Главная / Практика / «Тихое место»: создание «немого» хоррора в одной локации

«Тихое место»: создание «немого» хоррора в одной локации

Почти все действие картины разворачивается на ферме, где семья из четырех человек скрывается от монстров, ориентирующихся по звуку. Главным референсом для фильма стали «Челюсти» — ужастик, в котором зритель практически не видит акулу, а также шведский фильм «Впусти меня». Обе картины — совершенно реалистичные, но с фантастическим элементом.

Трейлер фильма «Тихое место» (2018)

С точки зрения операторского искусства фильм опирался на ленты «Старикам тут не место» и «Нефть». Вся картина снималась на локации — ферме в пригороде Нью-Йорка — и только две декорации пришлось строить отдельно: комнату в подвале, где персонажи прячутся от существ после рождения ребенка, и часть силосной башни для сцен с детьми. Саму же силосную башню команда построила на локации.

Из-за присутствия в кадре настоящего поля съемочной группе нужно было торопиться с запуском производства — стоило задержаться лишь на месяц, как вся нужная растительность пропала бы!

Из спецэффектов на площадке требовалось воссоздать взаимодействие инопланетян с окружающими предметами. Так, старый автомобиль разместили на гидравлической подвеске, чтобы имитировать то, как на него взбирается монстр. В сцене в подвале, когда существо спускается под воду, в роли существа выступал каскадер. Он нырял, создавая волны, которые позже использовали вместе с CGI-моделью.

 

Фильм снимали на пленку 35мм анаморфным объективом, а оператор Шарлотта Бруус Кристенсен советовалась с VFX-супервайзером, что можно или нельзя делать — бюджет картины был очень мал, а предстояло еще добавить компьютерных монстров. Оказалось, что VFX-специалистам неважно, снят ли фильм на пленку или цифру, а движение камеры, напротив, помогало показывать существ, скрыв большую их часть во тьме.

В фильме много видов сверху: они были важны чисто психологически. «Мы хотели поднять зрителей над всей этой безумной ситуацией, в которой оказались персонажи», — говорит оператор-постановщик.

Работа с декорациями

Декорация силосной башни для сцен с детьми была построена неподалеку — на соседней ферме в манеже для верховой езды, из которого предварительно вынесли песок. Комната для укрытия была построена там же.

 

В фильме есть сцена, в которой Маркус падает внутрь силосной башни, чтобы спастись от монстров. В ней два кадра: падение вниз сквозь створки башни и приземление. Они были сняты в двух разных декорациях. Наружная ночная сцена — просто на фоне черной ткани, которую установили помощники оператора. Сцену снимали ночью, чтобы сэкономить — черная ткань требовала минимальной доработки, тогда как дневная сцена потребовала бы хромакея и работы по замене неба.

Но интерьерные сцены были сложнее. Внутри башни не было света, что логично. Всю сцену освещала луна и фонарик Маркуса.

Сцена из фильма «Тихое место» (2018)

Кстати, зерна на полу башни было не так много — всего полтора метра, а под ним располагалась фанерная платформа с дыркой, затянутой гибкой мембраной. В некоторых сценах эту мембрану было видно, и нужно было подсыпать в кадры зерна, иначе все бы поняли, как сделан трюк.

Звук

Персонажи за весь фильм произносят всего несколько реплик. Чтобы фильм был не полностью немым, оператор-постановщик Шарлотта Бруус Кристенсен снимала много крупных планов (шахматы на доске, ноги, идущие по песчаной тропинке), потому что на средних и общих мы бы не могли слышать тихие звуки.

«Это стало нашим методом „съемки“ звука», — говорит оператор-постановщик. Для сцены игры в «Монополию» пришлось даже делать специальный объектив-перископ. «Дэн Сасаки из Panavision разработал дизайн перископа, — рассказывает Шарлотта. — Обычно он бывает темный, T5.6 или T8, но Дэн создал очень светлый объектив T1.9. Мы легли на пол вместе с детьми и, когда Маркус кинул кости, медленно отъехали от него на долли. Это настолько крупный план, что, когда вы слышите звук этих кубиков, вы верите, что с такого расстояния его действительно можно различить».

Сцена из фильма «Тихое место» (2018)

Звук стал еще одним персонажем в кадре, главным инструментом повествования — персонажи, а вместе с ними и зрители начинали слушать и слышать мир вокруг себя: вот шумит трава, ветер в кронах деревьев, ручей, птицы. Кстати, дизайнеры звука в фильме были те же, что обычно работают с Майклом Бэем. Оказалось, что создавать дизайн звука в такой ситуации вовсе не легче, чем делать кучу громких лязгов и взрывов для «Трансформеров».

Реган

Точка зрения Реган очень важна: по сюжету она глухая, и режиссер хотел, чтобы зрители это прочувствовали. Девочку снимали другим объективом — сферическим 55мм Super Speed (T1.1), и часто при этом «выключали» звук совсем. «Звук никогда не уходит окончательно, — говорит режиссер, — но мы хотели показать зрителям мир, каким его слышит она».

Большинство сцен в фильме сняты с рук, но для Реган авторы выбрали несколько иной подход — более плотное кадрирование. Камера приближалась к девочке особенно близко, будто хотела залезть ей в голову. Кроме того, это создавало ощущение уникальности ребенка и ее отстраненности от остального мира.

Освещение

Общую цветовую тональность фильма было решено сделать теплой, что отражало отношение персонажей друг к другу. Поэтому перед оператором стояла задача создать ощущение, что все помещения дома главных героев освещены свечами.

«Рождественские лампочки», как называл их режиссер Джон Красински, также играли важную роль — это огни, развешенные по всей территории фермы. Белые показывали, что на ферме безопасно, а красные сигналили об опасности.

Кроме того, при приближении существ огни начинали моргать. Видимо, монстры излучали какие-то электромагнитные волны.

Одной из главных сложностей картины с точки зрения освещения была иллюзия лунного света на ночной ферме Для этого использовали две головы HMI Bebee Light на 15 6K-прожекторов. Для более крупных планов использованы другие источники освещения.

Больше половины фильма снято двумя камерами, но для самых интимных сцен использовалась одна. Семейный ужин снимали двумя камерами: одна — для крупных планов, а вторая — для общего вида.

«Семья в этой истории — единый организм, — рассказывает Красински. — Как одна единица, а не индивиды внутри группы. Это было важно в обоих случаях: когда они вместе и когда действуют порознь».

Визуальные эффекты

Существ создавала легендарная компания ILM, а VFX-супервайзером картины был Скотт Фаррар, ранее работавший над «Трансформерами».

Существ нужно было придумать такими, чтобы было понятно, почему они ненавидят звуки — их чувствительнее уши ловят самые тихие звуковые вибрации, но у них нет глаз. На съемочной площадке существа — при необходимости — изображал каскадер в костюме с маркерами для трекинга. Это не был мокап-костюм, и его движения не переносили на монстра, поскольку режиссер не хотел, чтобы монстры были антропоморфными.

 

Иногда актерам нужно было взаимодействовать с монстром, которого в кадре не было. Например, в сцене, где существо нападает на детей в силосной башне, нужно было показать разорванную дверь, которая падает вниз. Скотт Фаррар сделал дверь из плотной окрашенной в нужный цвет фольги и черновую модель лапы монстра из хромакейного материала. Эту лапу поставили на пробойник, который сделал дыру в двери из фольги. В итоге дверь и механизм оказались в кадре вместе с детьми так, чтобы дыра в двери была видна рядом с головами детей в кукурузе. Позже зеленую лапу заменили цифровой.

Монстры

Изначальный дизайн монстров оказался не таким страшным, поэтому за два месяца до выхода картины студии ILM пришлось его переделывать. Как же они успели? Дело в том, что существа в фильме появляются на экране во всей красе только ближе к концу. Это позволило вставлять не до конца готовые образы в сценах, где существ видно плохо: они находятся в темноте или быстро двигаются. А с проработкой деталей монстры подходили к камере все ближе и ближе. Именно такая стратегия и позволила команде аниматоров ILM завершить работу в срок.

 

Художник-постановщик ленты Джефф Бикрофт и его арт-департамент сделали новый дизайн. Джон Красински собрал коллекцию референсов: морские раковины, черные змеи, доисторические рыбы с эндосеклетом, летучие мыши и так далее. Джон считал, что нужно начать с существ, обладающих особым слухом.

Режиссер также решил, что у них должны быть пластины на голове, груди, плечах и спине. А Скотт Фаррар сказал: «Если зритель считает, что уши у него на голове, может, с этого и нужно начать? Пластины открываются, и под ними настоящие ушные раковины».

Потом нужно было заново выставить анимационные риги, заново раскрасить и текстурировать зверя, а также анимировать его. Но решение не показывать монстров почти до финала полностью себя оправдало — работа над фильмом закончилась за два дня до его выхода на экраны.


Обложка: на съемках фильма «Тихое место» (2018) / Фото: Paramount Pictures

Еще по теме

Почему композитор Йоханн Йоханнссон отказался от классического саундтрека в фильме «мама!»
Немногие режиссеры могут сравниться с Дарреном Аронофски в экспериментальности саундтреков. Именно поэтому...
Временная музыка
Временная музыка: друг или враг?
Можете ли вы напеть мелодию из старых советских фильмов? Главную...
Как это снято: «Такси»
Драматургия: микс из жанров и пять поворотных пунктов Кадр из фильма «Такси»...
Звуковые клише и как их использовать
Однажды, когда я работал со студенческим короткометражным фильмом, мне нужно было обработать...
Мотивирующие фильмы
5 фильмов, мотивирующих стать лучше
Кино создано для развлечения, но бывают и исключения, когда авторы...
12 новых книг про кино
01. Робер Брессон. «Брессон о Брессоне»   «Художник Дега говорил: „Музы...
фильмы похожие на Бойцовский клуб
10 похожих фильмов для тех, кто фанатеет от «Бойцовского клуба»
Самый знаменитый кинофильм режиссёра Дэвида Финчера сразу после своего выпуска...
12 ужасов на новогодние праздники
Встретить Новый 2023 год под бой курантов с шампанским в...