Техника

«Систему Ultra Panavision 70 Тарантино буквально вытащил из мертвых»

Александр Зенин, специалист в области кинотехники, благодаря которому в России стали возможны показы 70-мм копии «Омерзительной восьмерки», — о формате полувековой давности, эпопее с поиском оборудования, 200-килограммовых рулонах пленки и преимуществах аналоговой проекции над цифровой

  • 14 января 2016
  • 28326
Павел Орлов

Panavision 70
– В США «Омерзительная восьмерка» демонстрируется в 70-мм пленочном формате на ста копиях. В России — всего на одной. Почему так?


– Если быть точным, то всего в мире, по данным сайта о широкоформатном кино in70mm.com, 123 таких копии фильма. 96 в США, а в России только одна, да. Причины разные, в том числе технические.

Александр Зенин
Александр Зенин
 
– Какие?

– Во-первых, проекция 70-мм пленки у нас всегда, с конца 50-х годов и где-то до середины 2000-х, велась со звуком в формате магнитного стерео. То есть там была шестиканальная магнитная фонограмма — после печати на позитивную копию поливались магнитные дорожки, и магнитная головка на проекторе воспроизводила шесть каналов. Для проката существовало два основных формата на 70-мм кинопленке — «широкий формат» с соотношением сторон кадра 2,2:1 и «Стерео 70». Широкий формат у нас умер в 90-е годы, поскольку ещё в 80-е из-за дороговизны решили прекратить производство фильмов на 70-мм пленке и полностью перейти на 35-мм. Только изредка привозили иностранные широкоформатные фильмы.

В аппаратной кинотеатра "Октябрь"
В аппаратной кинотеатра «Октябрь»
 
Американцы же отказались от магнитного полива в 90-е годы, потому что пленку стали делать на полиэфирной, лавсановой основе, прочной и способной выдерживать свыше тысячи сеансов. Магнитная фонограмма на этой пленке изнашивалась всего за триста сеансов. Вместо неё для 70-мм пленки стали использовать технологию воспроизведения звука DTS (Digital Theatre System). То есть кинопроекторы оборудовали DTS-ридерами, позволявшими синхронизировать аналоговое изображение с пленки со звуком, воспроизводившимся специальным дисковым плеером. Сейчас проблема заключается в том, что в наших кинотеатрах нет ридеров для считывания DTS-таймкода именно с 70-мм пленки. Такой ридер есть у меня, потому что когда-то мы планировали проводить фестиваль широкоформатного кино, а по техрегламенту международного фестиваля требовалось это устройство. Я его в то время приобрел, но пригодилось оно только сейчас.

проектор в кинотеатре "Октябрь"
Другая сложность была в анаморфотной насадке на объектив. У классического 35-мм формата коэффициент анаморфирования линзы — 2x, то есть сжатие по ширине в два раза. А у системы Ultra Panavision 70 коэффициент анаморфирования — 1,25х. По этой системе сняли всего десять фильмов и в 1966 году забыли из-за сложности и дороговизны оптики, процессов съемки и монтажа. Так что Тарантино буквально вытащил её из мертвых. У нас такой анаморфотной оптики попросту нет, и никогда не было. Эту насадку на объектив мы получили в аренду из Лос-Анджелеса на время демонстрации фильма.
 
– Кроме технических причин, что мешает показывать с пленки?

– Некоторые, скажем так, цифровые магнаты, чрезмерно любят «цифру» и совершенно непримиримо относятся к любому появлению чего-либо пленочного. Например, я ждал, что ещё «Интерстеллар» удастся показать на 70-мм, ведь в Америке он выходил несколькими копиями именно на 70 мм в формате Тодд АО. Но у нас не пропустили или не захотели.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

Я думал, что и «Омерзительная восьмерка» пройдет мимо нас. Собственно, когда мне, по рекомендации Руслана Сарварова, киноинженера «Центрфильма», позвонила Наташа Иванова из ЦПШ с вопросом об организации такого показа, а дело было буквально за месяц до премьеры, я целый день не мог поверить, что это возможно и это происходит со мной. Можно сравнить со звонком с того света.
 
– Почему для показов был выбран именно кинотеатр «Октябрь»?

– Когда мы выбирали кинотеатр, рассматривалось несколько вариантов. Я думал об «Ударнике», но выяснилось, что отстал от жизни, — не знал, что кинотеатра там уже нет. Но там до сих пор стоят два 70-мм проектора Kinoton. 70-мм итальянский платтер Cinemeccanica с двумя проекторами находятся в «Пушкинском» (бывшая «Россия»), который, правда, уже тоже не кинотеатр. Получается, что там, где есть широкоформатная аппаратура, нет экрана. Ещё два поста Phillips DP75 стоят в киноконцертном зале гостиницы «Космос», но они без необходимого бесперемоточного устройства (платтера). Было современное 70-мм оборудование в зале разрушенной гостиницы «Россия». Вроде как сейчас оно должно быть у Музея кино, но там от этого открещиваются.



Оставался только «Октябрь», где всегда штатно стояло два поста двухформатных проекторов Strong Simplex и два платтера. Но как оказалось, детали, отвечающие за переналадку проекторов с 35 мм на 70 мм, утеряны. Выходит, аппараты есть, а использовать их не получается. В итоге мы с Димой Кузиным, киноинженером объединения детских кинотеатров Москвы, перевезли и за два дня смонтировали мой рабочий комплект аппаратуры Kinoton. Я с него в музее кинотехники школы №544 показываю фильмы по системе «Стерео 70» во время лекций по истории кино. Он тоже двухформатный — переналаживается с 35 мм на 70 мм за пять минут. К тому же это достаточно продвинутая техника в том плане, что вся механика работает не на шестеренках и ремнях, как у классического проектора, а за счет шаговых двигателей. Это дает очень точное позиционирование пленки в кадровом окне, благодаря чему почти нет эффекта покачивания изображения.
 
– А в чем особенность использования одного проектора вместо двух?

– Если говорить о классической 70-мм проекции, то всегда используются два проектора. Но показывать DTS с одним ридером на двухпостовой установке невозможно — проектор должен быть один. Наш проектор работает с бесперемоточным устройством, которое со старыми фильмами с магнитной фонограммой использовать не очень уместно — фонограмма быстро осыпается из-за большого количества роликов, поворотов и изгибов. Обычно так показывают 35-мм пленку, а 70-мм я на платтер зарядил впервые.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

По этой причине вся копия «Омерзительной восьмерки», а это где-то семь километров, склеена в один рулон. Каждый — по 600-700 метров, длительностью от 15 до 20 минут. Когда мы заказывали фильмокопию, нас спросили, в каком виде присылать: в классическом, то есть по частям, или в одном рулоне. Решили по частям, потому что у нас, в отличие от американцев, нет такого спецоборудования, чтобы диск весом 200 кг поднять в аппаратную и положить на бесперемоточное устройство. Получив части, мы сами собрали их в один рулон. Кроме того, так оказалось лучше, потому что мы смогли удалить антракт. Зритель от этого ничего не теряет, так как этот антракт — просто черная пленка без звука на протяжении 12 минут. Всего было одиннадцать роликов, мы показываем десять, исключая антракт. Кстати, на роликах нет меток. Дело в том, что почти все копии в мире показываются с бесперемоточного устройства, поэтому фабрика PhotoKem, которая их печатала, не использовала формат печати для перехода с поста на пост.
 
– На сколько сеансов рассчитана эта пленка?

пленка в аппаратной

– Если оборудование правильно эксплуатируется и в аппаратной чисто, то наработка этой пленки – 1200 сеансов до третьей категории, то есть до заполосованности. С учетом прогонов, которые мы делали для синхронизации с субтитрами, сейчас уже прошло сеансов сорок. Изображение хорошее, единственное, чуть-чуть в начале и на титрах появилась грязь, просто из-за того, что в аппаратной почти не производят влажную уборку. Но в обоих случаях это не видно, потому что финальные титры на черном фоне, а  увертюра на темно-красном.
 
– Требуются ли для хранения этой пленки какие-то особые условия?

– Нет, кроме чистоты, особых условий не требуется. Поэтому сейчас даже Госфильмофонд весь переходит на лавсановую пленку. Ни влажность, ни температура особого влияния на неё не оказывают. Гарантия хранения у неё — сто лет. Но по сути, это вечная штука, если только не царапать.
 
– А есть ли при демонстрации 70-мм копии «Омерзительной восьмерки» какие-то требования к экрану?

– Особых требований к экрану нет. Если только для людей с каким-то исключительным восприятием. В идеале эту картину надо смотреть на бело-матовом экране, а в «Октябре» экран серебряный с коэффициентом 2 для демонстрации фильмов в формате 3D по поляризационной технологии RealD. Из-за этого мы видим изображение чуть более контрастным, чем оно должно быть. Но на самом деле для этого фильма так даже хорошо, поскольку он довольно темный.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

Ещё момент — вы можете обратить внимание, что у нас картинка по центру и не засвечено нижнее и верхнее поле. Это из-за того, что кадр по высоте уже экрана, так как соотношение кадра формата Ultra Panavision 70 — 2,76:1.
 
– Как думаете, этот эксперимент Тарантино с Ultra Panavision 70 и 70-мм показы «Восьмерки» как-то отразятся на дальнейшей судьбе пленки и пленочной проекции?

– Наверное, да, но как в России, не знаю. В Америке 11% кинотеатров отказались от «цифры». И я считаю, что действительно какое-то количество кинотеатров должно показывать в аналоге. Причин много. Хотя бы потому, что есть люди, которые не могут воспринимать цифровое изображение. Например, у меня повышенная инерционность зрения — я цифровую картинку вижу как отдельные цветные квадратики. А цифровое стерео для меня представляет сплошной стробоскопический эффект. Я вижу, что левое и правое изображения идут на экран не одновременно, а по очереди, значит, и стереоэффект не формируется. По статистике нашего Института проблем зрения около 30% людей плохо воспринимают или вообще не видят стереокино. Но у нас это никто не учитывает, и бывает, что фильм не в 3D даже нигде не идет.

Квентин Тарантино на съемках «Омерзительной восьмерки»

Зато можно порадоваться за Kodak. Вот недавно они сделали новую 8-мм камеру. Они много лет на шаг вперед продумывают, как бороться с «цифрой» или сосуществовать с ней. Скажем, у них уже есть виды пленок, которые по разрешающей способности превышают 12K.
 
– А как бы вы объяснили, в чем отличие пленочной проекции от цифровой для обычного зрителя? И в чем привлекательность 70-мм?

– Если говорить простыми словами, то пленочное изображение более живое и четкое. За счет чего? «Омерзительная восьмерка» — фильм достаточно темный, действие происходит в таких погодных условиях или в помещении со свечным освещением, а у пленки есть реальный черный цвет. Ведь черный цвет пленки — это непроекция ничего на экран. А у «цифры» чёрный цвет — это свечение межпиксельного пространства, отдающее бордовым цветом или даже зеленым.

На съемках фильма «Омерзительная восьмерка»

Разница Ultra Panavision 70 и 35 мм заключается в формате кадра и разрешающей способности. Пленка больше и кадр в два с половиной раза больше. Если сравнить разрешающую способность, то у 35 мм предел – 6K, а у Ultra Panavision 70, соответственно, в 2,5 раза больше. Что касается «цифры», то в кинотеатре «Октябрь» везде проекция 2K, что соответствует в пикселях при широкоэкранной проекции (2,39:1) 2048 на 858. Мы с Юрой Мамаевым, инженером по премьерным показам «Каро», сравнили кадр из фильма, где на столе стоит свечка. На пленке эта свечка детальная, вплоть до того, что на ней видны подтеки. А в «цифре» она представляет собой два пикселя. Это мелкая деталь, но все-таки её видно, и она имеет значение для общей композиции кадра.

Кадр из фильма «Омерзительная восьмерка»

Потом, рапидные сцены, снятые на скорости от 60 до 80 кадров в секунду, максимальной для 70-мм камер Panavision, на цифровом изображении превращается в строб. Вообще любое динамическое движение в «цифре», даже если это проекция 48 кадров в секунду, стробит. На пленке этого нет.

Ещё надо добавить, что у «Омерзительной восьмерки» есть и своя принципиальная особенность. Дело в том, что на 35-мм пленку в последнее время выводили с «цифры». Сняли, перевели в «цифру», откорректировали, потом на пленку (digital intermediate — контратип с цифры). А Тарантино снял на 65-мм негатив, смонтировал по классической технологии и с этого негатива напечатал копию. То есть тут нет ничего цифрового. Если вы посмотрите на титры в начале, то даже они сделаны не цифровым, а классическим способом — напечатаны на стекле и на пленочной трюк-машине совмещены с оригинальным изображением. В общем, Тарантино заморочился по поводу аналога от и до.
 
Квентин Тарантино
Квентин Тарантино в монтажной

Конечно, можно сказать, что пленка — это дорого и неудобно в эксплуатации. Но без нее реально страдает изображение, что для художественного кино очень важно.
 
 
Александр Зенин

Инженер, руководитель музея кинотехники школы №544. Член Союза кинематографистов РФ. 
 
 

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!


Необходимо исправить следующие ошибки:


    Владислав Литвинов
    если у него именно "повышенная инерционность зрения" - то это означает что и 12 кадров в секунду(в том числе и цифровых) он воспринимал бы как плавное изображение. плохо он подготовился к своему вранью.
    Развернуть

    Павел Орлов Москва
    В первом
    Развернуть

    Людмила Ямщикова
    В каком зале в Октябре крутится 70-мм копия?
    Развернуть

    Смотрите также