8 лучших костюмных фильмов 2019 года
1«Дамбо», художник по костюмам Коллин Этвуд
От дизайнера костюмов Коллин Этвуд всегда ждешь чего-то необыкновенного. Среди ее наград четыре премии «Оскар» за фильмы «Чикаго» (2002), «Мемуары гейши», (2005), «Алиса в Стране чудес» (2010) и «Фантастические твари и где они обитают» (2016). А сотрудничество с известным режиссером-сказочником Тимом Бертоном, вместе с которым она сделала 12 фильмов, предоставило возможность Коллин отточить свои таланты и развить фантазию.
Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
В последнем их совместном проекте «Дамбо», — адаптации известной диснеевской истории, — Коллин Этвуд воссоздала мир цирка, разделив его на несколько тем. Например, в закулисном, кочевом мире цирка Марка Медичи, все одеты скромно, без излишеств. Но при этом художник тщательно проработала фактуры, цветовую гамму, рисунок ткани и детали, раскрывая через них суть характера каждого персонажа.
Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
Мир цирковых представлений ярок и эклектичен, в нем присутствует большое количество блесток и перьев, которые создают у зрителя приподнятое, праздничное настроение. На этом фоне особенно трогательно воспринимается драматическая история слоненка, умеющего летать, и его мамы.
2«Малефисента: Владычица тьмы», художник по костюмам Эллен Мирожник
Эллен Мирожник — не менее уважаемый художник по костюмам. В 2016 году она была удостоена почетной премии «За достижения в карьере» от Гильдии художников по костюмам. Созданные ею образы для фильмов «Основной инстинкт» (1992) и «Уолл-стрит» (1987) давно стали каноническими.
Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney
Мирожник никогда не работала в жанре сказки, но с удовольствием включилась в процесс создания костюмов для фильма «Малефисента: Владычица тьмы». Эллен противопоставила текучие темные платья Малефисенты (Анджелина Джоли) светлым, статичным платьям Королевы (Мишель Пфайффер).
Этим пластическим и цветовым контрастом, она выразила характер персонажей и подчеркнула их двойственность: агрессивная на вид Малефисента оказывается нежной матерью, способной к прощению, а очаровательная Королева превращается в жестокого, непримиримого воина.
Эскиз Эллен Мирожник для фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney. Кадр из фильма «Малефисента: Владычица тьмы» (2019) / Фото: Disney
Принцессу Аврору, правящую королевством фей на Топких болотах, Эллен одела в нежные, воздушные платья, вышитые цветами и стрекозами, которые передают юность и хрупкость героини.
Костюмом Эллен Мирожник дала зрителю немало подсказок для правильного восприятия истории.
3«Джуди», художник по костюмам Яни Темиме
Художник по костюмам байопика «Джуди» Яни Темиме делала последние шесть фильмов о Гарри Поттере и два последних фильма о Джеймсе Бонде. Тем не менее, она сама вызвалась участвовать в малобюджетном проекте, рассказывающем о последних годах жизни голливудской кинозвезды Джуди Гарланд.
Кадр из фильма «Джуди» (2019) / Фото: BBC Films
«Я совершенно без ума от Джуди Гарланд, — говорит Темиме. — В фильме передо мной стояла задача рассказать всю ее историю в 20 костюмах. Изучая жизнь актрисы, я обнаружила, что она использовала свои наряды в качестве брони.
Гарланд никогда не показывала себя настоящую и защищалась от публики дизайнерскими, гламурными вещами. Я часто использовала это в фильме. Каждый раз, когда мы показывали Джуди на сцене, я одевала Рене Зеллвегер во что-то очень брендовое, очень эффектное и очень блестящее. В своей обычной жизни, дома, в одиночестве она носила вещи много проще».
Кадр из фильма «Джуди» (2019) / Фото: BBC Films
Костюмы в фильме полностью сжились с личностью персонажа, которого блистательно сыграла Рене Зеллвегер, создав на экране убедительный и трагический образ голливудской звезды.
4«Рокетмен», художник по костюмам Джулиан Дэй
Киномюзикл «Рокетмен» рассказывает о стремительном взлете английского певца и автора песен Элтона Джона на музыкальный Олимп. Снимать кино про ныне живущего успешного музыканта — большая ответственность. Свои эскизы костюмов художник утверждал у самого Элтона Джона.
«Я показал ему концепты, и он дал свое одобрение, — говорит Джулиан Дэй. — Это было для меня очень важно. Ведь, если Элтону Джону не понравится то, что он „собирается надеть“, то нет смысла снимать о нем фильм».
Кадр из фильма «Рокетмен» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Многие костюмы для главного героя были придуманы с нуля, хотя и выглядят настоящими, потому что при их создании Дэй вдохновлялся подлинными костюмами 1970-х и 1980-х годов из личного архива певца.
Эскиз Джулиан Дэй фильма «Рокетмен» (2019) / Фото: Paramount Pictures. Кадр из фильма «Рокетмен» (2019) / Фото: Paramount Pictures
Но дело даже не только в этих прекрасно стилизованных сценических костюмах. Художник тонко подвел зрителя к мысли, что избыточность и роскошь в жизни главного героя — это его психологическая реакция на холодность и отчужденность со стороны самых близких ему людей.
5«Грех», художник по костюмам Дмитрий Андреев
Режиссер Андрей Кончаловский в своих интервью подчеркивает, что фильм «Грех» — это не байопик, а некие размышления и фантазии на тему жизни известного художника Микеланджело.
Кадр из фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
Сложность работы над костюмами заключалась в воссоздании убедительной визуальной среды на экране, которая знакома любителям искусства по картинам и фрескам, дошедшим до нас со времен итальянского Ренессанса. При этом фильм создавался для современной аудитории, и не должен был стать музейной реконструкцией, с непонятными зрителю деталями.
Кадр из фильма «Грех» (2019) / Фото: Саша Гусов
На счету Дмитрия Андреева такие громкие проекты, как «Анна Каренина» режиссера Карена Шахназарова, «Мешок без дна» режиссера Рустама Хамдамова, мини-сериал «Бесы» режиссера Владимира Хотиненко, «Рай» режиссера Андрея Кончаловского и другие.
На этот раз Дмитрий сосредоточился на фактурах и цвете, точно вписав персонажей в историческое пространство фильма. В итоге зритель, не отвлекаясь на костюм, имеет возможность взглянуть глазами режиссера на личность гениального художника, который лавирует между двумя влиятельными кланами Медичи и Делла Ровере.
6«Ирландец», художники по костюмам Кристофер Петерсон и Сэнди Пауэлл
Британский художник по костюмам Сэнди Пауэлл 11 раз номинировалась на премию «Оскар». В прошлом году сразу за два фильма: «Мэри Поппинс возвращается» и «Фаворитку». В 2016 году — тоже за два фильма: «Кэрол» и «Золушка». И три раза получала его — за фильмы «Влюбленный Шекспир» (1998), «Авиатор» (2004) и «Молодая Виктория» (2010).
Она шесть раз работала с режиссером Мартином Скорсезе. Не смогла отказаться и в седьмой, хотя в это время была сильно занята на съемках «Мэри Поппинс возвращается». Поэтому она пригласила на фильм со-художником своего старого ассистента Кристофера Петерсона.
Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix
Фильм охватывает пять десятилетий с 1950-х по 2003 год, и, как говорит Пауэлл: «Это было похоже на одновременные съемки трех или четырех фильмов. У нас было более 400 костюмов для главных лиц и 6500 — для эпизодников. У одного только персонажа Роберта Де Ниро было 102 переодевания. Иногда мы снимали разные десятилетия в один день, включая толпу массовки».
Пауэлл разбила временные отрезки фильма по цветовому признаку: «1950-е годы — это много синего и серого. В 1960-е годы носили горчичный и оливковый. В 1970-х годах преобладали бордовые и коричневые цвета».
Кадр из фильма «Ирландец» (2019) / Фото: Netflix
Художники старались ввести в фильм максимальное количество винтажной одежды. «Современная ткань совсем другая и в кадре смотрится неубедительно», — сказала Пауэлл. Благодаря такому подходу фильм воспринимается как подлинный срез второй половины ХХ века. Но при этом, через линию и точные детали художники придали индивидуальность каждому персонажу, стараясь как можно точно раскрыть его характер костюмом.
7«Однажды… в Голливуде», художник по костюмам Арианна Филлипс
Мой личный фаворит этого года — костюмы к последнему фильму Квентина Тарантино.
Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Филлипс использовала в качестве своей отправной точки сценарий Тарантино: «Я всегда говорила, что быть художником по костюмам — это быть детективом». Поэтому она провела большое исследование эпохи 1960-1970-х годов и стиля тех исторических личностей, которые появляются в фильме. Во многом ей помогал сам Тарантино — какие-то предметы одежды были прописаны в сценарии, какие-то идеи возникали у него во время подготовки к съемкам.
Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде» (2019) / Фото: Sony Pictures
Но в задачу художника по костюмам входило не только одеть персонажей согласно моде того времени или близко к фотографиям реальных лиц, а в первую очередь — создать характеры. Арианна продумала цветовую гамму и тщательно проработала все детали костюмов, чем помогла актерам вжиться в их роли и убедительно сыграть своих персонажей — успех фильма тому подтверждение.
8«Аббатство Даунтон», художник по костюмам Анна Роббинс
Поклонники одноименного сериала с нетерпением ждали премьеры его полнометражной версии, чтобы увидеть на большом экране роскошные наряды и украшения. Авторы фильма не разочаровали зрителей, введя в сюжет приезд в Аббатство Даунтон членов королевской семьи.
Соответственно, тут было где развернуться художнику по костюмам Анне Роббинс и красиво, с выдумкой одеть героев фильма. Подробнее об этом я недавно писала в своей статье «Всплеск гламура перед войной: костюмы к фильму „Аббатство Даунтон“».
Кадр из фильма «Аббатство Даунтон» (2019) / Фото: Focus Features
В этом списке указано всего лишь несколько достойных работ художников по костюмам. Но это не значит, что остальные были хуже — ведь успех художника по костюмам во многом зависит от успеха самого фильма. И наоборот, поскольку создание кинокартины — это коллективный труд. Что ж, ждем новых интересных проектов в 2020 году!
Обложка: кадр из фильма «Рокетмен» (2019) / Paramount Pictures