Главная / Практика / Саунд-дизайн на практике: «правильный» крик птицы

Саунд-дизайн на практике: «правильный» крик птицы

Мое сотрудничество с компанией из Дании не закончилось на одном ролике. Уже через несколько дней заказчик прислал мне второе видео, которое было очень похоже по содержанию, однако задача для него была другая.

В этом ролике на первый план выходила музыка, поддерживающая определенное настроение, а закадровый голос в свою очередь отвечал за смысловую составляющую. От звукового дизайна требовалось всего лишь подзвучить наиболее важные моменты, без которых ролик смотрелся бы совсем «мертвым».

Организация проекта

Мой стандартный шаблон, как всегда, подошел на «ура» — музыкальный файл и дорожка голоса сразу нашли свое место. Так как в проекте треков не должно было быть много, то от уже привычной мне «раскраски» я отказался. Aux-шина ревербератора также уже была на своем месте.

Подбор и запись звуков

Из задания следует, что звуковой дизайн в этом коммерческом ролике должен быть еще более точечным, чем обычно. Что же это значит? Это значит, что в каких-то сценах стоит пренебречь не только «румтоном» (room tone), но и происходящим в кадре.

В начале ролика, когда девушка просыпается и берет телефон в руки, мы вполне могли бы проигнорировать iPhone, однако даже простой звук разблокировки экрана уже прибавляет реалистичности и «живости» видео.

Следующий кадр также буквально «в лоб» заявляет, как героиня раздвигает шторы, впуская утро в свой дом. Утро, конечно, на севере своеобразное и добавлять волшебные звуки арфы нам незачем, но звук механических штор добавит сцене реализма.

О звуковом эффекте «комнаты» все-таки забывать совсем не стоит. Кадры из самолета и панорамные виды залива я озвучил соответствующими шумами. Кстати, они достаточно сильно похожи по спектральной составляющей друг на друга. В статье 7 звуковых эффектов, для которых не понадобятся дополнительные плагины, вы можете узнать, как создать шум моря, используя лишь генератор сигнала — один из главных инструментов саунд–дизайнера.

Проезжающую мимо машину также было бы трудно проигнорировать. Однако дождь в этой же сцене я оставил беззвучными, так как в этом моменте «белый шум» перебил бы закадровый голос, что нам крайне не нужно, учитывая задание о том, что закадровый голос должен быть максимально информативным, то есть слышимым.

В этой работе было два пусть и простых, но интересных момента. Первый — это озвучание кадра с пролетающей птицей. Я не орнитолог и добавил характерный звук ястреба, не придав этому значения. Уже после первой версии мне пришла одна главная поправка — поменять звук птицы. Как оказалось, этот вид птиц заселяет именно эту территорию, так что заказчик прислал мне нужный звук.

Чтобы у эпизода появилось больше динамики, я добавил стандартный «whoosh», сгенерировав его из белого шума.

В видео также есть кадры, где девушка смотрит на «взрывающийся» водяной гейзер. Сделав своего рода водяной «impact» из нескольких записей с водопада, мне удалось добиться нужной густоты, однако этого было недостаточно, чтобы передать «взрыв», чего просил режиссер.

Чтобы справиться с этой задачей, я воспользовался библиотекой Rise & Hit. Из большой библиотеки различных «вушей», взрывов и «импактов», я выбрал несколько и добавил в проект. Синхронизация с картинкой добавила нужной динамики, и заказчик остался доволен.

О Rise & Hit

Сведение

Проект вышел не из сложных. Правильная балансировка сигналов стала основной задачей. Сведение закадрового голоса с музыкой я решил довольно распространенной техникой Side-Chain, также прописав автоматизацию на некоторые моменты, когда музыкой нужно было добавить динамики или же наоборот ослабить.

Со звуковыми эффектами проблем не возникло. Конечно, пришлось поработать с тембрами, сделав, к примеру, шум гейзера более басовым для динамики. Момент с проезжающей машиной также потребовал небольшой корректировки в виде спектральной и динамической обработки, а также панорамирования (машина проезжает слева направо).

Использование реверберации помогло скрасить переходы с одной звуковой мизансцены на другую. Так, «вуш» и звук птицы не просто резко пропал, но и связал этот кадр с последующим, где девушка как раз смотрит в небо.

Мастер

Коммерческие ролики отличаются строгим техническим заданием, особенно насчет финального продукта. Кто-то просит -18 LUFS, кто-то -23, а кто-то и вовсе пишет 0 dBFS. Когда в техническом задании нет никаких требований по финальным измерениям, я доставляю мастер-трек в соответствии с документом EBU R 128, -23 LUFS.