Главная / Практика / «Однажды в… Голливуде»: как декорации, свет и цвет вернули атмосферу 1960-х

«Однажды в… Голливуде»: как декорации, свет и цвет вернули атмосферу 1960-х

Картина Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» повествует о двух вымышленных персонажах: Рике Далтоне, в прошлом успешном телеактере, чья карьера пошла на спад, и его каскадере Клиффе Буте, также исполняющем роль водителя и доверенного лица Далтона. Бут ведет более чем скромную жизнь — живет в трейлере вместе со своей собакой.

Однако, эти вымышленные персонажи по ходу сюжета встречаются с вполне реальными людьми той поры, в том числе — с Шарон Тейт, актрисой, убитой бандой Чарльза Мэнсона в резне 1969 года. События фильма начинаются в феврале 1969 года, и медленно, но верно двигаются к этому страшному событию, произошедшему 9 августа.
 

Трейлер фильма « «Однажды… в Голливуде» (2019)

В итоге это оказывается мета-фильм про кино и кинематографистов. По ходу сюжета нам показывают старые работы Далтона в разных фильмах и сериалах. Тарантино умело жонглирует телесъемкой и закадровыми материалами, цветом и черно-белой гаммой, форматами 2.39:1 и 1.33:1. Одним словом, несколько разновидностей форматов и жанров весьма успешно уживаются в одном художественном произведении.

Естественно, это потребовало от творческой команды фильма неимоверных усилий, потому что они по факту снимали несколько фильмов в одном, и для каждого нужно было найти свою эстетику.
 

Декорации

На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Персонажи фильма путешествуют по всему Лос-Анджелесу конца 1960-х: от Голливудского бульвара до декораций на кино-ранчо Спана. Не говоря уже об остальных съемочных площадках — от старых вестернов до современных триллеров. Воспроизвести все это — особая задача, особенно, учитывая, что некоторых локаций уже не существует.

На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
 


«Я построила два разных вестерна для „Закона охоты“ и „Лансье“. Это была интересная задача, я посмотрела какое-то несчитанное количество серий „Лансье“. Это уникальный вестерн, он повествует о приграничных городках Техаса. Для него мы имитировали множество кирпичных зданий. Городки с двухэтажными кирпичными зданиями считались богатыми, это нужно было показать.

Что касается „Закона охоты“, это был совершенно иной город — пыльный, деревянный, больше напоминающий город из сериала „Дэдвуд“, он не был частью мира „Лансье“».
 

Барбара Линг, художник-постановщик

 


Одной из самых сложных локаций для фильма был Голливудский бульвар. Здесь предстояло построить старые фасады для современных магазинов и других зданий. И эти магазины нельзя было закрывать, ведь люди должны продолжать работать. Поэтому декораторам предстояло трудиться очень быстро — за 10 часов до начала съемок команда из 20 декораторов приехала и проделала всю работу.

На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Все декорации киноранчо были построены с нуля. Само историческое ранчо было недоступно для съемки. Поэтому команда нашла парк рядом, где когда-то в 1920-х и 1930-х годах снимали вестерны и сериалы про Зорро. Именно здесь были воссозданы здания ранчо Джорджа Спана, которые предстояло состарить и отфактурить. А это очень долгий и сложный процесс.

На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Playboy Mansion сегодня, естественно, принадлежит другому человеку. Во время подготовки к съемке новый владелец делал там ремонт, и его совершенно не интересовал фильм Тарантино. Но он встретился с режиссером и в итоге согласился предоставить эту локацию для съемок.
 


«Мы пришли и постарались вернуть на место как можно больше вещей Хью Хефнера. Воссоздали атмосферу его вечеринок и освещение. Так что, в этой сцене у нас в кадре действительно Playboy Mansion».

Барбара Линг, художник-постановщик

 


Кадр из фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Кадр из фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Тарантино также весьма внимательно изучил Каньон Бенедикт, особенно его интересовал дом 10050 на Cielo Drive, в котором была убита Шэрон Тейт и четыре ее гостя. К сожалению, дом был разобран в 1994 году, поэтому побывать на месте сегодня невозможно — там стоит вилла в среднеземноморском стиле.

Но режиссеру предстояло показать нужный дом снаружи и внутри. Он воспользовался услугами Скотта Майклса, который проводит туры по местам обитания банды Чарльза Менсона в Голливуде, и теперь является экспертом в этой теме. Квентину пришлось использовать три разные локации, чтобы воссоздать этот дом в 1969 году. Человек, знакомый с локацией и посмотревший фильм, сказал, что дом показан достаточно корректно.
 

Освещение

Это шестая совместная лента режиссера Квентина Тарантино и оператора-постановщика Роберта Ричардсона. Картина выглядит и современной, и немного ретро, поскольку ее действие разворачивается в 1960-е годы.
 


«Мы не хотели, чтобы зритель думал: „Да, я знаю, что фильм снят сегодня, и вы решили не светить. Поэтому по сегодняшним меркам я „пересветил“ картинку. Но я пытался сохранить экспрессию. Например, в сцене в машине с Брэдом и Маргарет Куолли я применил HMI и рассеиватель. Мне хотелось, чтобы свет был очевиден. Я вижу свет на лице Брэда, в другой ситуации я бы этого не сделал. Но при этом мне хотелось избежать одинакового света с улицей. Я пытался найти баланс эстетики разных эпох».

Роберт Ричардсон, оператор-постановщик

 


Роберт Ричардсон  на съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Роберт Ричардсон  на съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

«Наш свет эволюционирует в ходе работы, — рассказывает осветитель Иен Кинкейд. — Сначала мы используем широкую кисть — ставим большие приборы в окна. Потом, когда мы подобрали объектив для конкретной сцены, мы смотрим в камеру и думаем: „Тут есть место, чтобы поставить немного контрового света и немного вот тут, чтобы дать контур сбоку. А здесь можно немного добавить заполняющего“. Это обычный рабочий процесс. Иногда Роб говорит: „Пусть свет бьет из окна“ или „Дай мне свечение“, мы понимаем друг друга с полуслова». Кинкейд и Ричардсон сделали вместе 18 фильмов, включая шесть картин Тарантино.

Для сцены в сауне, которую снимали на съемочном дворе киностудии Universal, где есть уже готовые декорации для вестерна, были поставлены три K 5600 Alpha на 18К, что позволило пустить столбы света внутрь помещения. Эти источники были разделены черными флагами так, чтобы они не «засоряли» свет друг друга. Плюс — внутри мягкий источник Maxi-Brute на 12К, светящий в отражатель из муслина и потом еще через рассеиватель из него же. Эту комбинацию отражения и рассеивания иногда называют «книжный свет».

На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Для крупных планов Лео дополнительно использовал К 5600 Joker на 1,6К, который тоже светил в отражатель из неотбеленного муслина и имел фильтр ¼ Straw, чтобы придать свету более теплый оттенок.

Осветитель выбрал Maxi-Brute, потому что они легко управляются без изменения цвета, а их светимость можно снижать на 1/12, а также направлять их головки и управлять широтой светового потока.

«Я бы не назвал их современными, — говорит осветитель, — ведь сегодня кинематографисты стараются осветить свои площадки без генераторов, просто воткнув розетку в стену. Это можно сделать, используя светодиоды. С Maxi-Brute сложнее работать, но они дают очень мягкий, мощный и управляемый свет».

На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Самой массивной светоустановкой для фильма, Кинкейд называет освещение для шоссе в Marina del Ray, где на протяжении более километра дороги было поставлено 9 установок с двумя приборами ARRI T12 на каждом. И еще между этими двумя приборами на каждой установке висело по четыре софтбокса размером 1,2 метра на 2,4 метра нейтрального цвета Grid Cloth с шестью лампами по 1К внутри каждый. Так каждая установка светила жестким светом на 24К и мягким на 24К. Между этими установками вдоль дороги были установлены дополнительные источники света.

Для сцены проезда по голливудскому бульвару потребовалось очень много работы — его внешний вид скрупулезно восстановили до образа 1969 года. Сначала осветили одну секцию из трех кварталов, потом переместили осветительные приборы в другие три квартала. Автомобиль с актерами в этой сцене стоит на автоплатформе. На актеров светит софтбокс LiteTile размером 0,6 на 2,4 метра со светодиодным прибором LiteGear, который позволял менять цветовую температуру и светимость в процессе. В сцене, когда Брэд Питт ведет машину, на него светит софтбокс LiteTile размером 0,6 на 1,2 метра. Прибор был установлен так, чтобы актер видел дорогу под собой и мог сам вести машину.

На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

В сцене, когда банда Мэнсона разговаривает в машине, режиссер хотел видеть очень глубокий черный. «Это была одна из самых сложных сцен, — делится оператор. — Я очень близко подошел к тому, чтобы использовать светодиоды, которые дают ощущение отсутствия света вообще».
 

Новые и старые объективы

Для съемки картины Квентина Тарантино оператор-постановщик Роберт Ричардсон использовал новую линейку анаморфной оптики Panavision T Series, добавив их к тому набору, что уже был. Анаморфной оптикой снимали фрагменты фильма основного нарратива в формате 2.39:1, сферической — черно-белые кадры в формате 1.33:1, они помогают имитировать внешний вид старого кино и телесъемки. Изначально Ричардсон планировал использовать свой обычный набор объективов C Series и E Series. Но ему нужно было снимать на расстоянии полуметра с мягким фокусом, а эти объективы (линейка C Series выпущена в 60-х, а E Series — в 80-х) не способны показать нужный результат в таких условиях.

Panavision T Series / Фото: Panavision
Panavision T Series / Фото: Panavision

Поэтому инженер компании Panavision показал Ричардсону объективы новой серии T Series, которые были выпущены в 2017 году. «У этой серии самое современное покрытие и потрясающий мягкий фокус на близких расстояниях, — говорит Дэн Сасаки, старший вице-президент компании Panavision. — Это последнее достижение технологий. Мы использовали цилиндрическую форму, которую раньше даже не предлагали для таких целей. Это позволило сохранить эстетику анаморфной линзы, но убрать все недостатки падения резкости, которые были в наших прошлых объективах. Это более современная версия».

Роберт Ричардсон  на съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Роберт Ричардсон  на съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Серия T Series была разработана для цифровых камер, это серия объективов с глубоким контрастом и большим разрешением. Как раз в это время начинали готовиться к съемкам ленты «Звездные войны: Скайуокер. Восход», и Сасаки изменил конструкцию задней части объективов для этого проекта. «Мы поняли, что совершили ошибку, когда отказались от совместимости с пленкой, — говорит он. — Удивительно, сколько работы пока делают на пленку 35 мм и больших форматов».

Когда эти объективы были предложены Ричардсону, оператор выразил беспокойство, что они будут слишком современными по картинке и не поймают настроение 60-х, и поэтому эти кадры не смонтируются с остальными нужным образом. Но он переживал напрасно. Объективы показали себя лучшим образом. Даже объектив 135 мм можно было использовать на T2.3 без потери качества.

Роберт Ричардсон  на съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Роберт Ричардсон  на съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Каждую из вышеназванных серий объективов использовали на этом фильме примерно равное время, а светлый винтажный объектив Panavision Ultra Golden Panatar пригодился для ночных сцен. Если умело их использовать, все эти линзы можно применять так, чтобы картинка была одинаковой по качеству, компенсируя их разницу с помощью фильтров или освещения.

На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
На съемках фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures

Съемки кадров «фильма в фильме» — черно-белого вымышленного телевестерна «Закон охоты» — вели на старые сферические зум-объективы Z6S T3 Panavised Angenieux зум 20–120 мм и классический Z5S T3.1 Panavised Cooke зум 20–100 мм. А Standard Prime, которые Panavision произвел в конце 60-х, сыграли вспомогательную роль.

Кроме того, даже колорист работал на проекте с самого начала — ему предстояло обрабатывать и пленочные дейлизы, чтобы все выглядело как можно ближе к законченному фильму. Потому что Тарантино настаивал на их просмотре как на видео, так и на пленке. Это дало команде возможность увидеть работу всех объективов.
 


«Проекция с пленки на экран — это дар богов. Только так можно увидеть все нюансы каждой линзы, ее работу с цветом и мельчайшие особенности дизайна объектива, а также — как наши действия влияют на картинку. Этот фильм — оммаж великому кинематографу 60-х не только по сюжету, но и по тому, как его снимали».

Грегор Тавеннер, первый помощник оператора

 


 

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.  

 


Обложка: кадр из фильма «Однажды… в Голливуде» (2019) / Sony Pictures