Профессия

Художник по костюмам: Наталья Дзюбенко

Художник по костюмам фильмов «Иуда», «Достоевский», «Царь», Наталья Дзюбенко о вдохновении в живописи, сжатых бюджетах, капризах актеров и других деталях своей профессии

  • 20 марта 2014
  • 1537
Павел Орлов

Наталья Дзюбенко, художник по костюмам
Наталья Дзюбенко, художник по костюмам

Источники для воссоздания костюма другой эпохи

Если говорить о создании костюмов к «Иуде», то существуют традиции искусства, и опираться предстояло прежде всего на них: древнеримские фрески, искусство Возрождения, наши передвижники, и вообще все, что посвящено реконструкции и трактовкам Библии в живописи. Более конкретно мы обращались к прекрасным картинам Николая Ге, к Эль Греко. Все это нас вдохновило. В целом на исторических картинах в первую очередь всегда обращаешься к консультантам, которых, кстати, единицы. Плюс еще ищешь вдохновения в достижениях кинематографа, которые нельзя не смотреть. В историческом кино, к примеру, можно ориентироваться на блестящие находки Лидии Нови, делавшей «Андрея Рублева». Западный кинематограф часто дает прекрасные образцы. «Страсти Христовы» во время работы над «Иудой», конечно, все пересмотрели, а кадры из фильма висели у нас в костюмерной. Бюджет у Гибсона, правда, совсем иной, но фильм нас вдохновлял – невозможно за $100 сделать костюм, не опираясь на что-то другое.
 
Кадр из фильма «Иуда»
Кадр из фильма «Иуда» (2013)

Сотрудничество с режиссером

В случае с «Иудой» и Андреем Богатыревым ключевую роль сыграли его насмотренность и общая культура, помимо воспитанности. Понимая, что все находятся в сжатых рамках, Андрей тактично поставил очень правильные задачи – не навредить картине, не допустить какой-то искусственности, не наряжать образы, добиться максимальной скромности и тем самым правдоподобности. Андрей создал очень хорошую творческую атмосферу, в которой все понимали, что находятся в одинаковых условиях, которые надо преодолеть и сработать на кино. Благодаря этому участие в картине и принесло большое удовольствие.
 
Кадр из фильма «Иуда» (2013)
Кадр из фильма «Иуда» (2013)

Скромные бюджеты

Ограниченный бюджет «Иуды» провоцировал своего рода азарт. Как сделать костюмы на сто человек за $10 тыс. – это очень интересная задача. Но я бы не сказала, что скромный бюджет это трудность. Это просто условия, в которые надо вписаться. Опять же, бывают картины, которые при правильном подходе позволяют экономить, но бывают картины, в которых это невозможно. А таких понятий, как сложно или просто для меня нет, есть тошно или радостно.
 
Сотрудничество с актером

Каждый актер требует индивидуального подхода. Но, как правило, чем он умнее и талантливее, тем меньше трудностей возникает. Глупый актер – это всегда проблемы. В кино человек каждой профессии строит свой образ: оператор – свой, художник по костюмам – свой и так далее. Если художник выстроил образ – актеру необходимо ему следовать или предложить свои корректировки. Встречая актеров очень высокого уровня, я заметила, что они, как правило, только обыгрывают костюм, без всяких замечаний. Капризы – «я сам буду покупать», «я сам буду искать» – возникают, когда актер ничего не может сделать в своей профессии.

Кадр из фильма «Иуда» (2013)
Кадр из фильма «Иуда» (2013)
 
Проблемы, с которыми сталкивается художник по костюмам

Систематическая проблема одна, и, я думаю, с ней сталкиваются не только художники по костюмам – очень редко встречается профессиональный продюсерский состав, такой, который будет болеть за производство фильма. Единицы продюсеров вообще понимают, что работают в кино. Казалось бы, костюмы можно делать, независимо от того, какой продюсерский состав, а на деле приходится бесконечно доказывать, почему вообще нужен костюм в кино. Но если режиссер хороший, оператор хороший, есть команда, на любом фильме можно работать с удовольствием. 

 
 
Наталья Дзюбенко 

Художник по костюмам («1612», «Царь», «Книга мастеров», «12», «Анна Каренина», «Приходи на меня посмотреть», «Зависть богов», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Среди серых камней», «Запретная зона», «Стрелец неприкаянный» и др.).
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 самых длинных художественных фильмов в истории кино

Продолжительность фильма в 1,5-2,5 часа давно считается стандартной, однако есть примеры гораздо более длинных картин. Вспоминаем фильмы-рекордсмены хронометража и разбираемся, зачем некоторым авторам нужны «дистанции» в 4, 10, а то и 13 часов   

  • 9 июля
  • 8790
Практика

Приемы: Эффект Кулешова

Как между двумя неравными по значению кадрами возникает новый смысл, что оказывает на зрителя наибольшее эмоциональное воздействие и почему монтаж важнее самой блистательной актерской игры — вспоминаем суть эффекта Кулешова

  • 8 июля
  • 4473
Практика

Приемы: Как создаются фильмы ужасов

Чувство страха — базовая эмоция человека. Если наш мозг не может определить явление как нормальное, мы испытываем страх. На страхе перед неизведанным основан жанр фильмов ужасов или хорроров. Разберем его особенности

  • 5 июля
  • 4140
Практика

Как это снято: «Антихрист»

Депрессия, слоу-моушн, членовредительство, муляжи, порно-дублеры и актерский экстрим — к 10-летию «Антихриста» Ларса фон Триера вспоминаем, как создавалась одна из самых жутких картин XXI века

  • 7 июля
  • 3812
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2011
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 1636
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее