7 главных фильмов о радио
01. «Ток-радио» (Оливер Стоун; США-Канада, 1988)
В фильме показана работа скандального шоу, которое никого не оставляет равнодушным. Барри (Эрик Богосян) — скандальный ведущий собственной программы «Шок-радио» на Далласской радиостанции. Каждый вечер ему звонят сотни людей: домохозяйки, подростки, психи, насильники, алкоголики, пенсионеры, просто скучающие бездельники — и рассказывают о своих радостях, проблемах, страхах, навязчивых идеях, выкладывая все самые мелкие и грязные подробности в прямом эфире. Пропустив такое количество человеческих судеб через себя, ведущий чувствует свою власть над людьми и начинает терять чувство реальности, откровенно провоцируя аудиторию. Да, его обожают и ненавидят, но никто не в силах просто выключить радиоприемник и забыть услышанное. Все чаще раздаются звонки рассерженных, оскорбленных и возмущенных слушателей, в редакцию приходят письма с угрозами… Вопрос профессионального «выгорания» ведущих всегда стоял достаточно остро, и в этом фильме показаны самые трагичные последствия подобного психологического истощения.
02. «Части тела» (Бетти Томас; США, 1997)
В США нет и никогда не было государственных национальных радиостанций, которые вещали бы на всю страну. Поэтому популярность локальных коммерческих проектов — это истинно американский радийный феномен, которому посвящено много фильмов и книг. Особо талантливые ведущие попадали с радиостанций мелких городков на станции мегаполисов. Один из самых известных радиоведущих планеты также проделал этот путь к славе. «Части тела» — фильм о Говарде Стерне, снятый по автобиографии Говарда Стерна, с Говардом Стреном в главной роли. И в этом нет ничего удивительного. Просто никто не сможет так сыграть роль самого скандального диджея в истории радиовещания, как он сам. Из ведущего мелкой радиостанции он становится человеком, о котором говорит вся Америка. Он первый, кто осмелился нецензурно выражаться, раздевать своих гостей, а также не скрывать своих чувств к начальству в прямом эфире. Невозможно слушать и невозможно выключить. «Почему вы слушаете его?», — кто-то за кадром спрашивает людей на улице. «Просто интересно, что он скажет дальше!» Добившийся феноменального успеха благодаря своей шокирующей откровенности и провокативности в прямом эфире, вне работы Стерн показан вполне обычным человеком, чья семейная жизнь часто страдает из-за его славы.
03. «Эпоха радио» (Вуди Аллен; США, 1987)
В этом фильме Вуди Аллен пытается воссоздать атмосферу своего детства и погружает зрителей в 1930-40-е годы — золотые дни радио. Несмотря на приукрашивание реальности и режиссерскую магию, без которых немыслима комедия, Аллену достаточно точно удалось передать атмосферу эпохи. Сейчас это может показаться преувеличением, но те, чьи голоса звучали в эфире, действительно считались не меньшими звездами, чем голливудские актеры сейчас. По крайне мере поклонников у них было предостаточно. Слушатели буквально прилипали к радиоприемникам, когда шла трансляция их любимой передачи, ждали ее каждый день или даже целую неделю, а потом обсуждали по сто раз все подробности шоу и частной жизни ведущих. В праздничные дни целые семьи собирались вокруг радиоприемников. Домохозяйки, пенсионеры, школьники, простые работяги и высший свет — радио любили все. В фильме упоминаются и некоторые события, которые вошли в историю мирового радиовещания как поворотные точки развития радиоискусства: например, постановка Орсона Уэллса «Война миров». По мере развития сюжета прослеживаются и основные особенности коммерческой концепции радиовещания Америки, которые сформировались в то время и дошли до наших дней. В отличие от, например, советского радио, которое старалось подтянуть слушателей до своего уровня, просветить и продемонстрировать пример хорошего вкуса, американское радио подстраивалось под вкусы своей аудитории.
04. «Король-рыбак» (Терри Гиллиам; США, 1991)
Несут ли ответственность за действия своих слушателей/читателей/зрителей музыканты, теле- и радиоведущие, журналисты и все те, на ком сосредоточено внимание миллионов человек? Споры на эту тему начались еще с Чарльза Мэнсона и The Beatles, а может и еще раньше, и с тех пор не утихают. Случаев, когда слова ведущего эфира навсегда изменили жизнь слушателей в истории радиовещания предостаточно. Терри Гиллиам в своем фильме также коснулся этой темы и показал героев в своем любимом состоянии — балансирующими на грани реальности и вымысла. Главный герой — популярный и циничный радиоведущий Джек Лукас (Джефф Бриджес) вмиг превращается в аутсайдера индустрии шоу-бизнеса из-за трагического случая: один из слушателей не понял его черного юмора, и последствия неудачной шутки разрушили жизни людей, в том числе и самого Джека. Скатившись с вершины успеха Джек неожиданно находит еще одного пострадавшего после того случая — городского сумасшедшего, бывшего профессора истории Перри (Робин Уильямс). Можно ли подправить карму после ошибки, которая привела к гибели невинных людей? Терри Гиллиам оптимистично позволил своему герою искупить вину.
05. «Доброе утро, Вьетнам!» (Барри Левинсон; США, 1987)
Эта комедия обязательна к просмотру всем, кто искренне влюблен в радио. Сюжет фильма достаточно простой — в одну из военных частей в Сайгоне выписывают нового радиоведущего Эдриана Кронауэра (Робин Уильямс), который должен выходить в эфир каждое утро. И внезапно этот улыбчивый парень становится настоящей звездой для всех солдат. Основный принцип Эдриана — быть самим собой, говорить правду, хохотать, грустить, но не унывать, высмеивать тяготы службы и поддерживать дух солдат вдали от родины. Искренний и веселый радиоведущий своими шутками невольно бросает вызов воинской дисциплине. Он стал лучшим другом для всех солдат Вьетнама и злейшим врагом начальства. «Говорить с аудиторией на ее языке» — вот основной принцип героя фильма и многих американских радиошоу. Ведущий в курсе важных событий в жизни своей аудитории, знает, какую музыку они любят, какая история заставит их от души рассмеяться и включить утреннее или вечернее шоу на следующий день. В истории московского FM есть минимум два шоу, названных в честь этого фильма и идейно с ним схожих. Утреннее шоу «Доброе утро, Вьетнам!» выходило на волнах «Русского радио» в 1997 году с ведущим Николаем Фоменко, а в сейчас одноименный проект с Нареком Арутюнянцем можно услышать с 18-00 по 20-00 на «Серебряном дожде».
06. «Cыграй мне перед смертью» (Клинт Иствуд; США, 1971)
Свой режиссерский дебют Клинт Иствуд посвятил обратной стороне успеха, когда популярность превращается в угрозу собственному пространству и личной жизни. Стоит ли переходить грань, существующую между ведущими радиоэфира и их поклонниками? Фильм раскрывает трагическую сторону таких отношений. Главный герой, популярный калифорнийский диск-жокей ведет ночное шоу на локальной радиостанции. Каждый день в прямой эфир звонит таинственная незнакомка, которая просит поставить одну и ту же композицию «Misty» Эролла Гарнера. Вскоре они случайно знакомятся в любимом баре главного героя, и с тех пор, поклонница начинает преследовать своего кумира. Интересна общая атмосфера фильма, дух 60-х, плавно перетекающих в 70-е, раритетная по нынешним временам эфирная техника, записи программ на магнитную пленку и все это на фоне музыкальной и сексуальной революции.
07. «Рок-волна» (Ричард Кёртис, Великобритания-Германия-Франция, 2009)
В основу фильма легла история вымышленной радиостанции, прототипом которой послужило легендарное Radio Caroline. Если в США радио изначально стало развиваться по коммерческому пути, то в Великобритании все было гораздо сложнее. Долгое время национальная корпорация BBC игнорировала интересы молодой части аудитории и не ставила в эфир современную американскую и британскую музыку. Одной из первых пиратских радиостанций было шведское Radio Syd, но вскоре его славу затмили сначала Radio Luxembourg (которое пиратским, по идее, не было, но чиновники Великобритании присваивали ему нелегальный статус и пытались глушить), а потом и Radio Caroline. Первое вещало из маленького государства Люксембург, а второе — со старой баржи из нейтральных вод недалеко от Британских островов. Спустя несколько месяцев существования Radio Caroline собрало больше слушателей, чем все три канала BBC. Стали появляться и другие пиратские радиостанции, такие как Radio Veronica, Radio London, Radio Atlanta, Radio Melinda, Capital Radio и другие. Все эти радиостанции существовали за счет рекламы и знакомили слушателей с музыкальными новинками. Естественно, как только чиновники поняли, что деньги стекаются в карманы кучки оголтелых диджеев-любителей рок-музыки, минуя государственную казну, они тут же стали думать как законодательно их запретить. «Рок-волна» передает атмосферу того времени — радиостанции, существование которых сейчас кажется невероятным, эксперименты в прямом эфире и противостояние истеблишмента и молодежи во имя музыки и права собственного голоса.