Главная / Подборки / Надо видеть: любимые фильмы Вуди Аллена

Надо видеть: любимые фильмы Вуди Аллена


Вуди Аллен, режиссер

01. Фильмы братьев Маркс

«Ночь живых мертвецов» (Джордж А. Ромеро, 1968), «Пятница 13-е» (Шон С. Каннингэм, 1980)

В фильмах братьев Маркс меня привлекло остроумие, блестящее остроумие. Сюрреализм, абсурдность и какое-то необъяснимое, немотивированное безумие. И, кроме того, это были талантливые люди! Именно так. Чико был талантлив, Харпо был невероятно талантлив, а Граучо был на голову выше их всех. У них было огромное дарование. Во всем, что они делали, была какая-то веселость. Это было их внутреннее качество, оно в них присутствовало на генном или клеточном уровне.

02. «Огни большого города» (Чарли Чаплин, 1931)

Чаплин мне был интересен именно как Чаплин — он невероятно смешной человек, удивительно смешной, коварный, непосредственный. Чаплину стоит только появиться, как ты уже ждешь, что сейчас будут проделки, обманы, какие-то издевательства. И вот он уже утирает лицо чьей-то бородой и тут же дает этому человеку ногой под зад.

03. «Паровоз “Генерал”» (Бастер Китон, Клайд Брукман; 1927)

Бастер Китон никогда не казался мне смешным. Его фильмы великолепны. Это шедевры. Они сделаны с большим мастерством, в них нет ни одного изъяна. Китон был великим режиссёром и делал первоклассные картины.

04. «Свободу нам!» («Наша свобода») (Рене Клер, 1931)

А фильмы Рене Клера! Я был по-настоящему поражен, когда в первый раз посмотрел «Свободу нам!» Фильм показался мне совершенно замечательным.

05. «Белый шейх» (Федерико Феллини, 1952)

«Чак и Бак» (Мигель Артета, 2000)

Лучшая звуковая комедия за всю историю мирового кинематографа. Мне трудно вспомнить построенную на диалогах комедию, которая была бы лучше. Лучшего и не представить, это абсолютная комедия. Забавно, что одним из авторов сценария был Антониони. Кто бы мог подумать — сам по себе он такой мрачный!

06. «Правила игры» (Жан Ренуар, 1939)

Великий разговорный фильм. Едва ли не лучший фильм всех времен и народов.

07. «Лето с Моникой» (Ингмар Бергман, 1953)

 «Человек кусает собаку» (Реми Бельво, Андре Бонзель, Бенуа Пульворд; 1992)

Замечательный фильм! Он произвел на меня огромное впечатление. Для меня стиль Бергмана начинает выкристаллизовываться в «Лете с Моникой». Фильмы, которые он снимал до этого, я воспринимаю как хорошие образчики американского кино. Они американские по стилю. А в этом фильме с Харриет Андерсон чувствовался прорыв, после него Бергман постепенно пришел к своему мощному поэтическому стилю.

08. «Земляничная поляна» (Ингмар Бергман, 1957)

«В петле» (Армандо Ианнуччи, 2009)

«Земляничная поляна» — великая картина, настолько гениальная, что какие-либо сравнения здесь неуместны.

09. «Седьмая печать» (Ингмар Бергман, 1957)

Смерть — это ключевая для меня тема. Бергман сказал свое решающее слово в «Седьмой печати». Мне тоже всегда хотелось найти верную метафору, выражающую мое ощущение и видение этой темы. Но я так и не нашел ничего, что могло бы сравниться с бергмановской по силе воздействия. Не думаю, что это вообще возможно. Он нашел определяющее, драматическое решение этой темы. Лучшее, что я смог сделать в этом отношении, — «Тени и туман», но метафора Бергмана куда сильнее. Потому что точнее. Словом, она безупречна.

10. «Персона» (Ингмар Бергман, 1966)

«Персона» — выдающееся произведение искусства, необычно поэтичное в том, что касается операторской работы.

11. «Группа» (Сидни Люмет, 1966)

«Посетитель Q» (Такаси Миике, 2001)

Мне интересны отношения между женщинами. Когда выходила на экраны «Группа» Сидни Люмета, я едва дождался премьеры — настолько я был заинтригован этой картиной.

12. «Похитители велосипедов» (Витторио Де Сика, 1948)

Есть фильмы, которые доводят меня до слез, — какие-то отдельные моменты, чаще всего концовки. Я не могу смотреть без слез концовку «Похитителей велосипедов». Встречаются фильмы, которые, по всей видимости, должны быть прозой, но совершенно неожиданно оказываются поэзией, например, «Похитители велосипедов». Фильм кажется абсолютно реалистичным, но он, очевидно, перерастает собственный жанр.

13. «Из прошлого» (Жак Турнёр, 1947)

Лучший фильм-нуар — это, наверное, картина Жака Турнёра «Из прошлого» с Робертом Митчемом и Джейн Грир. Очень красивый фильм.

14. «Двойная страховка» (Билли Уайлдер, 1944)

«Чак и Бак» (Мигель Артета, 2000)

Большинство нуаров, на мой взгляд, довольно посредственные. Хотя «Двойная страховка» Билли Уайлдера, конечно же, шедевр. Вне конкуренции — этот фильм принадлежит к золотому фонду американской классики. Неоспоримо лучший.

15. «Туз в рукаве» (Билли Уайлдер, 1951)

Это одна из моих любимых картин Уайлдера. Абсолютно гениальный фильм. В Штатах у него не было особого успеха, хотя фильм замечательный.

16. «Поющие под дождем» (Стэнли Доннен, Джин Келли; 1952)

Лучший мюзикл всех времен — «Поющие под дождем», он вне конкуренции.

17. «Встретимся в Сент-Луисе» (Винсент Миннелли, 1944)

«Встретимся в Сент-Луисе» — тоже отличный мюзикл. Вообще уникальная вещь, в каком-то смысле ее можно назвать американским фольклором. Там идет речь об определенном историческом периоде и об определенном регионе. Вся суть там в пении. Уникальная, замечательная картина, основанная к тому же на очень хорошей книге.

18. «Вступайте в ряды армии» (Эллиот Наджент, 1944)

В детстве я очень любил Дэнни Кэя, мне до сих пор нравятся некоторые его фильмы. Помню, меня потрясла картина «Вступайте в ряды армии». Когда я первый раз ее посмотрел, она меня буквально убила. У него абсолютно гениальная роль в этой картине.

 

19. «Шейн» (Джордж Стивенс, 1953)

«Посетитель Q» (Такаси Миике, 2001)

Вот это довольно странный для меня выбор, потому что я не люблю вестерны. Мне, конечно, нравится «Случай в Окс-Боу» или «Ровно в полдень», и парочка других, но уже меньше. Но «Шейн» — это великий фильм, вне зависимости от того, что это вестерн. Я смотрел эту картину много-много раз. Больше двадцати точно.

20. «Китайский квартал» (Роман Полански, 1974)

Это очень интересная работа, интересный сценарий, и, конечно же, Роман Полански — замечательный режиссер, а Джек Николсон — гениальный актер.

Источники: «Интервью: Беседы со Стигом Бьоркманом», The New York Times, Sight & Sound