Профессия

Художник по костюмам: Наталья Дзюбенко

Художник по костюмам фильмов «Иуда», «Достоевский», «Царь», Наталья Дзюбенко о вдохновении в живописи, сжатых бюджетах, капризах актеров и других деталях своей профессии


Наталья Дзюбенко, художник по костюмам
Наталья Дзюбенко, художник по костюмам

Источники для воссоздания костюма другой эпохи

Если говорить о создании костюмов к «Иуде», то существуют традиции искусства, и опираться предстояло прежде всего на них: древнеримские фрески, искусство Возрождения, наши передвижники, и вообще все, что посвящено реконструкции и трактовкам Библии в живописи. Более конкретно мы обращались к прекрасным картинам Николая Ге, к Эль Греко. Все это нас вдохновило. В целом на исторических картинах в первую очередь всегда обращаешься к консультантам, которых, кстати, единицы. Плюс еще ищешь вдохновения в достижениях кинематографа, которые нельзя не смотреть. В историческом кино, к примеру, можно ориентироваться на блестящие находки Лидии Нови, делавшей «Андрея Рублева». Западный кинематограф часто дает прекрасные образцы. «Страсти Христовы» во время работы над «Иудой», конечно, все пересмотрели, а кадры из фильма висели у нас в костюмерной. Бюджет у Гибсона, правда, совсем иной, но фильм нас вдохновлял – невозможно за $100 сделать костюм, не опираясь на что-то другое.
 
Кадр из фильма «Иуда»
Кадр из фильма «Иуда» (2013)

Сотрудничество с режиссером

В случае с «Иудой» и Андреем Богатыревым ключевую роль сыграли его насмотренность и общая культура, помимо воспитанности. Понимая, что все находятся в сжатых рамках, Андрей тактично поставил очень правильные задачи – не навредить картине, не допустить какой-то искусственности, не наряжать образы, добиться максимальной скромности и тем самым правдоподобности. Андрей создал очень хорошую творческую атмосферу, в которой все понимали, что находятся в одинаковых условиях, которые надо преодолеть и сработать на кино. Благодаря этому участие в картине и принесло большое удовольствие.
 
Кадр из фильма «Иуда» (2013)
Кадр из фильма «Иуда» (2013)

Скромные бюджеты

Ограниченный бюджет «Иуды» провоцировал своего рода азарт. Как сделать костюмы на сто человек за $10 тыс. – это очень интересная задача. Но я бы не сказала, что скромный бюджет это трудность. Это просто условия, в которые надо вписаться. Опять же, бывают картины, которые при правильном подходе позволяют экономить, но бывают картины, в которых это невозможно. А таких понятий, как сложно или просто для меня нет, есть тошно или радостно.
 
Сотрудничество с актером

Каждый актер требует индивидуального подхода. Но, как правило, чем он умнее и талантливее, тем меньше трудностей возникает. Глупый актер – это всегда проблемы. В кино человек каждой профессии строит свой образ: оператор – свой, художник по костюмам – свой и так далее. Если художник выстроил образ – актеру необходимо ему следовать или предложить свои корректировки. Встречая актеров очень высокого уровня, я заметила, что они, как правило, только обыгрывают костюм, без всяких замечаний. Капризы – «я сам буду покупать», «я сам буду искать» – возникают, когда актер ничего не может сделать в своей профессии.

Кадр из фильма «Иуда» (2013)
Кадр из фильма «Иуда» (2013)
 
Проблемы, с которыми сталкивается художник по костюмам

Систематическая проблема одна, и, я думаю, с ней сталкиваются не только художники по костюмам – очень редко встречается профессиональный продюсерский состав, такой, который будет болеть за производство фильма. Единицы продюсеров вообще понимают, что работают в кино. Казалось бы, костюмы можно делать, независимо от того, какой продюсерский состав, а на деле приходится бесконечно доказывать, почему вообще нужен костюм в кино. Но если режиссер хороший, оператор хороший, есть команда, на любом фильме можно работать с удовольствием. 

 
 
Наталья Дзюбенко 

Художник по костюмам («1612», «Царь», «Книга мастеров», «12», «Анна Каренина», «Приходи на меня посмотреть», «Зависть богов», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», «Среди серых камней», «Запретная зона», «Стрелец неприкаянный» и др.).
 
 

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 12897
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 11203
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5440
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4306
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее