80 лет магии: спецэффекты «Волшебника страны Оз»
1939 год запомнился в истории кинематографа выходом на экраны целого ряда зрелищных фильмов, одним из которых был «Волшебник страны Оз» — сказка по одноименному роману Лаймена Фрэнка Баума. Мы уже рассказывали о создании костюмов к этому фильму. В материале Надежды Маркаловой речь пойдет о гриме и спецэффектах.
«Волшебник страны Оз» — это был большой этапный проект, насыщенный совершенно разными эффектами. Плюс при съемках использовалась технология Technicolor, что усложняло работу дорисовщикам — ведь раньше им требовалось точно воспроизводить только светотеневую составляющую, теперь же приходилось «попадать в цвет».
Трейлер фильма «Волшебник страны Оз» (1939)
У студии MGM был отличный отдел спецэффектов, которым управлял легендарный директор А. Арнольд «Бадди» Гиллеспи (конечно, легендарным он станет позже, и работа на «Волшебнике страны Оз» станет одним из вкладов в эту легендарность). Среди его помощников на этом проекте значатся такие имена, как Марсель Дельгадо и Эй Ди Флауэрс («Крестный отец», «Апокалипсис сегодня», «1941»), Глен Робинсон («Кинг Конг») и Дон Трамбулл («2001: Космическая одиссея», «Звездные войны»).
Грим
Директором гримерного цеха на тот момент был Джек Доун, бывший актер, ставший художником по гриму. Он требовавал абсолютной дисциплины и самоотдачи. В те времена в студиях были учебные группы, в которых учащиеся получали знания и опыт в реальных проектах, помогая своему мастеру в работе. Многим оказалось не под силу пройти довольно жесткий процесс обучения, но те, кто получил в итоге «добро» от мастера, выросли в больших художников. Среди них, например, Роберт Шиффер и Уильям Таттл, оба — обладатели премии «Оскар».
В то время Голливуд еще помнил фильм «Алиса в Стране чудес» 1933 года, в котором лица известных актеров были совершенно неузнаваемы под гротескными масками, но их голоса узнавались легко, поэтому получалось довольно нелепо. И Джек Доун решил, что не повторит подобной ошибки и все актеры в этом фильме будут узнаваемы (ведь они играли персонажей как в реальном мире Дороти, так и в стране Оз). Поэтому он нарисовал сказочные образы поверх фотографий актеров, а его команда сделала слепки с лиц актеров и вылепила нужный рельеф будущей накладки из пластилина прямо поверх отлитых со слепков бюстов.
Накладки изготавливали из пенорезины, которая была изобретена буквально незадолго до съемок компанией Firestone Tire & Rubber Company. На тот момент отливка этих накладок была не таким отлаженным процессом, и эти части после запекания часто разваливались или трескались. Поэтому процесс мог стать настоящей лотереей.
Технологию создания лысин Доун разработал несколько ранее для фильма «Благодатная земля», где нужно было превратить в китайцев целую толпу массовки. Эти лысины делали не из винила, как обычно, а из растворенной в ацетоне нитратной кинопленки. Потом смесь пластифицировали с помощью касторового масла. Эту жижу наносили на гипсовый бюст нужного актера. Такие «шапочки» делали толще сверху и тоньше по краям. После высыхания их аккуратно снимали и одевали поверх волос актера, заранее смазанных воском или другим фиксатором. По краям наносили жидкий латекс, который незаметно переходил в собственную кожу актера. Эти накладки не пропускали воду, поэтому, если актер сильно потел во время работы, пот начинал струиться из-под «шапочки».
Управлял процессом гримирования и наблюдал за происходящим на площадке ассистент Доуна Чарльз Шрэм. Он же занимался Трусливым Львом, то есть — гримом Берта Лара, который не давал держать себя в кресле гримера дольше часа, поглядывая в зеркало на студийные часы.
Образ состоял из искусственной лысины, огромного парика, переходившего в бороду, накладных носа и бровей и верхней губы. Бороду пристегивали под подбородком актера. Париков было два, потому что в каждом перерыве актер снимал его с себя, чтобы вытереть пот, и к следующему перерыву парик требовалось просушить.
Кстати, хвост Трусливого Льва висел на лесках и им управляли техники с лесов над декорацией. Говорят, одним из этих техников был молодой Дон Трамбулл. И в некоторых эпизодах можно увидеть, как леска от хвоста задевает листву деревьев.
Сложнее всех дался Страшила. Актер Рэй Болджер был большим поклонником Фреда Стоуна, исполнявшего эту роль в театральной постановке 1902 года, и хотел походить на него. Доун придумал сделать для него резиновую маску на всю голову с текстурой мешковины. Маска исчезала только в тех местах, которыми актеру предстояло играть — на щеках, у глаз, рта и так далее. Иногда на съемках актер был близок к потере сознания, потому что маска закрывала все поры на лице и практически не давала коже дышать. В перерывах задний шов «мешка» раскрывали, чтобы просушить пот и дать актеру немного воздуха. Маску использовали несколько раз.
Что касается Железного Дровосека, то изначально в его гриме содержалась алюминиевая пудра, которая чуть не убила Бадди Эбсена — первого актера, которого взяли на эту роль. У него возникла аллергическая реакция на пыль, и ему пришлось отказаться от участия в проекте. Гримеры заменили пудру пастой, чтобы исключить попадания алюминия в легкие.
Грим Железного Дровосека состоял из трех накладок: воронка сверху и задняя часть головы, что опускалась за уши и ниже — в воротник, накладной нос, тоже слегка в форме воронки, и нижняя челюсть, которая будто была привинчена ниже ушей огромными болтами. Позже, поняв, что Дровосек должен быть ржавый, а не полированный, гримеры добавили ржавчины в его макияж.
Для создания образа Злой ведьмы Маргарет Хэмиллтон наклеивали острый нос и подбородок, а в ее гриме содержалась медь, которая была ядовита. Поэтому ее лицо каждый день тщательно отчищали от грима проспиртованным раствором.
Миниатюрное торнадо
Ключевым, и, пожалуй, самым «эффектным» событием фильма было торнадо, уносившее домик Дороти из Канзаса. Ни до «Волшебника страны Оз», ни после никто не осмеливался решать задачу воссоздания торнадо в таком масштабе и с такой реалистичностью, как это сделали А. Арнольд «Бадди» Гиллеспи его команда. Гиллеспи занимался тремя технологиями: миниатюрами, механическими эффектами и рир-проекцией.
Изначально Бадди Гиллеспи сделал торнадо в виде резинового рукава с нужным рисунком, но резина оказалась не такой подвижной и гибкой, как требовалось по сюжету. Поэтому был сделан второй рукав — из муслина. Первый, к слову, стоил $8 тыс. Для второго был построен специальный кран, который сам по себе стоил $12 тыс.
Ферма Дороти была построена в миниатюре в масштабе 1:16 и занимала платформу длиной 60 м в 14-м павильоне киностудии. Домик, который мы видим первым, достигал высоты одного метра. Десятиметровый конусообразный рукав из муслина был прошит леской, чтобы не порваться при вращении. Он висел на специальном кране, подвешенном на рельсах на потолке павильона. Верхняя часть рукава крепилась на моторе, который, в свою очередь, мог двигаться по крану туда и обратно поперек павильона, пока сам кран двигался вдоль. Мотор также вращал рукав вокруг его вертикальной оси. Нижняя часть рукава крепилась к тележке, едущей по проложенным под платформой с миниатюрой рельсам. На тележке также стоял пылесос, который работал на выдув — в него сыпали кинопыль, он выдувал ее наверх, воссоздавая пылевое облако вокруг основания торнадо. Сверху у мотора тоже стояло устройство, которое сыпало пыль внутрь рукава. Падая вниз по рукаву, пыль поддавалась вращательному движению воздуха и в итоге проникала сквозь материал за его пределы, размывая контур ткани и превращая рукав во вращающееся пылевое облако.
Тучи на заднем плане были тенями нарисованных на целлофане облаков. Целлофан крепили на рамках 120 на 240 см и освещали сзади прожекторами. На переднем плане всю конструкцию снимали сквозь стекла, в верхней части которых была приклеена крашеная вата, изображавшая грозовые тучи. Два стекла с «облаками» двигали относительно друг друга, чтобы создать иллюзию движения этих туч.
Одним словом, в этой сцене одновременно работало несколько устройств: люди вручную двигали низ торнадо и стекла с облаками на переднем плане.
Картинка на экране была настолько реалистичной, что MGM потом использовала этот материал еще в нескольких фильмах.
Улетающий вверх домик Дороти — это макет, который сбросили с потолка павильона в театральный дым на полу, производя съемку сверху. После чего пленку покадрово пропечатали задом наперед и получили падение домика из облаков прямо на камеру. Для видов из окна домика внутри торнадо все летающие там объекты сняты на черном фоне отдельно, а вращающийся фон — это тот же самый муслин, только теперь 10 метров — это диаметр рукава, а камера расположена внутри него и вращается, потому что вращать такой рукав сложнее. После съемки два материала были соединены вместе. После чего эти кадры стали рир-проекцией для Джуди Гарланд в декорации летящего домика, внутри которого использованы механические эффекты, заставляющие стены и кровать прыгать.
Позже кран, на который подвешивали торнадо, также стал частью механизма подвеса летающих обезьян. Резиновые фигурки в среднем составляли 15 см в длину. На одну фигурку нужно было два троса для тела и еще два — для крыльев, поэтому для стаи крошечных обезьян требовалось около 1100 тросов. Съемки часто прерывались из-за того, что тросики лопались. На крупных планах летающих обезьян изображали люди в обезьяньем гриме (здесь Джек Доун и его команда порезвились на славу, сделав образы похожими на горгулий Нотр-Дама!) и костюмах. Внутри костюмов были спрятаны моторчики, которые приводили в движение дворники автомобилей. Именно они заставляли крылья обезьян махать вверх и вниз.
Шары с «пророческими» видениями делались довольно просто — с помощью рир-проекции, зеркал и полупрозрачного экрана на дне полого стеклянного шара.
Небесная надпись «Сдавайся, Дороти, или умри!» была написана на дне аквариума длинной иглой и шприцем с молоком. А камера снимала ее снизу вверх. Естественно, надпись пришлось делать задом-наперед, поэтому писавшему потребовалась двухнедельная тренировка, чтобы сделать это правильно.
Дорисовки
Отделом дорисовок в MGM заведовал Уоррен Ньюкомбе, и это было одно из самых таинственных мест на студии: двухэтажное здание с закрашенными черной краской окнами. Все знали, что это отдел дорисовки, но никто за пределами этого отдела не знал, что происходит внутри этого барака. Однако, неизвестные художники Уоррена Ньюкомбе сделали множество дорисовок, украсив фильм (и не только этот!) невероятными видами как Канзаса, так и страны Оз. Отдел дорисовки существовал в студии с начала 20-х годов, и именно Ньюкомбе его возглавлял. Да, студия MGM была основана только в 1925 году, но не на пустом месте, а посредством слияния трех студий, так что можно сказать, что отдел дорисовки с MGM был основан раньше самой студии.
Обложка: кадр из фильма «Волшебник страны Оз» (1939) / MGM