Надо видеть: 5 любимых хорроров Барри Левинсона
1. «Экзорцист» (Уильям Фридкин, 1973)
В «Экзорцисте» – очень смелая режиссура. Первые 45 минут не происходит вообще ничего страшного. Напряжение нагнетается медленно. И вдруг, посреди домашней вечеринки, дочь выходит из комнаты и мочится на ковер на глазах у многочисленных гостей матери. Этот невероятный момент, по сути, и есть настоящее начало фильма. «Экзорцист» не пытается быть смешным, как большинство современных хорроров, а убеждает зрителя в том, что всё происходящее на экране вполне возможно в реальности.
2. «Франкенштейн» (Джеймс Уэйл, 1931)
Без классического «Франкенштейна» – никуда! Великолепен дизайн монстра. Каноническая форма. И одна из величайших по напряженности сцен: чудовище настигает юную девушку, и она принимает его без всяких вопросов, а мы просто ждем, что вот-вот случится нечто ужасное.
3. «Дьяволицы» (Анри-Жорж Клузо, 1955)
Это самый оригинальный триллер из всех, что я видел. Жена директора деревенской частной школы объединяется с его любовницей, чтобы убить негодяя. И вот когда дьявольский план осуществлен, тело исчезает, а события приобретают еще более странный и тревожный оборот. Больше всего в этом фильме меня впечатляет образность и невероятное психологическое напряжение.
4. «Психо» (Альфред Хичкок, 1960)
Все выдающиеся фильмы ужасов, которые до сих пор остаются великими, в свое время разрывали определенные шаблоны. Убить в кадре, да еще и в душевой, звезду уровня Джанет Ли было неслыханным делом. Сейчас эта сцена растиражирована (я, например, получил немало удовольствия от того, как Мэл Брукс спародировал ее в «Страхе высоты»), но я до сих пор помню, как сидел с открытым ртом, когда увидел ее впервые. Говорят, Хичкок хотел купить права на «Дьяволиц», но его опередил Анри-Жорж Клузо. Спустя несколько лет Хич ему ответил, использовав некоторые элементы «дьявольской» образности, связанные с водой, ваннами и смертью.
5. «Впусти меня» (Томас Альфредсон, 2008)
Я бы не назвал этот фильм стопроцентным хоррором, но он определенно пугающий и трогательный. Томас Альфредсон – один из многих талантливых современных режиссеров родом из Швеции. Он так хорош потому, что уделяет внимание не только страшным моментам и ярким образам, но и характерам. Эта картина в равной степени является и историей подростковой любви, и вампирским хоррором.