Экспрессионизм в кино
Нереалистичные декорации, быстрый монтаж, резкие контрасты света и тени, ассиметричные композиции, неожиданные углы съемки, выразительная актерская пластика — все эти приемы прочно ассоциируются именно с экспрессионизмом. Это течение в немецком кинематографе 1910-1920-х годов утвердило интерес к внутреннему миру человека, субъективному взгляду на реальность и предельную эмоциональность в выражении настроений.
Разбираемся, что послужило основой драматургии немецких фильмов в начале прошлого века, какие художественные и технические приемы стали канонами в передаче психологических состояний и до сих пор помогают создавать на экране таинственную атмосферу.
Драматургия экспрессионизма
Кино никогда не оставалось равнодушным к событиям вокруг. На каждом этапе определенный вид искусства или исторические явления вдохновляли создателей фильмов на новые образы и сюжеты. Если на визуальную стилистику экспрессионистов повлияла, прежде всего, живопись, то драматургия сложилась под влиянием общественных настроений в Германии тех лет. Разочарование, тревога и страх нашли выражение в экспрессивных контрастах, изломанных линиях, замкнутых пространствах, искажениях пропорций и гротескных образах.
Сцена из фильма «Пражский студент» (1913)
Одним из первых фильмов течения считают «Пражского студента» (1913) Пауля Вегенера. История о бедном юноше, подписавшем договор с волшебником Скапинелли, который в обмен на деньги забирает его отражение. Двойник оживает и вмешивается в жизнь молодого человека, что в финале приводит к трагическим последствиям. Сюжет, безусловно, не новый и прямо отсылающий к роману «Портрету Дориана Грея», который вышел за 20 лет до того. Новаторство «Пражского студента» именно в преобладании внутреннего над внешним. Он исследует темы самопознания, раздвоения личности и выражает мистические мотивы с помощью кинематографических средств.
В следующих заметных фильмах экспрессионизма — «Голем» (1915) и «Гомункулюс» (1916) — на экране появляются монстры. Ожившая статуя и искусственный человек не находят любви, дружбы и сочувствия среди обычных людей и, терзаемые одиночеством, обрушивают на мир всю свою злобу. Интересно, что образы героев отчетливо резонируют с общественным сознанием немецкого народа и выражают страх, замкнутость, непонимание и одиночество, а, кроме того, рисуют убедительный образ тирана, предугадывая мрачные события последующих лет.
Сцена из фильма «Голем» (1915)
Визуальный стиль экспрессионизма
Визуальную стилистику экспрессионизма определяют, как правило, по двум главным фильмам — «Кабинет доктора Калигари» (1920) Роберта Вине и «Носферату, симфония ужаса» (1922) Фридриха Мурнау.
В «Калигари» максимально нереалистичные декорации, нарисованные тени, диагональные композиции, нарушение законов перспективы, яркий грим и актерская игра позволяют полностью отойти от правдоподобного повествования и убедительно показать на экране видения больного воображения.
Трейлер фильма «Кабинет доктора Калигари» (1920)
Мистическая атмосфера в «Носферату» достигается благодаря визуальным находкам режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау и оператора Фрица Арно Вагнера. Они много снимают на натуре, а не в павильоне, что больше характерно для импрессионизма. Однако контрастное освещение, эксперименты с соединением негативной и позитивной пленки, покадровая съемка и ускоренный монтаж погружают зрителя в мир страшного и неизведанного без помощи декораций. Многие кадры из этого фильма превратились в устойчивые цитаты, например, тень графа Орлока, крадущегося в дом.
Трейлер фильма «Носферату, симфония ужаса» (1922)
Фильмы, опирающиеся на традиции немецкой драмы начала 20-х годов — каммершпиле — важны с точки зрения драматургических и визуальных особенностей. Созданные в противовес ирреальному экспрессионизму, они сосредоточились на естественности в изображении деталей, но в основе своей не уходили далеко от экспрессионистских установок. Истории об обычных людях без налета мистики разворачивались в таких же условных декорациях и при контрастном свете, а в приоритете по-прежнему был внутренний мир человека, высокий психологизм и символизм.
Так, в фильме «Последний человек» (1924), снятом по сценарию Карла Майера, простая драматургия и невыразительные характеры персонажей компенсируются четкой структурой действия и техническими средствами. Важно, что каждый прием в этом фильме используется не просто для красоты картинки, но и несет смысловую нагрузку.
Например, детали вводятся в сюжет фильма в метафорическом смысле. В «Последнем человеке» вращающиеся двери богатого отеля становятся символом случая, подобием игры в рулетку, где социальное положение человека может измениться в одночасье (что и происходит с главным героем — старым швейцаром отеля в красивой ливрее, которого внезапно понижают до обычного уборщика). Примечательно, что в фильме очень мало титров и каких-либо пояснений — яркая образная стилистика делает историю понятной без слов.
Фрагмент фильма «Последний человек» (1924)
Интересно, как фильм символически использует свет и тень в качестве иллюстрации психологических состояний. Свободно движущаяся камера и ракурсная съемка также позволяют зрителю следить за событиями с разных точек зрения.
Кадр из фильма «Леди из Шанхая» (1947) / Фото: Columbia Pictures
По отдельности и вместе все эти приемы широко применялись в 40-50-е в фильмах-нуар в Америке, их использовали мастера, вроде Уэллса и Хичкока, чтобы передать внутренние состояния и создать тревожную атмосферу. В дальнейшем они закрепились в качестве канонов жанра ужаса.
Экспрессионизм в современном кино
Современное кино использует приемы немецкого экспрессионизма в ужасах, sci-fi, триллерах и фильмах психологического жанра. Экспрессионистские методы искажения реальности помогают усилить напряженную атмосферу и воплотить на экране мир фантазии в работах Гильермо дель Торо, Ридли Скотта, Терри Гиллиама и Тима Бертона.
Кадр из фильма «Алиса в стране чудес» (2010) / Фото: Disney
У последнего можно найти полный набор приемов экспрессионизма. За Бертоном прочно закрепилась слава любителя мистики и темной тональности. Герои его историй — монстры или отшельники, непонятые обществом, страдающие раздвоением личности, погруженные в свои переживания («Эд Вуд», «Эдвард руки-ножницы» и даже маленький изобретатель Виктор Франкенштейн из «Франкенвини»).
Трейлер фильма «Эдвард руки-ножницы» (1990)
Чтобы создать максимально мрачную обстановку, он использует темные тона и контрастное светотеневое освещение. Цветовая гамма близка к тональности экспрессионизма — синие, голубые и зеленые оттенки в «Сонной лощине», отдельных сценах «Алисы в стране чудес» и «Доме странных детей Мисс Перегрин» отражают зловещую атмосферу другой реальности.
Кадр из фильма «Дом странных детей Мисс Перегрин» (2016) / Фото: 20th Century Fox
Декорации его картин также условны. Иногда эта условность буквальна — он часто использует макеты зданий и предметов, важных для сюжета. Например, «Битлджус» начинается с панорамной съемки, а затем незаметный монтажный переход подводит нас к макету дома, в котором поселились главные герои. Миниатюрный городок становится альтернативным местом действия в фильме.
Открывающая сцена фильма «Битлджус» (1988)
Дизайн города Готэма в «Бэтмене» отчетливо перекликается с декорациями «Метрополиса» Фрица Ланга. А сумрачные декорации, освещение и грим «Суини Тодда» прямо отсылают к «Кабинету доктора Калигари». Угловатые геометрические конструкции, жесткие тени, темные цвета подчеркивают загадочный характер персонажей.
Кадр из фильма «Бэтмен» (1989) / Фото: Warner Bros.
Искажение пропорций тела и предметов, также присущее экспрессионизму, у Бертона служит для визуализации безумия, а отражения в зеркалах символизируют разрушение личности и мистические предчувствия.
Подведем итоги
Приемы экспрессионизма, которые перешли в современное кино:
- контрастное освещение;
- павильонные съемки;
- диагонали и неровные линии в композиции;
- необычные ракурсы съемки;
- искажение перспективы;
- субъективная камера;
- крупные планы;
- быстрый монтаж.
Вклад экспрессионистов не в изобретении этих приемов, ведь многие из них существовали с самых первых лет кинематографа, а в логическом использовании.
Натурные съемки, субъективная камера и крупные планы привлекают внимание к эмоциям и внутренним переживаниям, позволяют взглянуть на мир глазами персонажа. А нереалистичные декорации, резкое освещение, диагональные ракурсы, хаотично выстроенные композиции, искажение перспективы помогают добиваться предельно тревожной атмосферы и создавать фантастический мир на экране.
Обложка: кадр из фильма «Эдвард руки-ножницы» (1990) / 20th Century Fox