Главная / Практика / Как лучше всего снимать при естественном освещении

Как лучше всего снимать при естественном освещении

«Люди говорят об освещении как о виде искусства, но при этом снимать дневные экстерьеры на протяжении долгого времени сложнее всего, особенно где-нибудь в Англии». 

Роджер Дикинс
(оператор, «Большой Лебовски», «Побег из Шоушенка», «Бегущий по лезвию 2049»)

 


Работать с освещением ночных сцен или дневных интерьеров — это как писать на чистом холсте. Но в жизни любого оператора наступает момент, когда ему приходится снимать днем под открытым небом. Когда я только начинал карьеру, я полностью зависел от погоды в день съемок и практически ничего не мог сделать, чтобы как-то повлиять на стиль получающихся кадров. Большие голливудские проекты могут позволить себе подвесить на кран огромный кусок ткани, чтобы смягчить солнечный свет, или пустить в ход большие HMI-прожекторы, чтобы имитировать солнце в пасмурную погоду. Но все это выходило за рамки моих возможностей.

Нил Осман / Фото: Jonathan Klepfer
Нил Осман / Фото: Jonathan Klepfer

Тем не менее способы управлять естественным освещением есть на фильмах с любым бюджетом, в особенности на более крупных планах. С общими все гораздо сложнее, но и с ними можно работать при условии, что вы приняли верные решения на этапе препродакшна.
 

Траектория солнца

В первую очередь нужно учесть траекторию движения солнца. Есть мобильные приложения, вроде Helios и Sun Tracker, которые покажут, где примерно будет находиться солнце в определенное время дня и года. Хотя в каких-то ситуациях достаточно просто вооружиться компасом. В общих чертах картина такая: в северном полушарии солнце будет располагаться на востоке с утра, в полдень — на юге, а вечером — на западе. В течение дня оно перемещается слева направо.

Чаще всего операторы снимают в сторону солнца, чего обычно не делают начинающие фотографы и видеографы. Новички скорее всего будут использовать автоэкспозицию, которая закрывает диафрагму, как только лучи солнца попадают в объектив. В результате предметы в кадре предстают силуэтами. Профессионалы же настраивают экспозицию вручную, поэтому могут сделать тени яснее, а солнечный свет превратить в красивый контровой.

Кадр из фильма «Пересекающиеся пути» / Фото: B Squared Productions
Кадр из фильма «Пересекающиеся пути» / Фото: B Squared Productions

Вот пример кадра из фильма «Пересекающиеся пути», который я снимал с режиссером Беном Блуром. Для съемок Бен выбрал скамейку, стоявшую передней стороной к западу, так что я попросил назначить съемки сцены на утро, чтобы актеры были подсвечены с востока. Контровой свет тут был особенно важен для истории и общего стиля изображения. Со стороны камеры мы также использовали отражатель, который позволял сделать в кадре мягкое заполняющее освещение.

На съемках фильма «Пересекающиеся пути» / Фото: B Squared Productions
На съемках фильма «Пересекающиеся пути» / Фото: B Squared Productions

Также нам было нужно снять несколько кадров в сторону юга, так что я попросил оставить их до полудня, чтобы контровой свет в пределах сцены не менялся.

В какой-то момент на скамейку упала тень от большого дерева. Чтобы избавиться от нее, я пустил в ход жесткий отражатель, который также иногда называют зеркальным (mirror board), чтобы перенаправить свет в сторону дерева. Правда, такие инструменты бывает сложно найти в готовом виде, но вы можете сделать их сами, аккуратно повесив на си-стенд обычное зеркало.

На съемках фильма «Пересекающиеся пути» / Фото: B Squared Productions
На съемках фильма «Пересекающиеся пути» / Фото: B Squared Productions

Но самым полезным на площадке оказался складной отражатель. Самая известная компания, которая их выпускает, — Lastolite, но у ее продукции есть много достаточно дешевых альтернатив. Такие отражатели состоят из белого диска с двусторонними пристегивающимися накладками черного, белого, золотого и серебряного цвета.

В качестве примера работы с ними давайте посмотрим на кадры из фильма Stop/Eject.

Кадр из фильма «Stop/Eject» / Фото: Neil Oseman
Кадр из фильма «Stop/Eject» / Фото: Neil Oseman

В сложившейся тогда ситуации было невозможно использовать солнце как источник контрового освещения. Оно было позади камеры в верхней точке, а актриса смотрела прямо на него. Свет был невероятно контрастный, а тени — настолько глубокие, что за ними не было видно глаз персонажа. Этот эффект стал бы только хуже, если бы я понизил экспозицию, попытавшись убрать пересвет.

Вот тот же кадр, но снятый при помощи двух отражателей 5-в-1.

Кадр из фильма «Stop/Eject» / Фото: Neil Oseman
Кадр из фильма «Stop/Eject» / Фото: Neil Oseman

Первый отражатель без накладки мы держали поверх головы актрисы, так что солнечный свет, который падал на ее лицо, рассеивался, проходя через прозрачный белый материал. Второй отражатель держали снизу, он отражал солнечные лучи обратно на лицо актрисы, так что в ее глазах появилась «искорка».

Если вдруг доступа к отражателям у вас нет, можно прибегнуть к самодельному варианту. Чтобы остановить жесткие лучи, можно использовать белую простыню, а для заполнения теней — кухонную фольгу. Если фольга отражает слишком сильно (или дает много визуального шума), возьмите еще одну простыню или белую карту.

Серебряные отражатели очень полезны в пасмурные дни, когда свет хоть мягкий, но недостаточный, чтобы осветить лица актеров в области глазниц. Из-за этого взгляд героев кажется безжизненным. Отражатель же способен вернуть ту самую «искорку». Кроме того, сейчас можно купить кучу светодиодных осветителей, которые тоже подойдут для этих целей, если отражателя вдруг будет недостаточно. Важно не переборщить с яркостью, а то сцена будет выглядеть неестественно.

На съемках фильма «Три слепые мыши» / Фото: Neil Oseman
На съемках фильма «Три слепые мыши» / Фото: Neil Oseman

Еще один способ бороться с плоским и бесформенным светом — negative fill. Эта техника предполагает блокирование света, использование черных светоотражателей и флагов, что повышает контрастность изображения. Ее обычно используют со стороны камеры, чтобы придать лицу актера форму.

Вот пример из фильма «Три слепые мыши» режиссера К. Т. Робертса. Там в качестве negative fill использовалась черная штора в правой части кадра.

Кадр из фильма «Три слепые мыши» / Фото: Neil Oseman

Кадр из фильма «Три слепые мыши» / Фото: Neil Oseman

Кадр из фильма «Три слепые мыши» / Фото: Neil Oseman

Кадр из фильма «Три слепые мыши» / Фото: Neil Oseman

Подводя итог, повторим основные принципы. Снимайте в сторону солнца, по крайней мере, когда работаете с общими планами. Крупными манипулировать проще. Солнечный свет можно перенаправить с помощью жесткого отражателя или зеркала. Яркий солнечный свет можно приглушить, используя отражатель 5-в-1 или простыню, а темные глазницы — осветить при помощи белого или серебряного отражателя, кухонной фольги или LED-панели. Если лицо актера равномерно освещено со всех сторон, используйте полностью черную поверхность со стороны камеры, чтобы сделать изображение контрастнее.

В следующий раз, когда вам придется снимать дневные экстерьеры, попробуйте применить некоторые из этих техник. Вы удивитесь, насколько привлекательнее станут ваши кадры.

Источник: redsharknews.com
 


Обложка: Francisco Moreno