Мнение

Почему фильмы, снятые по играм, редко оказываются успешными

Скромные сборы «Tomb Raider: Лара Крофт» с новой исполнительницей главной роли Алисией Викандер заставляют задуматься: зачем снимают заранее проигрышные фильмы по компьютерным и видеоиграм, кто их зритель и как писать сценарии подобных картин


Сейчас, когда стало уже понятно, что перезапуск «Tomb Raider: Лара Крофт» не увенчался успехом, а в североамериканском прокате и вовсе провалился (согласно данным boxofficemojo, в США за две недели проката новая «Расхитительница гробниц» собрала около $42 миллионов при бюджете в $94 миллиона), стоит задаться вопросом: почему фильмы на основе игр все еще снимают, хотя они стабильно терпят неудачу в прокате?
 
Трейлер фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018)

Признаюсь сразу, я не поклонник интерактивных развлечений. Так что простите, если я где-то допущу ошибки и неточности. Зная геймеров не понаслышке, я готов к тому, что этот текст будут читать очень въедливо, поэтому буду только рад, если вы меня где-то поправите или представите другую точку зрения.

Итак, почему кино по играм проваливается? Нас интересует не художественный аспект проблемы, а прагматичный: данные бокс-оффиса, мнения экспертов и, конечно же, сами сценарии.
 

Сценарии фильмов по играм предсказуемы


Каждая игра, будь то шутер или онлайн-стратегия, в той или иной мере содержит в себе ступени, по которым главный герой (читай, игрок) поднимается все выше в иерархии. Цель — достичь максимального результата, победить и захватить все сокровища мира, добиться победы своей армии или расположения принцессы. Жанр может быть любым, но все равно исходная и конечная точки остаются неизменными.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Фильмы, снятые по играм, — это то же прохождение этапов. Только в отличие от компьютерных потех зритель не может ничего предпринять и остается только лишь пассивным свидетелем. Даже еще хуже: мы знаем, чем все закончится. Главный герой или армия обязательно достигнут высшего уровня и победят, поэтому никто за них переживать не собирается. Сценаристы всегда прописывают оптимистичный финал, так как в случае успеха они смогут придумать продолжение приключений основного персонажа или развитие конфликта одной победившей страны, расы и положительных героев

«Лара Крофт: Расхитительница гробниц» 2001 года — типичный пример такого кино, но лишь с одной большой поправкой. Это был не многоуровневый квест пополам с боевиком. Это был, в первую очередь, «фильм с Анджелиной Джоли», которая в то время переживала пик популярности, и на роль Лары Крофт трудно было представить лучшую кандидатуру. Сюжет о поиске сокровищ и артефактов оказался на втором месте после удачного кастинга. Недаром в рейтинге самых успешных экранизаций видеоигр первое место, согласно boxofficemojo, принадлежит именно этой картине. Но «успех» не означает «прибыль»: фильм 2001 года с бюджетом $115 млн собрал по всему миру $275 млн (напомню, прибыльной кинокартиной в профессиональном сообществе называют ленту, которая собирает как минимум в три раза больше своего бюджета). Поэтому вышедший спустя два года сиквел, не дотянувший в Северной Америке по сборам даже до размера производственной стоимости в $95 млн, можно считать продюсерским недоразумением.
 
Трейлер фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц» (2001) 
 

Пафос может только навредить


Большая ошибка сценаристов и продюсеров — это серьезное выражение лица, с которым они подходят к экранизациям видеоигр. Они будто бы забывают, что это иг-руш-ки. Даже в «Ларе Крофт» есть комические персонажи.

Знаете, какой фильм стоит на втором месте после «Лары Крофт» 2001 года? Комедия «Angry Birds в кино», вышедшая в 2016 году. Но это мультик, снятый на волне популярности простейших игр про «разгневанных птичек» и показанный зрителям еще до того, как о них забыли. Сценарий был написан так, как сейчас пишут все мультяшные скрипты: с шутками для всех категорий зрителей, с экшном и с небольшой моралью в конце для самых маленьких зрителей. Результат: анимационная комедия по мотивам Angry Birds окупилась в мировом прокате в пять раз.
 
Трейлер мультфильма «Angry Birds в кино» (2016)

Можно предположить, что чем проще игра, тем больше шансов у нее быть интересно и смешно написанной для большого экрана. Например, все эти древние «змейки», «пакмэны» и прочие, поклонниками которых являются уже взрослые люди, стали основной темой для иронии в относительно успешной комедии «Пиксели».

Выход «Кредо убийцы» ожидала чуть ли не вся планета. Фантастический во всех смыслах трейлер! Выдающиеся актеры Майкл Фассбендер и Марион Котийяр! Режиссер Джастин Курзель, до этого поставивший «Макбета» с этими же актерами! Все здесь было круто, но до выхода фильма. Имена серьезных кинематографистов отпугнули фанатов, а незнакомых с мирами Assassin’s Creed пустяковый сюжет с претензией на высокохудожественное высказывание только отпугнул.
 
Трейлер фильма «Кредо убийцы» (2016)

Еще один пример серьезного отношения к играм — «Принц Персии: Пески времени». Его не спас ни двухсотмиллионный бюджет, ни студия-производитель Walt Disney, ни легендарный режиссер Майк Ньюэлл, ни звездный состав, ни продюсер Джерри Брукхаймер. Там все пошло как-то не так: от претенциозного сценария до рекламной кампании. Факт: как я уже сказал, бюджет составил $200 млн, но мировые сборы — $336 млн.
 
Трейлер фильма «Принц Персии: Пески времени» (2010)

Иногда кинематографистам полезно посмотреть на свой продукт с точки зрения зрителя. Cценаристы, режиссер и специалисты по спецэффектам «Варкрафта» смогли упростить мир оригинальной игры, что облегчило понимание истории неофитами. С одной стороны, создатели картины добавили максимально возможный эффект присутствия, с другой — ну нельзя же серьезно относится к миру орков, эльфов и прочих дренеев, да простят меня фанаты игры. Тем более, что это тоже почти анимационный фильм с чумовой графикой. Чем и воспользовался постановщик Дункан Джонс, даром что сын Дэвида Боуи: новички смогли быстро войти в канву истории, проверено на себе, а поклонники восприняли его как гармоничное развитие и без того огромной Warcraft-вселенной. Впрочем, это не значит, что «Варкрафт» стал хитом (но и нельзя сказать, что провалился).
 
Трейлер фильма «Варкрафт» (2016)

Почему так успешны LEGO-фильмы? Потому что это, в первую очередь, стеб Warner Brothers над (чаще всего своими) фильмами и комиксами, причем довольно смешной. И, кстати, за искрометным юмором в каждом LEGO-фильме обязательно скрывается мудрый подтекст, заметный для взрослых, а также небольшой урок воспитания для маленьких зрителей.
 

А вообще, так ли уж важен сценарий?


Конечно, это тяжелый труд — адаптировать зачастую бессюжетные миры для киноэкрана. Сценаристы считают это убийственным занятием, и не один серьезный драматург не возьмется за сочинение сценария для, скажем, DOOM. Хотя такая попытка, к несчастью, была предпринята в 2005 году, когда не самые последние авторы Уэсли Стрик («Волк» с Джеком Николсоном и Мишель Пфайффер, переписанный для Мартина Скорсезе «Мыс Страха») и Дэйв Каллахам (трилогия «Неудержимые») уделили время на написание экранной версии знаменитого шутера. Его выход в кино даже мало кто заметил. Я помню, как российское подразделение Universal, осознав масштаб катастрофы, полностью положилось не на прокат, а на продажи физических носителей, и организовало рейды по пиратским точкам, изымая бутлегерские копии.
 
Трейлер фильма «Doom» (2005)

Есть, пожалуй, только одна удачная кинофраншиза, основанная на игре, — это Resident Evil. В 2002 году никто не ожидал от поначалу скромного боевика с бюджетом $33 млн такого «хайпа». Но Пол У. С. Андерсон поймал его во время нарастающей моды на зомбипокалипсис, удачно попав в правильное время и правильное место. А так как режиссер и сценарист собаку съел на фильмах по играм (он работал над такими проектами, как «Mortal Combat» и «D.O.A»), то Андерсон знал, как писать подобные истории. Да, он взял за основу шаблон вышеупомянутых «ступенек», приправил сюжет актуальными на тот момент темами «злых» корпораций и конспирологических теорий, и — вуаля! «Обитель зла» пережила пять продолжений, и если критики поначалу воротили нос, то уже к выходу третьей и четвертой части были вынуждены признать, что «Обитель зла» — редкий экземпляр со своей мифологией и линейным сюжетом, проходящим, что совсем уж редкость для фильмов по видеоиграм, сквозь всю гексалогию.
 
Трейлер фильма «Обитель зла: возмездие» (2012)

И вот что примечательно: сам Андерсон снял как режиссер только несколько частей боевика с Милой Йовович, но написал скрипты ко всем шести частям. Так что не верьте никому: сценарии нужны и важны.
 

Что не так с «Tomb Raider: Лара Крофт»?


Казалось бы, зачем снимать заранее обреченные на провал фильмы? Мне кажется, что здесь все просто. Видео- и компьютерные игры приносят огромную и быструю прибыль по сравнению с кинопроизведениями. Тот же World of Warcraft дает миллиарды долларов ежегодно, в отличие от киноиндустрии, наиболее трудоемкой, по моим ощущениям, работы в системе развлечений. Почему бы не попробовать отломить маленький кусочек от огромного пирога? Новая «Лара Крофт» — о том же. Нет новых идей, нет интересных сценариев. Но есть суперприбыльные игрушки, так давайте же попробуем добиться хоть чего-нибудь на их фоне!

Поэтому когда в 2013 году вышла игра-ребут Tomb Raider с непривычными локациями и приключениями, продюсеры вспомнили , что зритель давно не видел Лару Крофт на большом экране и начали разработку перезапуска.
 
Трейлер игры «Tomb Raider» (2013)

Сценаристы долго не думали, вставив в сюжет (ага, там есть сюжет!) почти идентичные эпизоды из игры 2013 года. Крофт в прологе — неуверенная в себе одиночка, верит, что ее отец жив. Когда случается первая точка невозврата (девушка находит артефакт, указывающий на место нахождения ее родителя), она собирается с силами — и начинаются пресловутые «ступеньки», выше, дальше, сильнее. О том, что она «расхитительница гробниц», фильм вспоминает где-то на середине.
Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Фото: Warner Bros.

Вопрос, кто сыграет новую главную героиню, кажется, решался продюсерами недолго. Алисия Викандер — одна из самых востребованных актрис нашего времени, красивая, умная, обладательница «Оскара». Но все равно никуда не денешься от всего, что мы написали выше: сценарии предсказуемы, самодеятельность драматургов не приветствуется, геймеры лучше потратят деньги на новую версию игры, чем на новую версию кино. И все надежды строятся на одном предсказуемом споре — какая Лара Крофт круче: Джоли или Викандер?

Да, сейчас цифры внушают уныние, но впереди еще широкий мировой прокат. Мы, конечно, любим эту отчаянную девушку с луком и стрелами и надеемся, что кинофильм «Tomb Raider: Лара Крофт» еще найдет новых поклонников и выиграет в бою за кассу.
 

Обложка: кадр из фильма «Tomb Raider: Лара Крофт» (2018) / Warner Bros.

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Аббатством Даунтон»: не тот темпоритм, не то королевское семейство, не тот дубляж

Можно ли смотреть киноверсию телешоу, если вы не являетесь адептом сериала, на основе которого поставлен фильм? Что лучше: сохранить непривычный для кино неспешный ритм оригинала или сократить сюжет, который в идеале шел бы целый сезон? Разбираемся на основе фильма «Аббатство Даунтон». Осторожно, спойлеры!

29 ноября 4776
Мнение

Что не так с фильмом «Аванпост»: не те референсы, не тот хронометраж, не то промо, не те инопланетяне

На примере фильма «Аванпост» рассматриваем тяжелый случай, когда невнятно продуманные цели и неправильно поставленные задачи могут убить даже такой востребованный жанр, как современная постапоклиптическая фантастика

2 декабря 3744
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

Впереди нас ждут длинные морозные вечера, прерываемые длинными каникулами, поэтому мы подобрали вам краткую программу из сериалов, которые заставят согреться. На всякий случай, запишите: «Ведьмак» — 20 декабря, «Новый папа» — 14 января, финал «Родины» — 9 февраля

3 декабря 2876
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее