Техника

Качества света – с компромиссами и без

Образ мысли, планирование и правильный выбор ламп для съемки – разбираемся, что полезно знать для создания эффективного освещения на площадке

  • 19 апреля 2016
  • 13556

Оператор вы или режиссер, самостоятельный видеограф или являетесь частью большой команды, профессиональный осветитель или занимаетесь этой частью съемочного процесса вынужденно – проблема грамотной установки света будет актуальна всегда и для всех. Посмотрим на важные аспекты этой работы и технику. 
 

Образ мысли и опыт


Когда дело доходит до освещения сцены, всегда что-то мешает – сложная площадка, неудобное время или погода, нехватка оборудования и ресурсов. 

Но важно помнить, что главный ваш инструмент – образ мысли. Каждая новая площадка (внутри или снаружи помещения), каждый момент суток (день, ночь или режим) будут чему-то учить. Обычно экстерьерная съемка сложна для работы осветителя без предварительной подготовки, потому что у вас недостаточно контроля над элементами. Интерьерная съемка проще, но требует внимания к фону, размеру комнаты и ограничениям по мощности.

Но со временем выработаются схемы и шаблоны, которые позволят принимать быстрые и точные решения. В экстерьерной съемке вы будете понимать углы падения и качество солнечного света в разные времена года. В интерьере сходу оцените, как идет свет из окна, как высота потолка и размер комнаты повлияют на расстановку приборов.
 

Создайте план освещения





Предварительный план может быть важным инструментом в вашем арсенале, особенно если работаете в команде. Он может быть достаточно простым – несколько строк на салфетке, или понадобится детальный план с перечислением каждого прибора, его мощности и размера, суммарной силой тока для схемы.




Многие используют OmniGraffle. Это простая интуитивная программа для Apple (OSX и iOS), которая позволяет людям, которые мыслят рисунками, создать достаточно сложные планы с большим количеством деталей.
 

Выберите оборудование


Вариантов такое множество, как еще не было никогда. Гибкость технологий открывает практически любые возможности. А объем предложений даже пугает. Помните, нет единой универсальной технологии освещения. У каждой есть компромиссы. И то, что делает технологию идеальной в одних условиях, будет недостатком в других. Приведем примеры основных типов освещения в производстве. 
 

Галогенные лампы


Галогенный фонарь Mole-Richardson 6731 Tungsten ParГалогенный фонарь Mole-Richardson 6731 Tungsten Par

Они известны с конца 1920-х годов и пришли на смену дуговым лампам, освещавшим кино на заре его истории. С точки зрения материалов и качества производства галогенные лампы ушли далеко вперед, но суть при этом не изменилась с тех пор, как в 1927 году Моле-Ричардсон открыл для них двери Голливуда.

Самый популярный из когда-либо созданных галогенных светильников – 1000-ваттный 6-дюймовый Френель. Он достаточно ярок, чтобы использовать его в качестве ключевого источника, контровика или акцента. 1000-ваттный 6-дюймовый Baby Solarspot от Molequartz имеет округлую форму для большей прочности и эффективности использования потока охлаждающего воздуха, что защищает его от перегрева на площадке. Меньшая температура лампы и колпака продлевают жизнь устройства.

Другим вариантом при выборе галогенного фонаря может стать относительно портативный Mole-Richardson 6731 – это 2000-ваттный прибор с параболическим алюминиевым отражателем, что позволяет создать более мощный концентрированный луч, чем можно получить от фонаря с линзой Френеля даже если у него будет та же мощность. В отличие от традиционных 2000-ваттных светильников 6731 Tungsten Par использует специально разработанную в General Electric лампу, предназначенную для осевой работы. Оборудованный хорошо отполированным отражателем с боковой установкой лампы Tungsten Par достигает мощности, сравнимой с 5000-ваттным 10-дюймовым Френелем.

Компромиссы галогена
 
Плюсы: высокая мощность излучения с прекрасным качеством света. Такие приборы создают приятные оттенки кожи, а сам луч отлично управляется и фокусируется.

Минусы: в смысле электрической эффективности они проигрывают, поскольку выделяют огромное количество тепла. Только около 10% потребленной энергии превратится в свет, а остальное пойдет на прогрев воздуха. При настройке белого на галогенную цветовую температуру 3200K многие камеры производят изображение с большим количеством шума, чем при балансе белого по дневной температуре 5600K. Галогенные светильники требуют осторожной эксплуатации и передвигать их во включенном состоянии не рекомендуется. 
 

Фонарь с линзой Френеля на светодиодах


ARRI L7-CARRI L7-C

Технология светодиодов белого света (LED) известна уже несколько лет. Первое такое устройство было собрано из сотен 5-мм диодов на каждой панели. Тем, кому требовался фокусирующийся Френель на базе новой технологии, пришлось немного подождать. Недавно фирма ARRI представила фонари с линзой Френеля серии «L». Эти LED Френели настолько близки по функциональности и производительности к своим традиционным конкурентам, что создают ранее невиданные возможности.

Обратим внимание на середину линейки от ARRI, на L7-C – 7-дюймовый светодиодный фонарь с линзой Френеля. Цветовая температура, насыщенность и цветовой тон можно плавно регулировать от 2800K до 10,000K между полностью включенным или выключенным зеленым в цветах RGBW.

Функция Light Engine 2 в L7-C помогает получить на 25% более яркий свет, чем в предыдущих версиях, высокую цветопередачу, низкое энергопотребление (160-ватт). В дополнение к настройке количества зеленого есть функции выбора яркости отдельного цвета (цветовая гамма RGB+W), общие настройки яркости и оттенка. Прибор может похвастаться настоящей линзой Френеля, двумя портами DMX (входной и выходной), поддержкой RDM (система управления удаленными устройствами) и портом mini USB для обновления программного обеспечения.

Компромиссы светодиодного Френеля
 
Плюсы: у ARRI прекрасное качество сборки и репутация бренда, контролируемый и фокусируемый луч.

Минусы: относительно новая технология пока дороже по сравнению с традиционными галогенными лампами. Фонари серии «L» в основном имеют встроенные компьютеры, которые еще предстоит проверить в экстремальных условиях и в грубой эксплуатации.
 

Флуоресцентные лампы


Kino-Flo-Tegra.gifKino Flo Tegra 4Bank DMX

Kino Flo много лет остается новатором флуоресцентного освещения, имеющего свои преимущества перед другими популярными технологиями. Флуоресцентные лампы в работе остаются холодными, лишены мерцания и являются энергоэффективными.

Светильники Kino Flo могут превратить ночь в интерьере в день, если заменить галогенные на лампы дневного света. Для путешествий и съемок в тесных пространствах компания Kino Flo создала Diva-Lite 415 с фирменной модульной системой креплений, универсальным напряжением линии питания (100-240V), настройкой яркости по всей палитре, функциями удаленного управления. Diva-Lite 415 обладает относительно небольшим весом, прост в обращении и размещении благодаря своей панельной конструкции.

Для съемок в больших помещениях, которым требуется больше света, Kino Flo предлагает Tegra 4Bank DMX, дающий эффект, сопоставимый с 1000-ваттным галогенным софтбоксом. Фирменная твердотельная электроника обеспечивает лампам полную мощность, оставаясь предельно тихой. Встроенные шторки с новой конструкцией петель, ячеистая решетка и система центрального монтажа делают легкую Tegra идеальной для съемок с рук, установки в тесных местах или монтажа на осветительную штангу.

Kino Flo Diva-Lite 415Kino Flo Diva-Lite 415

Компромиссы флуоресцентного светильника

Плюсы: низкое энергопотребление, прекрасная репутация бренда и уникальные качества света. Облегченный вариант для путешествий, простой в использовании и настройке параметров, удобная встроенная функция регулировки яркости.

Минусы: флуоресцентные лампы должны стоять довольно близко к объекту съемки. Это большие мягкие источники, полезные для заполняющего света, но у них не бывает фокусируемого луча.
 

Софтбокс на светодиодах


De Sisti LED Softlight SERIESDe Sisti LED Softlight SERIES

Одна из главных проблем светодиодных панелей в том, что она состоит из сотен маленьких (5 мм) точек. Когда вы направляете такой прибор на объект, то он подсвечивается нормально, а вот тени выглядят странно и неестественно, поскольку, по сути, вы видите сотни маленьких теней – по одной на каждый светодиод.

Один из способов смягчить этот эффект состоит в том, чтобы прикрепить к панели софтбокс. Недостаток этого способа в том, что он на 20-30% снижает эффективность излучаемого потока. Как правило, светодиодные приборы не имеют большой начальной мощности, поэтому снижение эффективности нежелательно.

Посмотрим на панели от итальянской компании-производителя De Sisti. «LED Softlight SERIES» – модельный ряд светодиодных софтлайтов, использующих технологию Remote Phosphor (с индексом цветопередачи выше 90) и камерой смешивания светодиодных цветов. Панели производят гладкую, ровную проекцию луча с хорошо рассеянной тенью. Оптическая система полностью устраняет пиксельный эффект.

Эта серия софтлайтов идеально подходит для площадок с несколькими камерами и поставляется с различными сотовыми направляющими решетками и другими опциями для дополнительного контроля. Вся электроника интегрирована со светильником и предполагает DC DMX управление настройками яркости от 0 до 100 процентов без мерцания даже при использовании со скоростными камерами.

Компромиссы светодиодных софтлайтов

Плюсы: низкое энергопотребление, отличная репутация бренда и отсутствие эффекта множественной тени. Легкий, простой в использовании и настройке параметров освещения со встроенными регуляторами яркости и удаленным управлением по DMX.

Минусы: так как конструкция не складывается и не разбирается, такие светильники могут оказаться слишком громоздкими для транспортировки или для тех, кто снимает в одиночку. Это большие источники мягкого света, эффективные для заполнения, но нет фокусируемого луча.
 

Металлогалогенные лампы (HMI)


K5600 Joker-Bug 800K5600 Joker-Bug 800

Компания K5600 делает HMI лампы для кино и видео. HMI означает Hydrargyrum medium-arc iodide или лампа средней дуги на основе йодида ртути. HMI является брендом Osram для металлогалогенных газоразрядных средне-дуговых ламп. HMI представляет собой гибридную флуоресцентную технологию, смесь из балансированной газоразрядной лампы и галогенной, производящей жесткий луч света, применимый как с параболическим алюминиевым отражателем, так и с линзой Френеля.

Joker-Bug 800 от K5600 помещается в небольшом кейсе для авиаперевозки, весит всего 17 с четвертью килограммов, что относительно немного для комплектов HMI. Главное преимущество использования HMI в том, что они примерно в три-четыре раза эффективнее галогенных светильников при том же энергопотреблении и к тому же сбалансированы на дневной свет. Представленный в 1999 Joker-Bug 800 и сегодня остается популярным. Он производит такой же световой поток, как 4000-ваттный кварцевый светильник при энергопотреблении в 11 ампер. Это означает, что к одному источнику электропитания можно подключить один Joker-Bug 800 и еще небольшой светильник HMI или прибор другого типа. Joker-Bug 800 отлично справляется с ролью жесткого света или в качестве источника для среднего размера химеры или софтбокса другой фирмы, превращаясь в большой источник мягкого дневного света.

Компромиссы HMI

Плюсы: HMI невероятно эффективны по соотношению поток света на потраченный ватт и сбалансированы по дневному свету. Низкое потребление энергии означает, что вы можете включить Joker-Bug 800 в бытовую розетку и еще останется возможность туда же добавить какой-то небольшой дополнительный источник.

Минусы: HMI относительно дороги. Также для работы требуется специальный переходник, устанавливаемый между источником питания и самой лампой. Сами лампочки приходится достаточно часто менять. Во время работы выделяется некоторое количество ультра-фиолетовых лучей, так что надо использовать лампы со специальной линзой Френеля, чтобы защитить актеров и команду от излучения.
 

Постановочное оборудование (Grip)


Многие профессиональные осветители и операторы считают, что постановочное оборудование так же важно, как и сами приборы. Постановочное оборудование используется для размещения различной техники на площадке, но в рамках нашего обсуждения, мы будем иметь в виду приспособления для управления светом: флаги, холсты, рассеиватели, сетки и отражатели.

Существует множество компаний, занимающихся производством таких вещей. Самыми популярными являются Matthews Studio Equipment, Manfrotto и American Grip. Интересно, что все производители предлагают широкий ассортимент (си-стенды, флаги, мешки с песком, тележки и т.п.), но если к нему присмотреться, вы быстро обнаружите, что компании рекомендуют уникальное оборудование, подходящее к линейке именно их продукции.

Вы также обнаружите, что если пытаетесь купить какую-то стандартную вещь, вроде 40-дюймового си-стенда с креплением для 40-дюймовой удочки, то цены у производителей будут примерно одинаковыми. Выбрать стоит, попробовав лично каждый бренд и остановившись на том, что приглянется именно вам.

Источник: hdvideopro.com

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Смотрите также

    Популярное
    Практика

    Приемы: Голландский угол

    Заваливаем горизонт правильно: для чего в кино нужен голландский угол и почему им стоит пользоваться в меру

    • 11 июля
    • 3965
    Практика

    5 незаменимых человек на съемках микробюджетного проекта

    Насколько большой должна быть команда и какие члены команды самые незаменимые на съемочной площадке — это, пожалуй, самые частые вопросы, которые задают люди, занимающиеся финансированием фильмов с предельно низким бюджетом

    • 21 июля
    • 2417
    Техника

    Как две компании меняют будущее визуальных эффектов

    Хромакей и ротоскоп в скором времени отправятся на свалку истории, но в чем подвох?

    • 18 июля
    • 2380
    Практика

    Как это снято: «Робокоп»

    Отмечаем тридцатилетие «Робокопа» Пола Верховена и разбираемся, как режиссеру, который не любит кинофантастику, удалось создать один из ярчайших образцов жанра. Сатира, натурализм, библейские темы и хитроумные спецэффекты – в фильме голландца и в нашем обзоре

    • 17 июля
    • 1930
    Обзоры

    10 великих неснятых фильмов

    Часто любопытнейшие кинопроекты в силу тех или иных причин не доходят до экрана. Вспоминаем несостоявшиеся картины, которые могли бы изменить историю кино: «Наполеон» Кубрика, советский фильм Антониони, «Мастер и Маргарита» Климова и многое другое

    • 15 июля
    • 1411
    Практика

    Как Пол Маклис монтировал «Малыша на драйве» прямо на площадке

    Монтажная тележка, работа на обочине дороги и поездки на съемочном трейлере: что ждать монтажеру, который вынужден присутствовать на съемках каждый день

    • 13 июля
    • 1294