Главная / Практика / «Не будьте перфекционистом»: 5 советов Эварда Лахмана о том, как стать успешным оператором

«Не будьте перфекционистом»: 5 советов Эварда Лахмана о том, как стать успешным оператором

Работы Эдварда Лахмана считаются одними из важнейших в американском независимом кинематографе. Он снимал свои собственные фильмы как режиссер, а также был оператором на проектах Тодда Хейнса, Софии Копполы и Стивена Содерберга. Какого же правила он придерживается прежде всего? Стремитесь не к идеалу, а к правде.
 

В этом году Лахман решил поучаствовать в создании постера к Нью-Йоркскому кинофестивалю в соавторстве с фотографом, художником и режиссером JR. Их совместная работа, как и любая другая, за которую брался Лахман, основана на взаимопонимании.

«В кинематографе я всегда создаю изображение вместе с другими людьми. Так было на этот раз: мне не пришлось поступиться самолюбием».

1Свежие идеи не обязательно помогут вам найти следующий проект, но обязательно помогут в карьере

На вопрос, как он готовится к работе с новыми режиссерами, Лахман ответил, что он всегда старается заранее продумать свои идеи и визуальную подачу. Но некоторые режиссеры не были рады такому подходу.

«После того, как я читаю сценарий, в голове у меня всегда появляются визуальные образы, и на обсуждение проектов я всегда беру с собой тетради и показываю свои идеи. Некоторые режиссеры, как оказалось, этого пугаются. Может быть, у них еще нет своих собственных идей. Уверен, что на какие-то проекты меня не взяли как раз из-за этого.

На съемках фильма «Мир полный чудес» (2017) / Фото: Amazon Studious
На съемках фильма «Мир, полный чудес» (2017) / Фото: Amazon Studious 

Помню, один раз я спросил режиссера, видит ли он фильм реалистичным или экспрессионистским. Он посмотрел на меня и спросил: „В смысле?“. Уже тогда я понял, что на этом фильме мне ничего не светит.

Мне кажется, всегда нужно открыто говорить о своих идеях, просто чтобы показать, что они у тебя есть. Вы как оператор можете сказать: „Это всего лишь один из вариантов, но вот что я придумал“. Вам нужно найти общий язык с другими авторами».
 

2Научить видеть то, что перед вами

Лахман рассказал, что непосредственно в процессе производства, когда команда уже вовсю работает, он хоть и пытается придерживаться определенного стиля, но все же внимательно следит за происходящим вокруг в поисках неожиданных возможностей.

На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal
На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal

«Естественно, у вас есть некие идеи, которые вы подготовили заранее, но не стоит забывать, что кино существует здесь и сейчас. Некоторые режиссеры, которые цепляются мертвой хваткой в изначальный план, слепнут и не видят возможностей. Нужно быть открытым и готовым. Мне кажется, это очень важно — видеть то, что непосредственно перед тобой».
 

3Как наладить общение с невизуальным режиссером

Лахман подчеркнул, насколько важна подготовка, особенно в поисках общего с режиссером подхода.

«Все дело в подготовке. Мне всегда казалось, что в кино главное — точка зрения и ваши способности рассказчика. Как вы строите повествование? Так же нужно подходить и к его визуальной подаче. Тодд Хейнс, например, активно исследует свои идеи визуально, и мне как оператору очень просто подключиться к его работам. Я добавляю туда что-то свое, но вся инициатива исходит от него.

На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal
На съемках фильма «Кэрол» (2015) / Фото: StudioCanal

Но не все режиссеры — визуалы по сути. Для меня именно операторская работа, а не слова, отражает язык кино. Но подобные взгляды рождаются из того, как я вижу и понимаю мир. Когда же вы сталкиваетесь с режиссером, который не мыслит визуально, нужно объяснить ему, что изображение может быть метафорой в рассказе. Оно не испортит идею.

Во многих фильмах изображение — лишь вишенка на торте. Но в чем, собственно, суть? Именно ее мы все ищем, именно она рождает эмоции в персонажах».
 

4Самостоятельная съемка: плюсы и минусы

Лахман объяснил: на то, будет ли он держать в руках камеру сам, влияет размер пленки. И если режиссеры хотят сами встать за камеру — в этом нет ничего плохого.

«На своем последнем фильме Стивен Содерберг сам стоял за камерой в половине случаев. Это уже некий штамп, но он правдив: для актера оператор — это первый зритель. Между оператором и актером завязываются особенные отношения. Часто артисты ориентируются именно на реакцию оператора, чтобы понять, хорошо ли они сыграли. Так что я понимаю, почему некоторые режиссеры хотят снимать сами.

Стивен Содерберг на съемках фильма «Не в себе» (2018) / Фото: 20th Century Fox 
Стивен Содерберг на съемках фильма «Не в себе» (2018) / Фото: 20th Century Fox 

Сам я тоже и снимал, и режиссировал, и могу сказать, что операторская работа отвлекает внимание на себя. Так что в таких случаях я стараюсь ее делать как можно проще, чтобы сконцентрироваться на игре актеров».
 

5Не стремитесь к идеалу, стремитесь к правде

Кто-то из зала напомнил Лахману слова другого оператора: не стоит относиться к своей работе слишком серьезно. Лахман со своей стороны заметил, что не стоит пытаться делать изображение чересчур идеальным.

Оператор Эвард Лахман на Нью-Йоркском кинофестивале / Фото: скриншот из видео 
Оператор Эвард Лахман на Нью-Йоркском кинофестивале / Фото: скриншот из видео 

«Правдиво, это гораздо лучше. Изображение передает историю. В рекламе и некоторых голливудских фильмах авторы стремятся к идеалу. Но в процессе теряют некую живость. А именно ее вы и должны искать. Изображение должно быть метафорой истории. Именно это я и стараюсь делать с режиссером — находить визуальные метафоры для рассказа».

Источник: nofilmschool.com
 


Обложка: на съмках фильма «Мир полный чудес» (2017) / Mary Cybulski/Amazon Studious 

 

Еще по теме

Экспозиция: как познакомить зрителя с историей и персонажами
Помните смешной диалог между героями Вуди Аллена и Дайан Китон...
10 захватывающих сериалов про единоборства, которые стоит посмотреть каждому
Единоборства всегда привлекали внимание зрителей своим сочетанием физической силы, ловкости...
7 причин, почему хоррор — самый противоречивый жанр
Поводом для материала стал выход короткометражного фильма «Отписаться», снятый при...
фильмы про Хэллоуин
10 страшных фильмов про Хэллоуин
Представьте себе ночь, когда улицы оживают от детского смеха, тыквы...
POV-оператор: Сергей Валяев
  Подготовка к съемкам «Хардкора» Илья Найшуллер и Сергей Валяев...
Почему на съемках не стоит забывать об экспонометре
В мире цифровых технологий с появлением гистограмм на мониторах многие забыли о важности экспонометра....
5 самых распространенных монтажных ошибок в музыкальных клипах
Снимать музыкальные клипы очень весело. Вы можете подходить к их созданию как можно...
Как это снято: «Птицы»
Драматургия: психологический триллер с элементами мелодрамы и открытым финалом Хичкок задумывал «Птицы»...