Практика

Разбор полетов: аэродинамичность слона в фильме Тима Бертона «Дамбо»

Главным героем последней на сегодняшний день ленты мрачного сказочника кинематографа Тима Бертона стал летающий слоненок Дамбо, полностью созданный на компьютере. Разбираем, как студия MPC создавала этот образ на экране


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.

VFX-супервайзером «Дамбо» был Ричард Стаммерс («Марсианин»), а супервайзером анимации — Кэтрин Муллан. Она руководила командой студии MPC (однозначного лидера в области персонажной анимации, получившего «Оскар» за «Книгу джунглей»).
 

Препродакшн


Интересно, что работа над цифровым слоненком началась еще до начала съемок ленты — на этапе препродакшна. Причем аниматоры быстро выделили сцены, которые могут вызвать сложности. Но прежде всего, стоило сделать модель самого Дамбо и выяснить, как он будет двигаться и выражать эмоции, а самое главное — летать. Все-таки рисованная анимация и анимация 3D-персонажа в игровом фильме — это разные вещи. В рамках художественного фильма, чтобы убедить зрителей в происходящем на экране, нужна высокая степень реализма.

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Поэтому сначала аниматорам MPC предстоял сложный период исследования и разработок. Нужно было понять, какого размера можно сделать уши слоненка, какой тогда будет голова, ведь она должна не только удерживать огромные уши, но и весь вес тела в полете. Изначально было ясно, что голова обычного размера не подойдет, поэтому ее сильно увеличили. Вслед за головой увеличились и другие ее элементы, например — глаза.

Только когда адекватное соотношение размеров было найдено, скульпторы приступили к созданию цифровой модели слона.

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

В одном из тестов художники сделали уши полупрозрачными, но Тиму Бертону не понравился вид кровеносных сосудов. «Мы решили придать им плотность, — делится Стаммерс. — Такая кожа сработала лучше, придавала ушам вес и прочность, и позволила убедить зрителей, что слоненок сможет удержаться на них в воздухе».
Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

«Мне кажется, мы с пользой потратили препродакшн, — говорит Стаммерс. — Прежде чем начались съемки, все вопросы дизайна были решены. Тиму нравился финальный вариант слоненка, и именно этот внешний вид персонажа был включен во все сцены на этапе съемки. Это позволило выстроить взаимодействие актеров с несуществующим партнером по кадру и правильно направить их глаза».
 

На площадке


Для сложных сцен полета слоненка делались превизы (черновая анимация сцены), и на их основе планировались ракурсы камеры и динамика съемки, а еще — спецэффекты на площадке. Ведь когда слоненок пролетает мимо, со зрителей слетают шляпы и разлетаются полы одежды, а во время его взлетов на полу разлетается солома. А значит, нужно установить на площадке устройство для создания ветра. Более того, такое устройство должно быть мобильным. А изображавшая зрителей в цирке массовка должна была получить представление, куда ей смотреть во время полета слона под куполом.
 
Сцена из фильма «Дамбо» (2019)

Так что для съемки кадров с точки зрения Дамбо была использована программируемая лебедка для камеры. Это также позволило осветителям двигать свои прожектора соответствующим образом, ведь в настоящем цирке они бы постарались не выпускать слоненка из своих лучей.

Команда по созданию механических животных создала полноразмерную версию Дамбо со всеми текстурами и волосиками, и даже правильным цветом глаз. Эта реальная «игрушка» хоть и не была абсолютно точной копией цифрового зверя, которого создали позже, но совпадала с ним по масштабу и цвету, что позволило использовать ее как референс по свету в каждом игровом кадре. Это также помогло оператору-постановщику соответственно освещать сцены, а в темных кадрах он добавлял рефлекторов, которые бы подсвечивали глаза Дамбо. Так что VFX-команде оставалось только собрать информацию по освещению на площадке, снимая HDRIs с использованием матового и блестящего шаров.
На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Во время съемок, кроме полноразмерной куклы, использовали и «дублера» Дамбо, мима Эдда Осмонда, который был одет в зеленый костюм и носил различные опознавательные знаки для других артистов сцены. Например, у него на голове была маска с глазами, которая помогала всем актерам смотреть точно в глаза Дамбо.
На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Муллан и Стаммерс оба были на площадке и руководили Осмондом, чтобы отснять все, что было нужно для последующей работы.

«На съемочной площадке столько всего происходит, — рассказывает Муллан, — что ты сразу знаешь всю историю решения по каждому кадру».

«До начала съемок мы проводили тесты, — продолжает она. — Мы смотрели, как Дамбо взлетает и сколько времени такому объекту понадобиться, чтобы взлететь. Мы сравнивали наши тесты с отснятым материалом и сразу видели, что сработает, а что — нет».

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

На этапе исследований и разработок команда студии изучала, как двигаются слоны. Они отправились в зоопарк и сняли маленького азиатского слоненка. Было важно показать его вес на земле. Но при этом нужно было убедить зрителя, что он может летать. «Тим хотел, чтобы в полете слоненок ощущал себя счастливым и свободным, поскольку полет — его естественное состояние, — объясняет Муллан. — И именно взлет является мостиком между весом слоненка на земле и легкостью его движений в воздухе».
 

Полеты


Главными референсами для сцен взлета слоненка были птицы.

«Мы смотрели, как птицы машут крыльями в момент взлета, — продолжает делиться Муллан. — И еще изучали физику полета, вкладывая это в нашу анимацию. Мы хотели, чтобы в первые два-три взмаха ушами слон делал видимые усилия. Это были ключевые моменты. Он не должен был взлетать слишком быстро или слишком легко, ведь весит примерно 80 кг».

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кроме полетов, еще одна сложность «Дамбо» — у главного героя фильма нет ни одного диалога. Поэтому было важно разработать анимацию и фактуру лица персонажа, чтобы он мог выражать свои эмоции и взаимодействовать с другими героями в кадре.

«С технической стороны уши были своеобразным камнем преткновения, — рассказывает Муллан. — Нам нужно было разработать риги (управление анимации) так, чтобы уши выглядели убедительно как в воздухе, так и на земле. И если в полете они не представляли особой сложности, то для сцен на земле нам пришлось сделать специальную симуляцию ткани для цифровой куклы. Эта инновация позволила показывать его уши в любой ситуации».

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Интересно, что складки кожи меняли свое расположение в зависимости от того, куда двигались ноги животного — вперед или назад. Кроме того, анимация ушей замедляла процесс работы. Аниматоры работали с цифровой куклой без ушей, но должны были о них помнить, потому что их позиция могла выражать совершенно иное, нежели требовалось по сюжету.

На площадке была построена гидравлическая платформа для сцен с актерами на слоненке. «Для съемки полетов персонажей на Дамбо нужно было сначала создать всю анимацию и ракурсы камеры, — объясняет Муллан, — чтобы на площадке было понятно, как должна двигаться вокруг артистов реальная камера. Однако и эти движения пришлось менять, потому что гидравлическая платформа — это механические движения, а полет Дамбо должен быть органическим».

На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney
На съемках фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Вопросы безопасности потребовали проводить съемку людей на более медленной скорости, чем в фильме. Все необходимые элементы были добавлены в эти кадры на композитинге.

Одна из сложных сцен — купание. На съемке Эдд был одет в черный костюм, который более-менее повторял очертания силуэта Дамбо. Поскольку он был черный, VFX-художники могли использовать элементы съемочного материала с пеной и водой, стекающими по объекту, для финальных кадров с цифровым Дамбо. Кроме того, сцена была снята с нескольких ракурсов дополнительными камерами.
Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

«После чего мы ротоанимировали большинство объектов в кадрах заново, — делится Муллан. — Например, щетки, губки и руки. Мы постарались оставить как можно больше оригинального взаимодействия этих объектов с Дамбо, но нам пришлось заменить довольно много. Пена и вода были частично взяты из отснятого в тот день материала, частично — из материала, отснятого специально для сцены в другой день, и дополнены CG-симуляциями».
 

Свет


Тени и отражения были важными элементами для убедительной интеграции всех цифровых объектов в пространство кадра. Помимо освещения в отдельных сценах были добавлены пыль, дым и огонь.
Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Весь фильм отсняли в павильонах, что потребовало также выстраивания пейзажей и расширения декораций. И — особенное внимание было уделено небу, которого в кадре не было, поэтому его нужно было создавать с нуля.

«Каждое облако было помещено на свое место после того, как его композиционная значимость была хорошенько продумана, — говорит Стаммерс. — Мы отсняли примерно 300 вариантов небесной сферы, чтобы получить как можно больше разных эмоций, которые это небо может излучать».

Но неба в кадре нет, а освещение от него — должно быть! Поэтому оператор-постановщик фильма Бен Дэвис применил технику нового поколения — создал лайтбокс из огромного светодиодного экрана. Это позволило менять цвет и интенсивность освещения по мановению руки. Такая точная передача цветовой температуры очень важна в кадрах, где небо создается на этапе постпродакшна.
Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Визуальные эффекты в фильме «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Фото: Disney

Иногда на площадке светил жесткий источник света, представляющий собой солнце. И это солнце находилось прямо в кадре, чтобы в камеру попали его лучи и всполохи от них.

Всего фильм насчитывает 1800 шотов с эффектами (из них только 800 содержали цифрового слона). Кроме MPC над ними работали еще Framestore, Rodeo FX, Rising Sun Pictures, Atomic Arts и RISE.

Конвертирование картины в 3D формат проведено в студии Double Negative.
 

Обложка: кадр из фильма «Дамбо» (2019) / Disney

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Мнение

Что не так с фильмом «Оно 2»

Мы одними из первых посмотрели «Оно 2» —  продолжение первой части двухгодичной давности. Это и сиквел, и экранизация одного из самых известных романов «короля ужасов» Стивена Кинга, и римейк одноименного минисериала. Вроде, все правильно, но что-то не так. Разбираемся, что именно

7 сентября 4661
Слова

Как создавался сериал «Жуки»: от названия до цветокоррекции

Максим Пешков и Сергей Нотариус, авторы сериала «Жуки» (ТНТ), рассказали о прелестях и трудностях работы на натуре, выборе идеального названия для проекта, необязательности учебников по сценарному мастерству и каково это — работать над фильмом «на равных» с продюсером телеканала

5 сентября 4031
Обзоры

Главные сериалы этой осени

Главная примета любой осени — после летних каникул все бросаются смотреть новые сериалы или их новые выпуски. Производители не дремлют,  выдают нам все самые интригующие новинки с сентября по ноябрь. Так нам и надо, TV-хантерам!

12 сентября 2648
Обзоры

Camera! Action!: что происходит в российском кино

Лебедев и Эрнст экранизируют «Мастера и Маргариту», «Ленфильм» адаптирует сказку Андерсена «Огниво», а режиссер документального фильма «Про рок» готовит картину о «третьем возрасте»

4 сентября 2126
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее