Практика

Естественная луна при дневном свете: как снимать «сказочную» ночь в пустыне

Оператор Егор Поволоцкий делится наблюдениями за лунным светом и описывает свою технику съемок day-for-night 


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров
 
Знакомая многим ситуация: режиссер хочет снимать экстерьерную сцену ночью и на общие планы, а продюсер говорит, что денег на съемочный свет не хватает. Если сцену снимают в городе, то, конечно, решение найти можно — поднять светочувствительность камеры, использовать мобильные источники света с аккумуляторами, вроде чайнаболлов, и даже задействовать уличный свет. В лесных экстерьерах тоже нет ничего невозможного — нужен погодный шар вместо дорогих гелиевых шаров или небольшие HMI-источники на отражение.

Егор Поволоцкий / Фото: Kevin Kim
Егор Поволоцкий / Фото: Kevin Kim

Но что если вам пришлось снимать в пустыне, где наличие света в кадре никак не объяснить, продюсер говорит, что актеры не могут сниматься ночью, и у вас есть только 3-4 часа после заката? Самое разумное решение здесь — съемка дня за ночь, то есть синий свет, который ну никак не похож на лунный, провалы в тенях и остальные кошмары. А если я скажу вам, что вы можете сделать ночь в кадре достаточно правдоподобной, даже снимая днем?
 

Что делает ночь естественной


Классический подход к ночной съемке днем — недоэкспонирование материала и синий фильтр, но в большинстве случаев все это выглядит ненатурально и вредит эстетичности. Неестественный свет, слишком синие цвета — ну нет такого в жизни. Но в погоне за натурализмом мы зачастую не видим, какой может быть настоящая полная луна.
Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Однажды я возвращался домой поздно ночью. В паре десятков километров от города небо было необычайно чистым, без облаков. Казалось, на небе видны все звезды, Млечный путь и большая полная луна. Я огляделся. На асфальте от меня оставалась длинная четкая тень, очень резкая. Я достал экспонометр — при светочувствительности 1250 ISO на экране моргало «-1». Лунный свет был настолько сильным, что прибор замерял экспозицию. Увидев такую же постановку света в кино, мы бы точно сказали: «Ненатурально». Той ночью я осознал, что естественность света заключается в несовершенстве.
 

Оправданное освещение


В конце 2016 года я получил работу на полнометражном фильме Gold Dust (Oculi Entertainment). Это история о двух приятелях, которые в поисках клада в пустыне натыкаются на мешок с деньгами, а их дружба проходит проверку на прочность. Полфильма происходило ночью.


Трейлер фильма Gold Dust (Oculi Entertainment)

При подготовке к съемкам, постановке света, композиции я всегда стараюсь, чтобы свет был оправдан. Он всегда должен работать на историю, погружать зрителя в происходящее, чтобы он не оставался равнодушен. Оправдать свет в кадре можно по-разному — фокусом на персонаже, особой стилистикой или, наоборот, ее отсутствием.
Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

В данном случае все решения шли от бюджета — освещать пустыню, как положено, денег не было. Если в начале фильма можно было объяснить свет фонариками и фарами машины, то дальше — уже никак. В начале второго акта герои натыкаются на девочку в пустыне и чуть не сбивают ее на машине. После этого их приключение кардинально меняется.

Я предложил режиссеру использовать эту сцену для смены обычной ночи «волшебной». С этого момента они погружаются в приключение с детьми. Ну а в воссоздании «волшебной» луны пришли на помощь мои предыдущие наблюдения.
 

Работа с деталями


Когда мы выключаем свет, первое, что мы видим, — сплошная темнота. Но постепенно зрение приспосабливается к новому освещению, и мы начинаем замечать детали. Именно детали — ключевой элемент для создания правдоподобного лунного света.
Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Вместо того, чтобы недоэкспонировать материал, я переэкспонировал его на 3-4 ступени, на границе выбитых highlights. Казалось бы, зачем это делать? Но именно так удается получить необходимые детали для последующей обработки изображения.

Также вам необходимо правильно снять сцену — старайтесь, чтобы в кадр попадало меньше облаков, больше снимайте на контровом свете, отражая солнечный свет на лица актеров. Утро и пара часов до заката — идеальное время для съемки общих планов. В остальное время можно сосредоточиться на крупных, тем более, что вы можете активно контролировать свет, например, при помощи рам с рассеивателями и других инструментов.
Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Следующий этап — цветокоррекция, маски и замена неба (что нужно далеко не всегда, если сцена была снята правильно). Я старался приблизиться к натуральному цвету лунного света (серому), но добавил немного голубого для «сказочности». Маски помогли выделить необходимое, а частичная замена неба давала еще больше натурализма. Обратите внимание на снимок с машиной и луной (солнцем). В графическом редакторе очень просто заменить солнце на луну, и такого рода кадры «продают» ваш day-for-night как нельзя лучше. Такой метод позволяет добиться наилучших результатов.
 

Коротко


Помните — неважно, какой подход вы выберете. Главное — как он работает в контексте истории. Не забывайте про силу монтажа: лучше всего «волшебная» ночь будет выглядеть без резких световых переходов (если, конечно, они ненамеренные).
Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Скриншот из видео

Описанный мной подход к ночной съемке днем сохранит деньги, позволит более гибко подходить к расписанию и откроет новые визуальные возможности. Помните — в хорошем кино свет обязательно должен быть оправдан, а детали — видны. Удачных экспериментов!
 
 
Егор Поволоцкий

Оператор

Бывший фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, выпускник New York Film Academy, работал над фильмами «Золотая пыль», «Культура страха» и «River Runs Red».
 
 
 

Обложка: Jan Haerer

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 17217
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 15997
Практика

Приемы: Правило третей

Правило третей – это базовый композиционный прием в живописи, фотографии и кинематографе. Мы рассмотрим, как эффективно его использовать для создания идеального кадра и сочетать с другими художественными приемами

5 августа 4297
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2590
Практика

Как это снято: «Бездна»

30 лет назад на экраны вышла одна из самых сложных и опасных в производстве картин в истории кино. Вспоминаем, как Джеймс Кэмерон затащил на дно целую съемочную группу: морская бездна на атомной электростанции, сложности подводных съемок, революция в CGI и крысы-герои

9 августа 2567
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее