Слова

«Мне бы в жизни не пришла в голову идея фильма “Рай”, потому что она глобальная»

Одной из первых наград фильма «Рай» стал приз Аргентинского МКФ за лучший сценарий в 2016 году. Драматург Елена Киселева рассказала о совместной работе с Андреем Кончаловским, импровизациях на площадке и написании монологов


— Как вы познакомились с Андреем Сергеевичем?

Елена Киселева, драматург— Случайно. Мне просто повезло. Моя подруга Екатерина Вещева работала у Кончаловского режиссером монтажа. У нас была идея найти оператора и снять одну историю, связанную как раз с деревней. Меня очень увлекала эта тема. И вот как раз в этот момент стало известно, что Кончаловский ищет сценариста на фильм про деревню. Моя подруга отправила ему то, что мы с ней набросали. Это не имело никакого отношения к «Белым ночам почтальона Алексея Тряпицына», но, вероятно, ему подошел наш с Катей взгляд на эту тему. 


 

Андрей Кончаловский / Фильм "Рай"Андрей Кончаловский: Как мы познакомились с Леной Киселевой? Мне рассказали о талантливой девушке, которая подрабатывает на каких-то мусорных сериалах. Она оказалась потомственным лингвистом. Ее дедушка был профессором, она — лингвист, очень интеллигентный человек, что важнее, чем профессия. 
 

— Правда ли, что у вас нет специального сценарного образования? 

— Да, я этому не училась. На самом деле, я училась на филфаке на романо-германской филологии. Я много где работала: в программе «Вокруг света», в документальном кино, в мистическом кино. На «телике» это называется не сценарист, а автор. На сериалах я тоже работала, но, как водится, в сотрудничестве со сценарными группами. То есть это была литературная поденщина, связанная с аудиовизуальными проектами.

На съемках фильма «Рай»​На съемках фильма «Рай»​

— Вам помог опыт работы на телевидении в первой работе на большом полудокументальном кино «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына»?

— «Почтальон» — это не документальный проект. Это что-то новое, хотя документальные съемки там тоже были. Мне помогла больше не сама работа на телевидении, а те моменты, когда ты вваливаешься в чужую среду с совершенно другими людьми и начинаешь с ними разговаривать, выяснять, спрашивать, общаться. Это не интервью, а именно опыт общения с посторонними людьми.

— Это много дало вам как профессионально пишущему человеку?

— Это много дало мне просто как человеку. Я не «безумный профессионал», я этому не училась. Точнее, училась, но в процессе. В работе с Андреем Сергеевичем не это важно. Кончаловский — это совершенно отдельное кино, это не форматируется. Безусловно, когда ты с ним работаешь, часто видишь, как он каждую сцену обминает, разворачивает, поворачивает то так, то этак. Хотя, знаете, вы правы, я сейчас подумала, что работа с Андреем Сергеевичем много мне дала в профессиональном плане. 

На съемках фильма «Рай»​На съемках фильма «Рай»​
 

Андрей Кончаловский / Фильм "Рай"Андрей Кончаловский: Писать сценарии — нет таких рецептов. То, что пишут в американских книжках и преподают во ВГИКе, — это для того, чтобы делать продукт, а не создавать произведения искусства. Продукт — первый акт, второй, третий, экспозиция… Мы с Леной занимаемся тем, что ходим ощупью где-то в тумане. Мы знаем, что мы напишем в результате, но мы не знаем, насколько это будет иметь какой-то смысл. 
 

— Как строится совместная работа с Кончаловским?

— Начинается все с того, что ему приходит в голову идея. Мне бы в жизни не пришла в голову идея фильма «Рай», потому что она глобальная. Потом он начинает про нее рассказывать. Сначала немного, но потом все больше и больше. В конце концов он приходит к выводу, что надо начинать писать сценарий. Обычно мы много разговариваем, и я записываю эти разговоры. Он переписывает. Я «ловлю блох», то есть занимаюсь редактурой. Мы можем оставить это или нет. Можем вернуться обратно и опять там что-то править. Но такого, чтобы мы делили какие-то обязанности, нет.

Андрей Кончаловский на съемках фильма «Рай»Андрей Кончаловский на съемках фильма «Рай»​

— Как строилась фактология? Как вы собирали материал?

— Началось всё с истории Вики Оболенской. Конечно, наша героиня — никакая не Вики Оболенская. Это художественное произведение, есть прототипы и есть герои — они не должны совпадать. Нам очень помог консультант, историк Станислав Аристов, который специализируется по нацистским концлагерям. Еще мы много читали-читали-читали. 

— В российском кинематографе очень мало фильмов о концлагерях, больше документалистики. Вы чем подпитывались в процессе работы?

— В основном, да, документальными фильмами. Какие-то работы мирового кинематографа мне знакомы. Но Лилиану Кавани я посмотрела уже после того, как мы сделали фильм. Еще Андрей Сергеевич перед какой-то большой работой дает список того, что нужно посмотреть, но это не имеет отношение к истории, это может быть совсем не о том, это имеет отношение к настроению.

Андрей Кончаловский на съемках фильма «Рай»Андрей Кончаловский на съемках фильма «Рай»​

— Сцена с Гиммлером тоже, наверное, требовала какой-то подготовки. Вы изучали его стиль, то, как он говорил? Или, возможно, вставляли какие-то реплики, произнесенные им в действительности?

— Мы читали и смотрели его выступления. Больше читали разговоры Гитлера, но поскольку фюрера в фильме нет, то кое-что из его реплик присвоили Гиммлеру. 

— Представляло ли проблему то, что в фильме говорят на трех языках?

Андрей Кончаловский на съемках фильма «Рай»​Андрей Кончаловский на съемках фильма «Рай»​

— Я знаю только французский, немецкого языка я не знаю, но были замечательные литературные переводчики. Проблема была только в том, что потом все это надо было переводить обратно на русский для озвучания и для субтитров.
 

Андрей Кончаловский / Фильм "Рай"Андрей Кончаловский: Написать сценарий, где полкартины люди на крупном плане говорят куда-то в камеру, — в определенном смысле, это некое безумие. Если бы я дал такой сценарий какой-нибудь студии, мне бы сказали: «Ты что, с ума сошел?» Слава богу, что я сейчас живу в России, где такие безумства могут проходить. 
 


— Монологи — важный вопрос, который я хотел с вами обсудить. Сколько в них было от вас, а сколько импровизации?

— У Юли (Высоцкой) очень много импровизации. С ней мы вместе работали над некоторыми вещами. И на площадке, и после съемочного дня мы с ней садились и проговаривали отдельные моменты. Можно сказать, что ее образ мы создавали даже не вдвоем, а втроем. У Кристиана Клауса, который сыграл Хельмута, меньше. У Филиппа Дюкена (исполнитель роли Жюля) была парочка фраз от себя, но, в целом, и Кристиан, и Филипп мало отступали от текста. 

На съемках фильма «Рай»​

— Немец со своим монологом появляется перед камерой наряду с уже скончавшимися героями. В этом разве нет спойлера?

— Мы с вами, живя в XXI веке, знаем, что у него ничего хорошего не случится. Если серьезно, то это же не детектив. Тут нет спойлеров, тут нет твистов. Нетрудно догадаться, что немецкий офицер, да еще и занимающийся концлагерями, через пару лет плохо кончит.

— Вам не обидно, что французская история, колоритная, фактурная, заканчивается очень быстро? 

— Ой, слушайте, в том-то и дело, что это радость нарушения правил. Мы вообще одно время думали (точнее, я так считала, но Андрей Сергеевич настаивал) — а зачем нам эта французская глава, когда у нас есть шикарный сюжет про немца и русскую? Если вы сценарист, то вы понимаете, что это очень складная история без всякого Жюля. Но поскольку у нас разваленный, некомфортный сюжет в том отношении, что жизнь вообще штука не очень приятная, то, по-моему, получилось как раз интересно. Вот он есть-есть, а вот — бац! — и нету. В этом даже есть некая документальность. Какой-то человек только начинает играть важную роль и вдруг исчезает. Ольга ведь даже не знает, что с ним произошло, в отличие от нас с вами.

Кадр из фильма «Рай»​Кадр из фильма «Рай»​

— В «Рае» не совсем линейная хронология…

— Здесь дело не в хронологии, а в воспоминаниях. Вы же, когда вспоминаете, не выстраиваете все в правильном порядке. У нас монологи держат струну, а на нее нанизаны эпизоды. Да, они могут повторять монологи, но повторяться — это свойство человеческой памяти.

 

Комментарии

Комментариев: 1

Мне 72. Давно уже не видела путного кино. Когда пообещали фильм по  TV, настроилась посмотреть. Одна.  Без детей и внуков. Очень не пожалела. 
Меня то как раз тема с Хельмутом очень разволновала. Безусловно утонченный эстет, внутренне очень порядочный.В гитлерюгенде тоже не одни козлы воспитывались. И пришел к чудовищному обрушению веры  в  предписанные идеалы.  Реальный фашизм.С этим нельзя жить...
А у Высоцкой призывно-сексуальные сцены  я отношу к осуществлению настойчиво пошлых фантазий  Кончаловского. У него самого во всех фильмах перебор на эту тему. 

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 12602
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 10826
Практика

Семь вещей, которым учит «Пила»

«Пила» стала одной из самых успешных и долгоиграющих хоррор-франшиз XXI века, хотя начиналась как скромный минималистичный детективный триллер. Разбираем, что полезного можно почерпнуть из обстоятельств создания дебютной картины Джеймса Вана и Ли Уоннела

19 января 5301
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 4281
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее