Главная / Подборки / 7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

«Дорогие товарищи!» Андрея Кончаловского о трагических событиях в Новочеркасске в 1962 году получили специальный приз жюри 77-го Венецианского кинофестиваля.

Трейлер фильма «Дорогие товарищи!» (2020)


1«За Маркса…»

Трейлер фильма «За Маркса…» (2012)

В драме «За Маркса…» рабочие бросают вызов владельцу завода: тупому и эксцентричному олигарху. Для контраста люди труда показаны любознательными книгочеями, разговаривающими о политике, российской ментальности, религии и кино.

Находясь на узком пятачке, где-то между кино и современным искусством, Светлана Баскова филигранно доносит до зрителя идеи о неизбывности зла и кармическом бумеранге, который прилетает в самый неподходящий момент, вне зависимости от материального положения и должности того, кто его запускает.

Режиссер поставила задачу показать отношения рабочих между собой и их разногласия с начальством максимально реалистично. Поэтому, например, открывающую фильм сцену, в которой герои просто едут в автобусе, Баскова дотошно снимала в течение месяца. Тактика оправдала себя: в 2013 году «За Маркса…» участвовал в Берлинском кинофестивале.

2«Завод»

Трейлер фильма «Завод» (2018)

Режиссер: Юрий Быков
Год: 2018

Самый жестокий, за исключением «Майора», и наиболее жанровый фильм Юрия Быкова, в котором рабочие похищают вороватого босса и долго держат его в заложниках, яростно споря о сути капитализма.

«Завод» близок по духу «Меланхолии» Триера: вначале странная затея героев кажется утопичной, по мере развития сюжета их действия осознаются как самоубийственные, а финал наблюдаешь уже спокойно, понимая всю обреченность происходящего и заедая стресс попкорном. Кстати, со времен «Дурака», взгляд Быкова на мироустройство успел серьезно эволюционировать, и прямолинейный бунт против системы уже не кажется ему панацеей.

Закономерно между олигархом Калугиным и его похитителем Седым режиссер почти не делает разницы: и тот, и другой прикрываются благими рассуждениями, но цинично идут напролом для достижения собственных целей.

Под определение «суровый» подходит не только сценарий Быкова, но и процесс производства картины. «Завод» снимали в течение трех недель, по шесть ночей подряд с одним перерывом в неделю. Поскольку ожидаемых морозов не состоялось, в кадре артистов поливал искусственный дождь.

Харизматичные советские цеха снимали на заводе железобетонных изделий в Москве, хотя в фильме мелькает и родной Быкову Новомичуринск в Рязанской области.

3«Магнитные бури»

Фильм «Магнитные бури» (2003)

Режиссер: Вадим Абдрашитов
Год: 2003

Идея «Магнитных бурь» пришла к Вадиму Абдрашитову и его постоянному соавтору Александру Миндадзе, когда они прочли в прессе о коллективе уральского завода, разделенном вороватыми хозяевами на две враждующие группировки.

Наполненные сложными ассоциациями, снами наяву, подсознательными страхами и не сбывшимися пророчествами, «Магнитные бури» можно назвать самым экзистенциальным российским фильмом о социальном протесте.

Но если в близком по атмосфере антониониевском «Крике» трагедия героя органически разворачивается посреди декораций послевоенной Италии, Абдрашитов зачем-то притягивает паттерны классовой борьбы к сложно структурированному началу нулевых в России. Происходящее на экране выглядит несколько сыро и неправдоподобно.

После «Магнитных бурь» советский мэтр уже почти двадцать лет не снимает кино, не сумев подстроиться под новые, продюсерские реалии российской киноиндустрии.

4«Прощание»

Кадр из фильма «Прощание» (1981) / Фото: «Мосфильм»Кадр из фильма «Прощание» (1981) / Фото: «Мосфильм»

Режиссер: Элем Климов
Год: 1981

В «Прощании» протест, скорее, скрытый, но от этого он не менее пронзительный и волевой. В то время как молодые жители выселяемой деревни сжигают свои дома по принципу «начальник, скажи, что мне сделать, а я выпью и сделаю», старики, не желая мириться с неизбежным, украшают горницы жилищ цветами и белят печи.

Когда водохранилище все-таки смоет Матеру, от нее останется лишь вековое дерево, покрытое листвой, и этот символический кадр, самый последний в фильме, даст нам надежду, что страдания людей (возможно, не только этих, но вообще всех) когда-нибудь вознаградятся.

Смотреть «Прощание» физически сложно, даже неприятно, ведь это кино существует в пространстве между страшным сном и безутешной явью, но именно жанр трагической притчи быстрее всего приводит зрителя к эмоциональной составляющей. После внезапной гибели Ларисы Шепитько, которая должна была первоначально снимать этот фильм, ее вдовец, режиссер Элем Климов взял производство картины на себя, поэтому крик о неизбежности потерь в «Прощании» оправдан как нигде.

5«Пробуждение»

Фильм «Пробуждение» (1991)

Режиссер: Владимир Алеников
Год: 1991

«Меня всю жизнь пугало выражение лица советского человека — неулыбчивое, настороженное, подозрительное. У Белого дома я увидел другие, совершенно поразительные лица. Людей объединил душевный порыв, ими нельзя было не любоваться», — как-то сказал Владимир Алеников.

«Пробуждение» повествует о событиях августовского путча 1991-го года в Москве. В эти дни никто, кроме режиссера Аленикова и телеканала CNN, подробно не снимал происходящее у Белого дома, и поэтому документальный фильм несет поистине историческую ценность.

Он снят на 8-миллиметровую камеру и смонтирован всего за неделю: лента, мягко говоря, не блещет техническими данными, далеко ему и до харизмы культовых в перестройку «600 секунд» Невзорова. Тем не менее, режиссеру «Приключений Петрова и Васечкина» удалось максимально кинематографично передать странную атмосферу путча: танки у Кремля, ночующие на площади демонстранты и Дзержинский, которого с позором везут на свалку истории — события развиваются в фильме ровно по канонам классического киносаспенса.

6«Зима, уходи!»

Трейлер фильма «Зима, уходи!» (2012)

Режиссеры: Алексей Жиряков, Денис Клеблеев, Дмитрий Кубасов, Аскольд Куров, Надежда Леонтьева, Анна Моисеенко, Мадина Мустафина, Зося Родкевич, Антон Серегин и Елена Хорева
Год: 2012

Хроника «болотного» движения в России была снята десятью молодыми режиссерами под руководством Марины Разбежкиной. Сегодня «Зиму» интересно увидеть по нескольким причинам.

Во-первых, чтобы осознать, насколько сильно изменилась страна за прошедшие 8 лет. Почти любительская, но крайне изобретательная видеосъемка, фиксирует малейшие детали быта, нюансы отношений между людьми, даже их непроизвольные действия и несказанные слова. Во многих аспектах разница с тем временем действительно ощутима.

Во-вторых, «Зима, уходи!» — это редкий пример драмеди в документалистике: почти каждый из эпизодов картины, несмотря на драматичность происходящего, содержит в себе искрометный, живой юмор.

В-третьих, это иррациональное. Приведем цитату из впечатлений Михаила Угарова о фильме: «Любая революция безумно иррациональна, но историки потом изгоняют это из учебников. А здесь именно это, „недоступное пониманию“, тащило меня весь фильм за собой».

Картина вызвала позитивные отклики на многих международных фестивалях, а также была показана в России на «Артдокфесте», «Послании к человеку» и «Завтра/2morrow».

7«Хроники неслучившейся революции»

Трейлер фильма «Хроники неслучившейся революции» (2016)

Режиссер: Константин Селин
Год: 2016

Документальный фильм «Хроники неслучившейся революции» повествует о борьбе российских дальнобойщиков против «Платон» — системы сбора денег с водителей большегрузов по федеральным трассам. Кино с говорящим названием рассказывает скорее о несбывшихся надеждах, нежели о громких победах протестного движения. Оно фиксирует тот момент, когда в простых водителях впервые по-настоящему просыпается уважение к себе и к своему труду.

Кульминацией истории становится протестная поездка «на Москву», где дальнобойщики сталкиваются с полицией и другими сильными разочарованиями, заставляющими их рефлексировать судьбы Родины.

Важные преимущества этого дока кроме перечисленных: в его обширной географии — от собраний партактива в Питере и Мурманске до стачек в Москве и в Химках, и в яркой операторской работе, сочетающей элементы гонзо-журналистики с профессиональным, телевизионным подходом.

Список субъективен, а потому приветствуются дополнения и комментарии.

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.


Обложка: кадр из фильма «Завод» (2018) / Kinovista

Еще по теме

5 причин снимать свой веб-сериал
Кинофестиваль в Остине считается мероприятием в первую очередь для сценаристов....
Топ Ган Мэверик отзывы
Лучший со времен “Безумного Макса”: что пишут о “Топ Ган: Мэверик” критики
Пресса, критики и зрители тепло приняли сиквел боевика 1986 года...
фильм где жена утопила детей
Как называется фильм, где жена героя Ди Каприо утопила детей?
Два маршала прибывают на остров, где находится тюрьма для душевнобольных...
Естественная луна при дневном свете: как снимать «сказочную» ночь в пустыне
Знакомая многим ситуация: режиссер хочет снимать экстерьерную сцену ночью и...
Аниме по манге
10 культовых аниме, снятых по манге
В мире аниме существует множество замечательных адаптаций манги, которые позволяют...
фильмы похожие на Голодные игры
12 фильмов и сериалов, похожих на «Голодные игры»
Люди, оказавшиеся в безвыходной ситуации, они вынуждены бороться за выживание...
Что называют эффектом Кулешова и как он применяется в монтаже
На заре развития кинематографа монтаж выполнял исключительно утилитарные функции. Ключевым...
иди и смотри 1985 отзывы
За 3 дня из ребенка в старики: отзывы о фильме “Иди и смотри” (1985)
В Советском Союзе особое внимание уделяли фильмам о ВОВ. Это...