Главная / Практика / Панорамная проекция: перспективная альтернатива хромакею

Панорамная проекция: перспективная альтернатива хромакею

Большая часть фильма «Обливион» 2013 года была снята с использованием неретрорефлекторной фронт-проекции. Это была монументальная штучная установка из 32 проекторов, заполнявших 191 метр экранного полотна. Но не Голливудом единым.
 

Проект для кино от Design Dossier

На выставке «достижений народных технологий для кино и телевидения» (CinemaProductionService — 2018), организованной студией «Амедиа», компания Design Dossier, занимающаяся преимущественно проекциями на стены домов и другими мультимедийными решениями, представила кейс, разработанный для фильма, названия которого, правда, команда пока разглашать не могла (однако позже мы поняли, что речь шла о картине «Отрыв», которая выйдет на наши экраны в январе 2019 года).

На съемках фильма «Отрыв» / Фото: Design Dossier
На съемках фильма «Отрыв» / Фото: Design Dossier

Для сцены, действие которой разворачивается в кабинке подъемника, зависшей где-то в горах, была создана панорамная проекция шириной 44 метра и высотой 14 метров. Бесшовный виниловый фон был расположен полукругом на 180 градусов. И в комбинации с возможностью повернуть декорацию кабинки подъемника, этого более чем хватало, чтобы при необходимости снять обе стороны декорации.
 

В чем основные преимущества подобной панорамной проекции?

Во-первых, если отснятого или сделанного при помощи CG материала достаточно (в этом случае как раз второй вариант), то работать можно в одном павильоне, не переставляя слишком много оборудования. Съемки могут идти круглосуточно и с любых ракурсов. При этом фон позволит имитировать движение кабинки, которая, впрочем, тоже может передвигаться в определенных рамках.

Во-вторых, эта технология позволяет использовать также и физические эффекты, например дождь или снег.

В-третьих, проекция сразу обеспечивает актеров интерактивным светом, а декорацию — нужными рефлексами, которые уже не нужно создавать на этапе постпродакшна. Фон будет благополучно отражаться в стекле и других блестящих поверхностях, давая реалистичные и физически верные отражения, о правильности которых — по отношению к действию на экране — не нужно заботиться совсем.

На съемках фильма «Отрыв» / Фото: Design Dossier
На съемках фильма «Отрыв» / Фото: Design Dossier

В-четвертых, проекция — это управляемая и довольно быстрая смена среды, то есть съемочной «локации», которая позволяет повторять ее из дубля в дубль.

В-пятых, система помогает съемочной группе полностью погрузиться в происходящее, а актерам — вжиться в роли.

Все это ускоряет производство, избавляя от большой части обработки отснятого материала на постпродакшне.

Голливуд это тоже понял, и подобные системы встречаются там все чаще и чаще. Фоновая проекция вообще уходит корнями в начало Золотого века Голливуда (да и в Советском Союзе ее использовали весьма активно). Видимо, в российскую киноиндустрию эта технология тоже прочно войдет. Но вернемся к проекту «Отрыв».

Изображение в 11 мегапикселей проецировали шесть пар проекторов с общим световым потоком 250 тыс. люменов. Таким образом, система из 12 проекторов покрывала всю поверхность экрана.

На съемках фильма «Отрыв» / Фото: Design Dossier
На съемках фильма «Отрыв» / Фото: Design Dossier

Установить всю систему можно за 4-5-часов, а демонтировать — за 3 часа. Но при этом нужно также настроить изображение, чтобы на съемках все работало как часы. И на это требуется гораздо больше времени. Что касается технического обеспечения, то Design Dossier в своих проектах использует многоканальные видеосерверы D3 и Catalyst.

Понятно, что такая система требует от кинематографистов дисциплины. Вы не сможете изменить фон (место действия), если этот фон не был подготовлен заранее. Поэтому весь фильм, или как минимум эта сцена, должен быть четко прописан и раскадрован, поскольку вам придется выдать четкое техзадание отвечающей за фон команде.
 

«Скорая помощь» для ТВ

Но не всегда требуется такая сложная и громоздкая система. Интересно, что параллельно с этим проектом проходили съемки сериала «Скорая помощь» с участием Гоши Куценко, произведенного студией «РИМ ПРОДАКШН». И здесь тоже применяли панорамную проекцию, но более скромную.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»

Из 20 серий примерно 20-25% сцен (то есть — четверть экранного времени!) происходит в машине скорой помощи. Часть сериала снимали в реальном автомобиле, но не все можно было снять вовремя. Погода начинала портиться — осень загоняла кинематограифстов в павильон. Изначально натура была летне-осенняя, а основные сцены снимали зимой. И за окнами автомобиля по-прежнему нужна была листва.

Кинематографисты поспешили снять фоны загодя. Главная сложность — заранее распланировать все сцены сериала: сколько и как едет машина, сколько секунд она проедет, прежде чем встанет на светофоре или свернет во двор. На 20 серий вперед это сделать довольно проблематично.

«Главная проблема — расшифровка отснятого материала фонов, — объясняет оператор-постановщик сериала Иван Поморин. — Мы уже снимали, но для фонов нужно было сделать ТЗ: когда поворот, сколько времени они едут, по какой улице, когда поворачивают, когда выезжают из тоннеля.… Например, „Машина едет столько-то секунд и упирается в пробку“. И в объеме 20 серий это было настоящим кошмаром».

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»

Но все-таки эти расчеты сделать удалось, и фоны снимала отдельная операторская группа: риг из четырех камер отвечал за видео для разных автомашин — на разной высоте. Ведь для «Газели» требовалась одна высота видов из окон, а для легковушки — другая.

Потом встал вопрос, как это все синхронизировать. Команда долго искала подходящие серверы. «Есть сервера Q-take, — рассказывает Иван Поморин. — На них можно организовать требуемый поток видео, но про них мы узнали позже. Взяли Slomo.tv „Академия“, комплекс, который предназначен для тренировки режиссеров прямого эфира и позволяет воспроизводить четыре потока видео. Но на него сложно загружать файлы, нельзя сделать цветокоррекцию и монтаж. Поэтому на проекторе все выглядит иначе. Да и яркость нужна была больше. Чтобы на нашем проекторе все выглядело естественно, приходилось уводить изображение в легкий пересвет. В итоге мы перешли на четырехканальный Q-take.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»

Нам нужна не такая большая яркость проектора и четыре экрана с синхронизированным изображением. У нас все-таки не кино, а сериал. И здесь доводить все до ума и готовить пришлось во время производственного процесса. Я искал, кто этим занимается, но, видимо, делал это чуть раньше, чем ребята из Design Dossier внедрили свою систему. Пришлось все делать самому и натыкаться на подводные камни».

Проекция обеспечивала съемочную группу видами в четырех направлениях, так что при съемке можно было вращать камеру на 360 градусов. То есть, в отличие от «Отрыва», здесь было четыре синхронизированные проекции для всех сторон автомашины!

Кроме стандартных внешних планов камера также была помещена в декорацию через срезанный потолок и могла вращаться во все стороны. И хотя окна машины были затонированы, все равно оставалось несколько прозрачных полосок, через которые было видно, что происходит за пределами автомобиля.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»

«Нам были нужны только небольшие кусочки изображения, — продолжает Иван Поморин. — Но мы с режиссером решили перестраховаться и сделали проекцию с запасом, чтобы использовать этот свет для отражений и в виде интерактивного света на актерах. Даже сквозь затонированное и матовое стекло видно, что за окном что-то движется.

Михаил Хлебородов, продюсер сериала, предложил, чтобы внутри машины было темно, и это — силуэтная история. Он был за фотореализм и очень переживал за экспозицию фона. Я даже снял реальное видео в машине, чтобы показать ему, как это выглядит по-настоящему.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»

Из-за маленькой мощности проекторов я использовал деликатный источник освещения. Кроме того, мы обклеили белую машину черной тканью, чтобы от нее не было никаких рефлексов обратно на экран. Внутри машины светили светодиодами и использовали подсветку внутри машины не только в павильоне, но и когда снимали на натуре.

На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»
На съемках сериала «Скорая помощь» / Фото: «РИМ ПРОДАКШН»

Раньше мы с такой технологией не работали, пришлось наступать на грабли, но мы справились и все остались довольны результатом».
 

Трейлер сериала «Скорая помощь»

С тех пор, как был сделан этот материал, вышел фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории», на съемках которого панорамная проекция была использована в нескольких больших и очень важных сценах (причем в этом случае в ход пошла и рир-проекция, и фронт-проекция). Наверняка у этой технологии теперь большое будущее не только в Голливуде, но и в отечественном кино.
 


Обложка: на съемках фильма «Отрыв» / Design Dossier
 

Еще по теме

10 книг для кинорежиссеров
1Роберт Родригес. «Кино без бюджета»   «Прежде чем начать съемку,...
Приемы: Саспенс
Что такое саспенс? Саспенс — это художественный эффект, предполагающий возникновение...
Фильмы про пленных
10 фильмов про военнопленных, пробирающих до мурашек
Война всегда ассоциируется с горем и разрушениями, гибелью людей. Но...
Приемы: Открытый финал
Многим зрителям хоть раз приходилось покидать зал в недоумении и...
Фильмы слэшеры
9 жутких слэшеров для любителей острых ощущений
В огромной массе слэшеров не так сложно выцепить ярких представителей,...
«Следующее поколение»: как снимали мультфильм, за который Netflix заплатил $30 млн
Когда Netflix купил анимационную фантастику «Следующее поколение» на Каннском кинофестивале...
Мастер: Франсуа Озон
Продуктивность: по фильму в год Франсуа Озон на съемках фильма «Молода и...
Почему при работе с хромакеем нужен зеленый светофильтр
Барри Андерссон — режиссер и оператор, автор книги The DSLR...