Главная / Практика / Великаны и лилипуты: как в кино уменьшают и увеличивают людей

Великаны и лилипуты: как в кино уменьшают и увеличивают людей

С самого начала кинематографа мы видели на экране орков, фей и гномов, и сегодняшнее кино — не исключение. Эффект уменьшения или увеличения человека на экране — по отношению к коллегам по кадру — достигался комплексом приемов. Среди них:

  • зеркала;
  • сплит-скрин и рир-проекция;
  • перспективное совмещение;
  • создание декораций и реквизита иного размера;
  • куклы;
  • использование дублера-карлика и переклеивание головы;
  • оптическая печать и цифровое уменьшение на композе;
  • полностью цифровые персонажи с использованием данных по захвату мимики.

Фотохимическая эра

На ранних этапах кинематографистам были доступны только самые простые методы манипуляции изображением, но кинофокусники применяли их очень творчески. И, конечно, все приемы работали комплексно (как и сегодня). Например, при создании этого немого фильма, снятого Стюартом Дж. Блэктоном в 1909 году, использовали все известные на тот момент кинотрюки.

Фильм «Фея никотина» (1909)

Кадры с танцующей на столе феей сняты с помощью зеркала, установленного так, чтобы отражать танцовщицу, которая самом деле находится на сцене рядом с камерой.

Для крупных же планов, в которых феи развлекаются с трубкой, спичками и сигаретами, создали реквизит большого размера, точно повторявший обычные предметы. Для отдельных кадров применяли двойную экспозицию, леску и даже полноразмерные эффекты в виде дыма.

Фильм «Волшебный меч» (1901)

В фильме Роберта У. Пола «Волшебный меч» огромного огра, ворующего девушку, сделали с помощью двойной экспозиции. Просто огра снимали на черном фоне ближе к камере и потом соединили с отснятыми ранее актерами. Точно так же создавали и кадры для фильма «Сырные клещи, или лилипуты в лондонском ресторане».

Фильм «Сырные клещи, или лилипуты в лондонском ресторане» (1901)

Эти же приемы использованы в фильме «Усталая смерть» Фрица Ланга. персонажи «миниатюризируются» с помощью гигантских декораций и оптической иллюзии, когда людей обычного размера впечатывают в кадр на огромном ковре отдельной экспозицией, закрывая остальную часть маской.

Фильм «Усталая смерть» (1921)

Оптическую печать применили и в картине «Невеста Франкенштейна» (1935) в сценах с миниатюризированными людьми в бутылках профессора Приториуса.

Фрагмент фильма «Невеста Франкенштейна» (1935)

Для этих кадров «маленьких» людей снимали отдельно на черном фоне, после чего на высококонтрастной пленке делали копию изображения, получая маску. С помощью маски эти изображения потом впечатывали в кадры с самим профессором и его баночками. Если в более ранних фильмах маску делали прямо в камере, то здесь это уже полноценная оптическая печать.

В фильме «Новый Гулливер» Александра Птушко лилипутов играли куклы, анимированные с помощью покадровой анимации.

Кукол и зеркала использовали довольно долго, пока в киноиндустрию не пришла «цифра». Например, для фильма «Дарби О`Гилл и маленький народец» нужно было создать целый народ. В одной из сцен в тронном зале здесь тоже использовали зеркало, но с протертой в центре поверхностью. Этот прием называется «процесс Шюффтана» или зеркально-перспективное совмещение. Чаще всего зеркала с протертой частью использовались для экономии денег — это позволяло не строить декорацию, а визуально «вставлять» актера в фотографию, рисунок или макет. Но в данном случае прием позволил создать маленьких лепреконов и соединить их с «большим» актером в кадре.

Кроме зеркал для этих целей используется более сложный метод — перспективного совмещения. Суть этого метода в том, что актер, которого нужно уменьшить, стоит дальше от камеры, чем тот, который должен играть большого персонажа. Фокус совмещения состоит в создании декораций нужного размера — бОльшего для того персонажа, который находится дальше. При взгляде через объектив камеры декорация кажется единой, она визуально соединяет обоих персонажей. Но здесь есть еще один технический нюанс — камера должна снять обоих персонажей так, чтобы они оба были в фокусе и разница расстояний между ними была не видна. Для этого нужно прикрыть диафрагму, но добавить освещения.

На съемках фильма «Дарби О`Гилл и маленький народ» (1959)

Например, на съемках фильма «Дарби О`Гилл и маленький народец» во время съемки разговора Дарби и короля лепреконов в студии горело 649 прожекторов, а когда их включали, свет вырубало во всем городке Бурбанк в пригороде Лос-Анджелеса, где и находилась студия.

Здесь надо отметить, что актеры в таком случае не видят друг друга, направления их взглядов не совпадают. На самом деле они смотрят на маркеры, которые выстроены так, чтобы при взгляде через объектив казалось, что актеры смотрят друг на друга.

Именно так Александр Птушко делал свой «Золотой ключик» в 1939 году. Детей, которые играли роли кукол, дополнительно уменьшали, разместив их гораздо дальше от камеры. В этом фильме очень много подобных трюков. Например, в сцене, где Буратино проходит перед человеком, были использованы гигантские бутафорские ноги.

В сцене, похожей на сцену из фильма «Фея никотина», где маленькие персонажи пляшут на коробке, а Карабас-Барабас стоит рядом, наверное, тоже можно было использовать зеркало. Но Птушко предпочел расположить актеров-кукол дальше от камеры.

В фильме «Дорогая, я уменьшил детей» для создания иллюзии огромного мира вокруг актеров также применяли комплекс решений. В том числе — рир-проекцию и покадровую анимацию. Например, на фото ниже показан процесс анимации «гигантского» муравья с ребенком на спине. Ранее отснятый в соответствующих декорациях ребенок — это всего лишь рир-проекция, визуально соединенная с куклой-муравьем, анимированным покадрово.

Метод перспективного совмещения активно использован и в трилогии Питера Джексона «Властелин колец». Но команда Питера Джексона пошла немного дальше, сделав то, чего раньше никто не делал. Перспективное совмещение работает потому, что у камеры только один «глаз», и иллюзия сохраняется только на статичных кадрах. Как только камера начинает двигаться и выдает все расстояния, эффект рассыпается. Но Питер Джексон очень хотел использовать динамичную камеру в сценах с перспективным совмещением, поэтому его команда разработала подвижные декорации, использовав для этого систему моушн-контроля.

Метод перспективного совмещения в трилогии Питера Джексона «Властелин колец»

Задачей создания всей конструкции было удержать иллюзию, даже если камера начнет двигаться. Просто декорация в данном случае тоже была разборная и двигалась синхронно с камерой.

Цифровое уменьшение

Сегодня с приходом цифры многие вещи делаются гораздо проще. Уже не нужно выстраивать камеру и строить декорации так, чтобы расположенный дальше от камеры актер выглядел мелким. Можно просто «вклеить» его на этапе постпродакшена, попутно уменьшив. Кстати, во время фотохимической эры такое тоже практиковали. Например, в британском фильме Джорджа Пэла «Мальчик с пальчик» (1958) маленького персонажа впечатывали в кадры с помощью оптического принтера, заранее отсняв на фоне хромакея. И это местами очень бросается в глаза.

Трейлер фильма «Мальчик с пальчик» (1958)

Сегодня же можно все сделать очень убедительно. В «Хоббите», например, Гэндальф приходит в гости к Бильбо. Сцену в коридоре жилища хоббита снимали параллельно в двух декорациях. Одна из них была построена для Бильбо полностью. Вторая же была хромакейной с некоторыми элементами, с которыми взаимодействовал Гэндальф, и построена она была в масштабе относительно человеческого роста. Две камеры, связанные моушн-контролем, снимали сцену одновременно (а их движения были отмасштабированы соответственно двум декорациям). После чего Гэндальфа просто вставили в кадры с Бильбо на этапе постпродакшна.

Но чаще всего все-таки прибегают к переклеиванию головы или уменьшению актеров на этапе постпродакшна. Во «Властелине колец» хоббитов тоже уменьшали и на этапе постпродакшна, но при этом им по росту подобрали гнома Гимли. Тогда уменьшать приходилось не два разных съемочных материала, а только один — отснятую на хромакее группу с хоббитами и гномом брали полностью. Кстати, в сценах, где участвуют и хоббиты , и обычные люди, при этом стоя к камере спиной, использовали их маленьких дублеров.

Дублеры хоббитов для сцен, в которых мы не видим их лиц

Вспомним сказку «Белоснежка и охотник», на создателей которой в свое время обрушился шквал негодования со стороны сообщества актеров маленького роста, как они себя называют. Ругали фильм за то, что гномов в нем играют известные исполнители высокого роста, такие как Эдди Марсан, Ник Фрост, Боб Хоскинс, Иэн МакШейн, Рэй Уинстон и Тоби Джонс. Актеры-карлики отыгрывали нужные сцены на площадке с маркерами на лицах. Потом большие актеры работали в студии Lola в специальной установке, окруженные несколькими камерами RED. Артистам показывали отснятый материал, и они отыгрывали свои роли, просто сидя в креслах. После чего этот материал проецировали на грубую трехмерную модель, которая была синхронизирована с головами гномов на площадке. С помощью специального софта DMX «вклеиваемые» головы освещали так, чтобы новый свет был абсолютно идентичен тому, что присутствовал на площадке во время съемки.

Студия Lola произвела 75 замен голов для картины Руперта Сандерса. В итоге в фильме мы видим тела карликов и головы реальных звезд кино. Конечно же, у этих актеров был драматический материал, но вряд ли такой, который не смогли бы отыграть обычные актеры-карлики. Их ведь тоже взяли не с улицы, и до этого они изучали актерское мастерство. Но, видимо, студия посчитала, что иметь в фильме уменьшенных в размерах звезд будет полезнее для маркетинговой кампании.

Сегодня, возможно, для гномов просто сделали бы цифровые копии голов, а игру актеров перенесли бы на них с данных по захвату мимики. Именно так поступили с феечками в фильме «Малифисента».

О съемках фильма «Малифисента» (2014)

Причем, чтобы точно понимать, что происходит на цифровой версии персонажа, чьи пропорции были слегка изменены, художники студии Digital Domain сначала построили точные копии актрис — с правильными пропорциями. И только потом, убедившись, что все работает правильно, перенесли эти данные на миниатюрных персонажей.

Несколько иным способом идея уменьшения людей в пространстве решается в совсем свежем фильме Александра Пэйна «Короче», который выходит на наши экраны 1 февраля. На этом фильме огромный реквизит делали только для актеров, чтобы им было, с чем играть — по словам VFX-супервайзера Джейми Прайса, «уровень детализации реального реквизита не отвечал бы требованиями качества сегодняшнего кино». В финальных кадрах его не было.

Вместо этого кинематографисты уделили внимание источникам света. Вернее, их размерам, ведь источники света у нас не меняются, поэтому для маленьких людей они становятся огромными. Для сцен с уменьшенными людьми актеров снимали в частичных декорациях с использованием осветительных приборов большого размера. Потом их ротоскопировали из отснятого материала и переносили в кадры с реальными объектами нормального размера. Таким образом сохраняли и реалистичность среды, и уменьшение людей.

Как видите, в разное время и разные кинематографисты используют те инструменты, которые, по их мнению, решают их творческие задачи по уменьшению людей в кадре самым оптимальным способом.