Как правильно выстроить работу с актером
Почти всегда самые запоминающиеся моменты в кино связаны с лицами людей, а не с захватывающими экшн-сценами и спецэффектами. И все равно некоторые режиссеры плохо себе представляют, как общаться с актерами (отчасти поэтому «актерских» режиссеров так мало).
Фото: Avel Chuklanov
Есть несколько школ актерского мастерства, но начинающему режиссеру почти негде прочесть, как правильно направлять артиста.
Кажется, это достаточно просто, но человеческое общение никогда не бывает простым, ведь суть сказанного может запросто потеряться в постороннем шуме. По словам Мелиссы Брадер, одной из основательниц Atlantic Theater Company и автора книги A Practical Handbook for the Actor, эта задача не обязательно должна быть такой сложной. Предисловие к книге написал драматург, сценарист и режиссер Дэвид Мэмет, который назвал ее «лучшим пособием по актерскому мастерству за последние 20 лет».
Книга полезна не только актерам: простые советы и рекомендации в ней пригодятся и режиссерам, которые не могут подобрать правильные слова для общения с исполнителями ролей в своих фильмах. Давайте рассмотрим идеи Брадер о том, как анализировать сцену (и выбирать для нее исполнителей) — их можно применять как в общении с актером, так и при чтении и написании сценария.
Выбор действия
По словам Брадер, «в основе поведения лежит действие, так что вам всегда следует искать именно его. Иначе никакой актерской игры не будет». «Действие — это физическое стремление к конкретной цели», — пишет она. Выбор действия — один из самых важных для актера и его сотрудничества с режиссером. В сцене всегда есть действие.
Это понятие — одно из основных для режиссера. Брадер тут же дает список условий, по которым можно проверить, подойдет ли то или иное действие в конкретной ситуации. Любое действие ведет за собой актерскую игру, и оно должно быть…
1. Выполнимым
Фото: Сlem Onojeghuo
По словам автора, все могут умолять о помощи. Актер сразу поймет, что нужно делать. С другой стороны, выполнить задачу «Погнаться за американской мечтой» вот так сразу нельзя, даже если тебя об этом специально попросили.
2. Точным
Брадер подчеркивает, что, изучая сценарий и выбирая нужные действия, нужно быть как можно более точным. «Добиваться нужного ответа» гораздо яснее, чем «кое-что узнать». Точное действие поможет найти правильный путь.
3. С возможностью оценки
Это важнее для актера, но режиссерам все равно полезно учитывать. Любое действие (к примеру, «заставить врага покориться своей воле») должно иметь показатель успешности. «Нужно в любой момент знать, насколько близок персонаж к покорению своего врага, и только после того, как он выполнит вашу волю, действие закончится».
Фото: Seb
Общаясь с актером, помните, что они не только изображают то, что написано в сценарии — они реагируют на действие своих партнеров по сцене, которые и выступают в роли критерия успешности.
4. НЕ быть поручением
Поручение — это действие, которое не может проверить другой человек. Действие «доставить сообщение» — плохой выбор, потому что «вам не нужно смотреть на реакцию партнера, чтобы понять, достигли ли вы успеха». Если действие выполнить легко — оно скучно как для актера, так и для зрителя. «Действие должно быть таким, чтобы его можно было провалить. Вы не можете провалить поручение».
5. НЕ предполагать определенное физическое состояние
Фото: Levi Guzman
Многих актеров хвалили за то, как они исполнили роль людей, находящихся под влиянием алкоголя и наркотиков. Тем не менее Брадер утверждает: «Вы не можете искусственно вызвать определенное физическое или эмоциональное состояние (например голод, гнев, скорбь или опьянение). Все это вне вашего контроля. Если вы постараетесь ввести себя в это состояние, вы сосредоточите все свое внимание именно на этом, а не на действии». Брадер подчеркивает, что для сцены попросту нет правильных и неправильных эмоций.
6. НЕ манипулятивным
Манипулятивное действие «выбрано, чтобы получить желаемый эффект». Эффект этот, в данном случае, должен ощутить другой актер. Но «заставить партнера заплакать» хуже, чем «заставить друга принять очевидные факты». Последнее с большей вероятностью вызовет у актера подлинный отклик, который не будет результатом манипуляции.
7. С четким завершением
Актер должен понимать, закончил он то или иное действие или нет. Например, «добиться прощения друга» — это действие с четким завершением.
8. Не противоречить общей идее
Фото: James Pond
Наверняка в этом месте режиссеры почувствуют облегчение. Брадер обращает внимание, что из всех доступных действий актер должен выбрать именно то, которое будет совпадать с общей идеей работы. Всегда нужно держать в голове, какого действия требует конкретная сцена, контекст и что происходит в истории помимо этого.
Анализ сцены
Разбирая сценарий и сцены, нужно задать себе три главных вопроса.
1. Что персонаж делает буквально?
Фото: Brooke Cagle
В поисках ответа на этот вопрос важно быть «как можно более прямым, никак не интерпретировать то, что написано на бумаге». Это, конечно, режиссеров успокаивает.
2. Какое действие необходимо в сцене?
Действие нужно выбрать исходя из советов выше, однако определить его можно, только поняв, что персонаж делает буквально. Например, в сцене, где герой пытается уговорить свой романтический интерес сбежать вместе с ним, необходимое действие можно описать так: «Побудить возлюбленную или возлюбленного пойти на риск».
3. Что это действие значит для актера?
Ответив на этот вопрос, актер должен сделать сцену личной.
Фото: Evan Clark
Безусловно, все вышесказанное — это сильно упрощенная версия всего лишь небольшой части книги. Первый шаг к удачной коммуникации — взаимное понимание языка и общей цели. Режиссер, предположительно, хочет добиться от актеров самой лучшей игры, на которую они способны. Тогда их работа будет не только затрагивать эмоции, но и двигать историю вперед.
У актеров, предположительно, та же цель, хотя их задача — работать в рамках текущей сцены. Режиссер же должен связывать все воедино. Эта техника — отличный способ начать общение с актером, а приложенные усилия будут стоить того.
Источник: nofilmschool.com
Обложка: Saksham Gangwar