуде», то существуют традиции искусства, и опираться предстояло прежде всего на них: древнеримские фрески, искусство Возрождения, наши передвижники, и вообще все, что посвящено реконструкции и трактовкам Библии в живописи. Более конкретно мы обращались к прекрасным картинам Николая Ге, к Эль Греко. Все это нас вдохновило. В целом на исторических картинах в первую очередь всегда обращаешься к консультантам, которых, кстати, единицы. Плюс еще ищешь вдохновения в достижениях кинематографа, которые нельзя не смотреть. В историческом кино, к примеру, можно ориентироваться на блестящие находки Лидии Нови, делавшей «Андрея Рублева». Западный кинематограф часто дает прекрасные образцы. «Страсти Христовы» во время работы над «Иудой», конечно, все пересмотрели, а кадры из фильма висели у нас в костюмерной. Бюджет у Гибсона, правда, совсем иной, но фильм нас вдохновлял – невозможно за $100 сделать костюм, не опираясь на что-то другое.
 
Кадр из фильма «Иуда»
Кадр из фильма «Иуда» (2013)

Сотрудничество с режиссером

В случае с «Иудой» и Андреем Богатыревым ключевую роль сыграли его насмотренность и общая культура, помимо воспитанности. Понимая, что все находятся в сжатых рамках, Андрей тактично поставил очень правильные задачи – не навредить картине, не допустить какой-то искусственности, не наряжать образы, добиться максимальной скромности и тем самым правдоподобности. Андрей создал очень хорошую творческую атмосферу, в которой все понимали, что находятся в одинаковых условиях, которые надо преодолеть и сработать на кино. Благодаря этому участие в картине и принесло большое удовольствие.
 
Кадр из фильма «Иуда» (2013)
Кадр из фильма «Иуда» (2013)

Скромные бюджеты

Ограниченный бюджет «Иуды» провоцировал своего рода азарт. Как сделать костюмы на сто человек за $10 тыс. – это очень интересная задача. Но я бы не сказала, что скромный бюджет это трудность. Это просто условия, в которые надо вписаться. Опять же, бывают картины, которые при правильном подходе позволяют экономить, но бывают картины, в которых это невозможно. А таких понятий, как сложно или просто для меня нет, есть тошно или радостно.
 
Сотрудничество с актером

Каждый актер требует индивидуального подхода. Но, как правило, чем он умнее и талантливее, тем меньше трудностей возникает. Глупый актер – это всегда проблемы. В кино человек каждой профессии строит свой образ: оператор – свой, художник по костюмам – свой и так далее. Если художник выстроил образ – актеру необходимо ему следовать или предложить свои корректировки. Встречая актеров очень высокого уровня, я заметила, что они, как правило, только обыгрывают костюм, без всяких замечаний. Капризы – «я сам буду покупать», «я сам буду искать» – возникают, когда актер ничего не может сделать в своей профессии.

Кадр из фильма «Иуда» (2013)
Кадр из фильма «Иуда» (2013)
 
Проблемы, с которыми сталкивается художник по костюмам

Систематическая проблема одна, и, я думаю, с ней сталкиваются не только художники по костюмам – очень редко встречается профессиональный продюсерский состав, такой, который будет болеть за производство фильма. Единицы продюсеров вообще понимают, что работают в кино. Казалось бы, костюмы можно делать, независимо от того, какой продюсерский состав, а на деле приходится бесконечно доказывать, почему вообще нужен костюм в кино. Но если режиссер хороший, оператор хороший, есть команда, на любом фильме можно работать с удовольствием. 

 
 
Наталья Дзюбенко 

Художник по костюмам («1612», «Царь», «Книга мастеров», «12», «Анна Каренина», «Приходи на меня посмотреть», «Зависть богов», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Среди серых камней», «Запретная зона», «Стрелец неприкаянный» и др.).
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 16342
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 2353
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 2148
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1702
Практика

Как снять кино на смартфон: первые шаги

Можно ли использовать вместо штатива коробку из IKEA, какие приложения выбрать для съемки и монтажа мобильного видео, как быстрее всего попасть на фестивали, и многое другое, что мы узнали на мастер-классе оператора и режиссера Артура Михеева

  • 11 мая
  • 1562
Практика

Сложности режиссерской работы: как эффективно общаться с актерами

Независимый режиссер Джон Френсис МакКалла обсуждает техники, позволяющие актерам выкладываться на полную

  • 17 мая
  • 1492
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее