Естественная луна при дневном свете: как снимать «сказочную» ночь в пустыне
Знакомая многим ситуация: режиссер хочет снимать экстерьерную сцену ночью и на общие планы, а продюсер говорит, что денег на съемочный свет не хватает. Если сцену снимают в городе, то, конечно, решение найти можно — поднять светочувствительность камеры, использовать мобильные источники света с аккумуляторами, вроде чайнаболлов, и даже задействовать уличный свет. В лесных экстерьерах тоже нет ничего невозможного — нужен погодный шар вместо дорогих гелиевых шаров или небольшие HMI-источники на отражение.
Но что если вам пришлось снимать в пустыне, где наличие света в кадре никак не объяснить, продюсер говорит, что актеры не могут сниматься ночью, и у вас есть только 3-4 часа после заката? Самое разумное решение здесь — съемка дня за ночь, то есть синий свет, который ну никак не похож на лунный, провалы в тенях и остальные кошмары. А если я скажу вам, что вы можете сделать ночь в кадре достаточно правдоподобной, даже снимая днем?
Что делает ночь естественной
Классический подход к ночной съемке днем — недоэкспонирование материала и синий фильтр, но в большинстве случаев все это выглядит ненатурально и вредит эстетичности. Неестественный свет, слишком синие цвета — ну нет такого в жизни. Но в погоне за натурализмом мы зачастую не видим, какой может быть настоящая полная луна.
Оправданное освещение
В конце 2016 года я получил работу на полнометражном фильме Gold Dust (Oculi Entertainment). Это история о двух приятелях, которые в поисках клада в пустыне натыкаются на мешок с деньгами, а их дружба проходит проверку на прочность. Полфильма происходило ночью.
Трейлер фильма Gold Dust (Oculi Entertainment)
При подготовке к съемкам, постановке света, композиции я всегда стараюсь, чтобы свет был оправдан. Он всегда должен работать на историю, погружать зрителя в происходящее, чтобы он не оставался равнодушен. Оправдать свет в кадре можно по-разному — фокусом на персонаже, особой стилистикой или, наоборот, ее отсутствием.
Я предложил режиссеру использовать эту сцену для смены обычной ночи «волшебной». С этого момента они погружаются в приключение с детьми. Ну а в воссоздании «волшебной» луны пришли на помощь мои предыдущие наблюдения.
Работа с деталями
Когда мы выключаем свет, первое, что мы видим, — сплошная темнота. Но постепенно зрение приспосабливается к новому освещению, и мы начинаем замечать детали. Именно детали — ключевой элемент для создания правдоподобного лунного света.
Также вам необходимо правильно снять сцену — старайтесь, чтобы в кадр попадало меньше облаков, больше снимайте на контровом свете, отражая солнечный свет на лица актеров. Утро и пара часов до заката — идеальное время для съемки общих планов. В остальное время можно сосредоточиться на крупных, тем более, что вы можете активно контролировать свет, например, при помощи рам с рассеивателями и других инструментов.
Коротко
Помните — неважно, какой подход вы выберете. Главное — как он работает в контексте истории. Не забывайте про силу монтажа: лучше всего «волшебная» ночь будет выглядеть без резких световых переходов (если, конечно, они ненамеренные).
Еще по теме

10 лучших серий «Чёрного зеркала» по мнению зрителей

15 фильмов Московского кинофестиваля, которые стоит посмотреть

Тренды потребления упаковочной воздушно-пузырчатой пленки в разных странах

Где и как снимали сериал «Дядя Леша»

«Ну-ка, все вместе!»: суть шоу, ведущие, жюри

ТОП-5 сериалов, снятых по мотивам сказок
15 российских фильмов 39-го Московского кинофестиваля: долгострои, экранизации классики и зомби-апокалипсис

