Главная / Подборки / 10 игровых фильмов о великих режиссерах: от Чаплина до Эйзенштейна

10 игровых фильмов о великих режиссерах: от Чаплина до Эйзенштейна

Если вы хотите посмотреть документальное кино об известных режиссерах, то обратите внимание на наши подборки на соответствующую тему: первую и вторую.

01. «Чаплин» (Ричард Аттенборо, 1992)

Биография Чарли Чаплина перенасыщена событиями настолько, что уместить ее в рамки одного фильма, казалось бы, невозможно. Однако английскому режиссеру Ричарду Аттенборо, автору оскароносного байопика о другой знаковой фигуре XX века, «Ганди», такая задача оказалась по плечу. Останавливаясь на самых ярких эпизодах из жизни знаменитого комика — дебют на театральной сцене, появление в кино, изгнание из США, вручение почетного «Оскара», — Аттенборо сумел создать емкий портрет большого художника и великого человека. Образ Чаплина удачно воплотил Роберт Дауни-младший, а в роли матери режиссера выступила его дочь — Джеральдин Чаплин.

02. «Эд Вуд» (Тим Бертон, 1994)

Эдвард Вуд-младший вошел в историю кино как «худший режиссер всех времен и народов». Тим Бертон не стал спорить с этим статусом, однако сумел показать, что при всех недостатках Вуда как постановщика, он был человеком не менее уникальным, чем, скажем, Орсон Уэллс, а в своей преданности искусству кино превосходил многих голливудских коллег. Фильм Бертона способствовал воскрешению ностальгической памяти о Вуде и формированию вокруг него своеобразного культа. И вновь картина примечательна точным актерским попаданием — Вуда очень трогательно сыграл Джонни Депп.

03. «Виго» (Джульен Темпл, 1998)

Поэтический взгляд на одну из самых культовых и трагических фигур мирового кино. Жан Виго прожил всего 29 лет и снял лишь три короткометражки и одну полнометражную «Аталанту». Однако этого оказалось достаточно, чтобы повлиять на поколения кинематографистов, в том числе на лидеров французской «новой волны». Джульен Темпл в своей картине исследует, откуда бралась столь мощная творческая сила Виго. Характерно, что Темпл известен преимущественно фильмами о рок-музыкантах, так что молодого режиссера он в соответствующем ключе показывает бунтарем и нонконформистом.

04. «Боги и монстры» (Билл Кондон, 1998)

Джеймс Уэйл создал ряд классических хорроров в эпоху расцвета жанра в Голливуде 30-х годов. Но главное его детище, известное сегодня каждому, — оживший монстр Франкенштейн. Во много из-за того, что Уэйл не скрывал своей гомосексуальной ориентации, в 40-е его выдавили из Голливуда, и в итоге жизнь он закончил самоубийством. Билл Кондон, впоследствии снявший два заключительных фильма франшизы «Сумерки», решил взглянуть на творческий путь режиссера, чтобы детально разобраться в причинах его громкого успеха и обстоятельствах печального финала. За исполнение роли Уэйла сэр Иэн МакКеллен был удостоен своей первой оскаровской номинации.

05. «Тень вампира» (Э. Элиас Мэридж, 2000)

И еще один режиссер, известный созданием культового хоррор-образа. В «Тени вампира» обыгрывается миф о том, что Фридрих Вильегльм Мурнау, снимая своего «Носферату», нашел для съемок самого настоящего вурдалака, которого потчевал кровью актеров и участников съемочной группы. Мурнау сыграл Джон Малкович, а Макса Шрека, исполнителя роли Носферату, Уиллем Дефо. И надо заметить, что Дефо сыграл так, что иногда закрадывается мысль о правдивости мифа.

06. «Детства» (2007)

В этом экспериментальном киноальманахе сделана попытка показать сразу нескольких великих режиссеров, причем под необычным углом. Шесть молодых французских постановщиков, чтобы лучше понять своих любимых кинематографистов, обратились к эпизодам из их детства. Что повлияло на формирование личностей и откуда растут особенности творческого почерка Фрица Ланга, Жана Ренуара, Альфреда Хичкока, Орсона Уэллса, Жака Тати и Ингмара Бергмана? Ответы иногда довольно неожиданные.

07. «Я и Орсон Уэллс» (Ричард Линклейтер, 2009)

Одну из своих самых крупных картин Ричард Линклейтер посвятил разгадке гения Орсона Уэллса. Причем обратиться автор решил к короткому эпизоду, предшествовавшему революционному кинодебюту «Гражданин Кейн». Действие фильма «Я и Орсон Уэллс» разворачивается в конце 30-х годов, когда 22-летний режиссер руководит нью-йоркским театром «Меркурий», ставит авангардного «Юлия Цезаря» и запросто ворочает судьбами других людей.

08. «Хичкок» (Саша Джерваси, 2012)

В фильме «Хичкок» в ироничном ключе показан один из самых драматичных моментов жизни маэстро ужаса, когда он отошел от крупных голливудских картин ради малобюджетного черно-белого эксперимента — «Психо». Самая примечательная (и в то же время сомнительная) вещь в фильме — пластический грим Хичкока до неузнаваемости преобразивший сэра Энтони Хопкинса. Супругу режиссера, Алму Ревиль, которая, по версии авторов ленты, выполняла за своего мужа едва ли не половину всей работы, играет Хелен Миррен.

09. «Пазолини» (Абель Феррара, 2014)

Пьер Паоло Пазолини, пожалуй, — самая притягательная из всех режиссеров фигура для игрового кино. Насыщенная скандалами и загадочная смерть итальянца экранизировались уже как минимум трижды. Пожалуй, наиболее удачной была работа Абеля Феррары, которая так и называется — «Пазолини». Помимо тщательной реконструкции последних дней и часов кинематографиста, лента примечательна актерской работой Уиллема Дефо, до неразличимости похожего на свой прообраз.

10. «Эйзенштейн в Гуанахуато» (Питер Гринуэй, 2015)

Неравнодушный к русской культуре Питер Гринуэй просто не мог пройти мимо личности Сергея Эйзенштейна. Моментом биографии, достойным экранизации, Гринуэй счел эпизод начала 30-х годов, когда Эйзенштейн путешествовал по Латинской Америке. Обстоятельства работы над так и незавершенным революционным полотном «Да здравствует Мексика!» переплетены Гринуэйем с мотивом любовного гомосексуального увлечения. Фильм спорный, для кого-то шокирующий, но изобретательный и вновь трогательный.