Главные фильмы «Артдокфеста»: Лозница, Немцов, Супер, Христос и фрики
Фильм открытия
«Событие» (Сергей Лозница; Нидерланды-Бельгия)
Открывает нынешний «Артдокфест» актуальная документальная картина Сергея Лозницы, созданная, как и «Блокада», на материале хроники. В фокусе внимания режиссера — события в Ленинграде во время августовского путча 1991 года. Лозница, без комментариев наблюдая за происходящим, задается вопросом, что стало результатом тех дней: рождение русской демократии или всего лишь ребрендинг советского режима? Картина демонстрировалась на кинофестивалях в Венеции и Торонто.
Конкурсная программа
«Выступление и наказание» (Евгений Митта; Россия)
Евгений Митта исследует современность и корни нынешнего акционизма. Рассматривая историю панк-бунтарей Pussy Riot, автор находит предпосылки их протестного творчества не только в действительности, но и в практике русского авангарда, и в древнерусской низовой культуре.
«Русский дятел» (Чэд Грашия; США)
Герой этого фильма — украинский художник, в детстве получивший радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Спустя почти тридцать лет после трагедии он пытается выяснить её глубинные причины. В более широком смысле он выслеживает призраков украинского прошлого с тем, чтобы «заставить их замолчать навсегда». Фильм удостоен приза за лучшую иностранную документальную ленту фестиваля «Сандэнс».
«Чечен» (Беата Бубенец; Россия)
Работа выпускницы мастерской Марины Разбежкиной Беаты Бубенец. Её камера следует за главным героем в Киеве, в Крыму и на Добнассе. Он — чеченец, воевавший за независимость Чечни, участвовавший в конфликтах в Абхазии и Приднестровье и теперь продолжающий сражаться против России на Украине. Недавно картина демонстрировалась на главном мировом фестивале документального кино IDFA.
«Христос живет в Сибири» (Арбо Тамиксаар, Яак Кильми; Эстония)
Исследование устройства одной из крупнейших религиозных сект в современной России. Её лидер — Христос Виссарион, человек, объявляющий себя перевоплощением Христа, склонный к театрализации культа и нетерпимый к несогласным. Впрочем, члены секты утверждают, что обрели в ней счастье.
«Эффект домино» (Эльвира Нивира, Петр Россоловски; Польша-Германия)
Документальная черная комедия о министре спорта Абхазии, пытающемся возродить республику с помощью чемпионата мира по домино, и о его русской жене, которая не может найти себе работу.
Программа «Среда»
«На кончиках пальцев» (Роман Супер, Сергей Нурмамед, Дмитрий Альтшулер; Россия)
Душераздирающий режиссерский дебют журналиста Романа Супера о девушке с «синдромом бабочки», неизлечимой болезнью, при которой кожа травмируется от любого прикосновения. Главная мечта героини, к которой она идет годами — вести жизнь обычного человека. Фильм уже удостоился ряда наград, в том числе приза зрительских симпатий фестиваля «Движение» и гран-при фестиваля российского документального кино в Нью-Йорке
«Русская утопия» (Джоанна Дунис, Леа Тодоров; Франция)
Взгляд из Европы на закат политического радикализма в России в лице молодых сторонников Национал-большевистской партии Лимонова. В отсутствии политической платформы и собственных убеждений, они заигрывают с экстремизмом и революцией, впрочем, делая это довольно уныло.
Программа «Империя. Распад»
«Всё пылает» (Александр Течинский, Алексей Солодунов, Дмитрий Стойков; Украина)
Одна из многих недавних документальных картин о событиях, изменивших Украину зимой 2013-14 годов. Впрочем, авторы настаивают, что кино не столько о конкретной коллизии, сколько об универсальной схеме большинства восстаний и протестов: о том, как благородные стремления, ставшие ответом на репрессии, сменяются слепой яростью. Итог выведен в названии фильма — «Всё пылает».
Программа «Наши»
«Карикатуристы, пехота демократии» (Стефании Валлоатто; Франция)
И ещё одна лента, актуальность которой высвечивают трагические события последнего времени. Главные герои — рыцари карандаша и бумаги, силой карикатуры сражающиеся против тиранов и отстаивающие либеральные ценности.
«Человек, который спас мир» (Питер Энтони; Дания)
Докудрама о человеке буквальным образом спасшем мир. В 1983 году советский подполковник Станислав Петров, нарушив инструкции, не стал отвечать на сигнал о ядерном ударе со стороны США, поскольку распознал ложное срабатывание системы. В 2006 году Петров был удостоен специальной награды ООН, а за честь познакомиться с ним сочли Роберт Де Ниро, Кевин Костнер и Мэтт Дэймон. В фильме отражены события разных лет из жизни героя.
«Кино — общественное дело» (Татьяна Брандруп; Германия)
Фильм о патриархе отечественного киноведения Науме Клеймане, скандальной ситуации с Музеем кино и значении важнейшего из искусств в жизни современного общества. Режиссер, датчанка с русскими корнями, Татьяна Брандруп работала над картиной три года. Ранее фильм демонстрировался в одной из программ Берлинского кинофестиваля, на котором Клейману был вручен специальный приз за вклад в развитие кинематографа.
Программа «От А до А»
«Дуракам здесь не место» (Олег Мавроматти; Россия-Болгария-США)
Экспериментальная работа акциониста Олега Мавроматти, собранная из видеодневников блогера, православного патриота и знатного фрика Сергея Астахова. Режиссер организует ролики в экзистенциальную драму об одиночестве человека и пожирающей его бездне медиапропаганды. Фильм получил главную награду документального конкурса фестиваля «Движение», а также участвовал в конкурсе Роттердамского фестиваля.
Программа «Год литературы. В изгнании»
«В поисках Бабеля» (Дэвид Новак; Украина)
Внук Исаака Бабеля Андрей Малаев-Бабель в наши дни пытается лучше понять произведения своего предка и открыть правду о его трагической гибели. Для этого он отправляется в путешествие по Украине, России и Франции, исследует архивы НКВД и обнаруживает отголоски произведений писателя в современных событиях.
Спецпоказы
«Мой друг Борис Немцов» (Зося Родкевич; Россия-Эстония)
Картина ещё одной ученицы Марины Разбежкиной Зоси Родкевич. Снимая Бориса Немцова в рамках проекта «Реальность», она неожиданно подружилась со своим героем. Фильм, смонтированный из материалов тех съемок, представляет трагикомический портрет живого человека и одновременно большого политика. Поскольку картина ещё не завершена, на фестивале она будет показана в рабочей версии.
Более подробно с программой и расписанием кинофестиваля «Артдокфест» можно ознакомиться на его сайте.