Главная / Практика / Умершие технологии: рир-проекция

Умершие технологии: рир-проекция

Говоря о спецэффектах, нельзя не упомянуть рир-проекцию. В Золотой век без нее не обходился практически ни один фильм. Технология окончательно отмерла в конце 70-х, когда начался ренессанс спецэффектов. В то время качество оптической печати достигло уровня, когда замена хромакея получалась намного убедительнее, чем вывод фонового изображения на экран позади актеров.

Схема рир-проекции / Умершие технологии: рир-проекцияСхема рир-проекции

Итак, что такое рир-проекция? Свое название технология получила от английского слова rear — «сзади». На полупрозрачный экран позади актеров проецируют на просвет ранее отснятое фоновое изображение. А спереди камера снимает всю картину еще раз. Фон получается переснятым с экрана повторно, поэтому его качество резко отличается от переднего плана: он не такой контрастный и немного мутный. Так что этот фокус видно, что называется, невооруженным глазом. Но на тот момент это был самый дешевый способ визуально перенести актеров на локацию, а также снять опасные для исполнения экшн-сцены с их участием.

Схема съемочного процесса

Схема съемочного процесса

Кадр из фильма «Шаровая молния» (1965)

Кадр из фильма «Шаровая молния» (1965)

Очень долго диалоги могли записывать только в студийных условиях, поэтому любые сцены с ними требовали воспроизведения части локации внутри павильонов либо в виде декораций, либо в виде рир-проекции.

Известно, что впервые фоновую проекцию на матовое стекло пытался применить изобретатель Норман О. Доун в 1913 году на вестерне «Бродяга». Он сделал всего два шота, проецируя статичный фон за актером, но результат ему не понравился, и от идеи он отказался. Только десять лет спустя попытку повторили в фильме «Сахара».

Дело в том, что эта технология не так проста, как кажется на первый взгляд: для ее реализации необходима синхронизация обтюраторов проектора и камеры, иначе фон начнет смаргивать, периодически пропадая либо частично, либо полностью. А делать этого тогда не умели. Для создания рир-проекции на «Сахаре» между камерой и проектором была прорыта канава длиной 24 метра, в которую уложили систему шестереночных передач, которая физически синхронизировала оба обтюратора. Технология заработала, но была признана неэкономичной. И от нее снова отказались.
 

Впервые работающую и экономически приемлемую систему фоновой проекции создали в Германии для фильма «Метрополис» в 1926 году. Оба обтюратора синхронизировали электрическим способом.
 

Первую рир-проекцию на студии RKO применили в фильме «Кинг Конг» 1933 года, причем как в сценах с героиней, наблюдающей за битвой монстров, так и в сценах в пещере, где применяли миниатюрную покадровую рир-проекцию, помещая ранее отснятое изображение людей на миниатюрные экраны во время покадровой анимации зверей.
 

Появление звука в кино позволило синхронизировать два обтюратора электронным способом. И с начала 30-х годов рир-проекция заработала на полную мощность. Первые проекции были небольшие — изображение проецировали на матовое стекло. Оно было хрупким и имело ограничения по размеру. Но со временем кинематографисты начали использовать целлулоидный экран, и его размер постепенно увеличивался. Однако теперь увеличение размеров экрана сдерживали проекторы, неспособные обеспечивать достаточно мощной проекции. 

Самую сложную сцену в фильме «Язон и аргонавты» (1963) сделали с помощью покадровой анимации скелетов и покадровой рир-проекции отснятых ранее актеров.

Кадр из фильма «Язон и аргонавты» (1963)Кадр из фильма «Язон и аргонавты» (1963)

В 1943 году в своей статье в журнале American Cinematographer пионер рир-проекции Фарчио Эдуар пишет:

«Эту технологию никто не изобретал, она просто родилась и пошла на работу. С инженерной точки зрения оборудование, которое мы использовали, не было приспособлено выполнять эти функции. Отдельные его компоненты не были созданы, чтобы работать вместе. Все приходилось модифицировать или строить с нуля. Обычно для такой задачи мы просто брали лучшую голову проектора, какую только могли найти, и оснащали ее специальным лентопротяжным механизмом, предотвращающим движение пленки. Кто-то брал его с камеры Белла и Хауэлла, кто-то — с камеры Митчелла, но оба приходилось адаптировать. То же самое повторялось с объективом проектора, лампами, системой управления и так далее. Но эта технология сразу начала набирать популярность. В 1930 году — за год до официального появления, мой отдел сделал 146 таких шотов, на следующий год их количество удвоилось».

Каждая студия собирала свою систему рир-проекции из подручных средств и аппаратов, так что единых требований к такой системе не было. Более того, каждая студия считала эти системы коммерческой тайной, поэтому договориться и прийти к какому-то единому мнению по требованиям было невозможно. Однако в 1938 году кинематографисты все-таки преодолели эти сложности и выработали единую систему требований к оборудованию.

На съемках фильма «Река не течет вспять» (1954). В те времена любой экшн снимали с применением рир-проекции​На съемках фильма «Река не течет вспять» (1954). В те времена любой экшн снимали с применением рир-проекции​

Рир-проекция также предъявляла высокие требования ко всем участвующим в создании иллюзии компонентам. Например, к качеству отснятого для проекции изображения, ведь любая помарка на пленке, любая трещина, пылинка или прилипший волос при проекции пропорционально увеличивались в размерах, равно как и пленочное зерно. И к лентопротяжному механизму проектора, поскольку пленка не должна была ходить на штифтах, иначе иллюзия единства фона и переднего плана мгновенно разрушалась. К лампе проектора — она не должна была мерцать. К проекции, яркость которой была слишком большой в центре экрана и падала по его краям, и для получения равномерного изображения по всей площади экрана требовалось прилагать отдельные усилия. К оператору съемочной камеры, потому что снимать проекцию можно было только в анфас, и камера в этих кадрах не могла двигаться (если актерам нужно было идти, они шли по травелатору, оставаясь на одном месте, а за ними двигалось изображение). К освещению переднего плана, потому что любое попадание света на экран вымывало изображение. И так далее, ограничений было множество. Но все компенсировалось студийным удобством, возможностью записывать диалоги и экономией денег на выезд всей съемочной группы на локацию.

На съемках фильма Альфреда Хичкока «На север через северозапад»

На съемках фильма Альфреда Хичкока «На север через северозапад»

На съемках фильма Альфреда Хичкока «Железный занавес»

На съемках фильма Альфреда Хичкока «Железный занавес»

Однако аппетиты по размерам экранов продолжали расти и студийным техникам пришлось выжимать из проекторов все возможное. Для увеличения мощности проекторов их брали сразу несколько. Сначала придумали использовать два (и даже три) проектора одновременно, разделяя изображения на части и проецируя каждую половину или треть экрана отдельно, а «шов» скрывали за стволом дерева или специально поставленным телеграфным столбом, если декорация это позволяла. Потом Фарчио Эдуар разработал систему трехголового проектора. В такой системе три проектора одновременно проецировали на экран одну и ту же картинку. Огромным плюсом было то, что они не могли проецировать их абсолютно синхронно, и небольшое смещение картинок сглаживало зерно.

Схема трехголового проектора — два боковых проектора проецируют фон в зеркалаСхема трехголового проектора — два боковых проектора проецируют фон в зеркала

Цветное изображение потребовало больше света. Проекционные аппараты стояли в 45 метрах от экрана и грелись так, что грозили расплавить пленку, а допускать этого было нельзя — любое изменение ее поверхности влекло за собой искажения на экране, поэтому аппараты приходилось охлаждать водой. От этого они сильно шумели и мешали записывать диалоги, и их помещали в специальные звукоизоляционные боксы.

На съемках в студии со стороны камеры  / Фото: Лондонская студия Pinewood 50-е годы

На съемках в студии со стороны камеры / Фото: Лондонская студия Pinewood 50-е годы

На съемках в студии со стороны трехголового проектора / Фото: Лондонская студия Pinewood 50-е годы

На съемках в студии со стороны трехголового проектора / Фото: Лондонская студия Pinewood 50-е годы

Для фильма «Мятеж на Баунти» в 1962 году студии MGM потребовалось найти способ спроецировать фоновое изображение на огромный выгнутый экран, поскольку фильм снимали в формате Cinemascope. Длина экрана составляла чуть меньше 10 метров, и ни один проектор бы не справился с его изгибом. Для этого фильма придумали систему из трех проекторов, проецирующих единый фон «внахлест». Фон перепечатали на три пленки так, чтобы в местах «склеек» изображение напоминало зубцы пилы.

Схема «плетеной» проекции (laced rear-projection)Схема «плетеной» проекции (laced rear-projection)

Иными словами, технических проблем с рир-проекцией хватало всегда. В конце 60-х ее потихоньку начала вытеснять фронт-проекция, а в конце 70-х она практически отмерла. Когда Джеймс Кэмерон использовал ее на фильме «Терминатор 2: Судный день», это была уже давно мертвая технология. В последний раз ее использовали на фильме «С широко закрытыми глазами», всего в нескольких шотах, просто потому, что Кубрик не любил выезжать на локацию, а ему понадобилось доснять пару кадров для монтажа.

На съемках фильма «С широко закрытыми глазами» (1999)На съемках фильма «С широко закрытыми глазами» (1999)

Но самое интересное, что сегодня новые технологии вносят свои инновации в этот прием, и буквально за два последних года эта технология родилась заново, но не в виде экрана и проекции, а в виде высококачественного светодиодного телеэкрана. А ведь еще каких-то три-четыре года назад такой экран был слишком зернистым, чтобы заменять реальный фон.

Увидеть такой экран можно, например, на видео ниже (4:14).
 

Подобным приемом также пользовались на фильме «Изгой-один: Звездные войны. Истории», а также «Поезд в Пусан». Так что, возможно, фоновая проекция вовсе не так мертва, как кажется.