Мнение

«Оскар» - чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй

Конспирология, логика, метеослужба и немного интуиции. Родион Чемонин делает ставки на предстоящего «Оскара»

  • 24 февраля 2014
  • 848
Родион Чемонин

Все очень любят строить прогнозы. Особенно, если дело касается «Оскара» Тут уж все сразу становятся знатоками искусства кино, даже если раздача золотых дядек никоим боком не относится, собственно, к искусству.
 
Если раньше обсуждение предстоящей церемонии награждения Американской академии сводилось к лотерее: кто получит, за что, и достанется ли, наконец, премия Мартину Скорсезе – то сегодня шумно обсуждаются вопросы иного толка. Например, кто будет вести премию, кто постановщик, кто дирижёр.
 
Почему с киноперсон многие перекинулись на телетрансляцию? Потому что само кино сегодня мало кому нужно. Джонни Деппу, Нолану или Лукасу не нужны «Оскары», потому что они сами по себе хороши. А вот без дорогого шоу телеканалам не прожить. Чтобы оно было дорогим и прибыльным, надо «заводить» людей, поднимать шум создавать драйв – это азбучные истины, поэтому забудем на время о них.

Оскар Леонардо Ди Каприо

Традиционно вручение «Оскара» в прямом эфире показывает ABC, которая входит в большую ТВ-тройку в США, недавно к ней присоединились каналы ESPN (так же, как и ABC, принадлежащий к группе Walt Disney) и Fox. В конце 90-х был критический спад интереса со стороны телезрителя к «Оскару», поэтому телевизионщики, подогревая интерес, экспериментируют с жанрами и формами: то продлят «красную ковровую дорожку» (так помпезней), то придумают, что в категории «Фильм года» должны соревноваться не пять, а семь фильмов (так интереснее).
 
Возьмём, к примеру прошлогодний эксперимент с приглашением в качестве ведущего Сета МакФерлейна, специалиста по шуткам сомнительной чистоты. Американские семьи сели у своих телевизоров, компьютеров и айпадов наблюдать противостояние «Арго» и «Жизни Пи», но сходу получили «песню про сиськи» от ведущего церемонии. Трансляция церемонии в 2013 году показала хорошие цифры, но устроители церемонии призадумались: а стоит ли им в следующий раз приглашать МакФерлейна? Скандал – как известно, лучший пиар… Однако решили не рисковать, и в этом году весь вечер на сцене будет актриса и телеведущая Эллен Дедженерис – у неё это хорошо получается, а её собственное телешоу стабильно показывает хорошие цифры.

Оскар Леонардо Ди Каприо

Из года в год всё больше складывается ощущение, что в оргкомитете «Оскара» (или в кабинетах телеканалов) сидят тролли, накачивающие любопытство публики коварными «закулисными» секретами. То спрячут краденый набор статуэток где-то в мусорном баке. То, как в этом году, неизвестный папарацци за месяц до шоу зафиксирует приз с именем «Leonardo DiCaprio». До недавнего времени троллилась тема «Получит ли “Оскара” Скорсезе?», теперь же темой нынешней планерки стоит тот же Ди Каприо и прочие уже заслуженные актёры-суперзвёзды, ни разу не державшие в руках награды. И даже расхожее суждение о том, что, мол, «Золотой глобус» - репетиция «Оскара», уже не работает. Оно стало банальностью. При нынешней конкуренции в медиасообществе эти тролли сделают всё, чтобы взбудоражить публику. Они могут сделать событием века «Аватар», но дать приз жене Кэмерона. Или, наоборот, сделать героем церемонии, допустим, молодого (до недавних пор) Араноффски, но приз вручить самому очевидному номинанту «Король говорит!».

Поэтому если кто-нибудь сейчас вам скажет: я знаю, кто получит «Оскара» в 2014 году, - он или заблуждается, или входит в оргкомитет. Сказать, что ты знаешь рецепт «Оскара» - просто. Труднее потом оправдываться, почему твой стопроцентно гарантированный «Хранитель времени» проиграл французскому «Артисту».
 
Но рецепт «фильма на “Оскар”», конечно, есть, и вот он:
 
  • фильм должен нравиться всем;
  • действие фильма должно происходить в прошлом, или хотя бы флэшбэками показывать зрителю, что у картины есть исторический бэкграунд;
  • другой вариант: сюжет может быть скроен на основе реальных событий;
  • главный герой должен быть если не больным на всю голову, то хотя бы чуточку ущербным;
  • для того чтобы его сыграть, артист должен физически сделать себе что-нибудь дикое;
  • но немножко юмора не помешает;
  • впрочем, главным посылом все же должен быть гуманизм и мир во всем мире.

Оскар Леонардо Ди Каприо

То есть, как мы видим из этих правил, хорошему фильму «Оскара» не дают. За все двадцать с небольшим лет, когда церемонию ежегодно начали показывать по советскому-российскому телевидению, я помню только одну картину, полностью не соответствующую вышеуказанным правилам, которой дали главный приз «За лучший фильм», и это была «Красота по-американски». Грандиозное исключение из правил тоже попахивает заговором: к 1999 году «Оскар» начал откровенно доставать своим гуманизмом. ABC и прочие теряли деньги, и нужно было встряхнуть аудиторию такой вот неожиданностью. Да, кстати, чуть не забыл: если вы спросите, как хорошее кино может получить награду, то всё просто: хорошее кино получает сценарные призы.
 
Ещё надо понимать, что в Американской киноакадемии сидят не сплошь мартиныскорсезе и фрэнсисыфордыкопполы. По большей части это люди технических профессий: операторы, гримеры, костюмеры, осветители (всего около 6000 человек). Не хочется никого обижать, они все прекрасные специалисты, но они люди простые, у них, скажем так, больше свободного времени, они могут посмотреть чуть ли не всю оскаровскую программу, в отличие от мастодонтов, которые могли бы сказать веское слово в адрес независимого кино, но не успевают по причине своей занятости. Вот такая нехитрая конспирология.

Мы-то не ищем лёгких путей и склонны видеть во всем заговор: зритель не будет смотреть шоу с заранее предсказанным победителем.

И если уж говорить о теории заговора, то вот задачка.
Дано: фильм, который получил Гран-при Канн, который выиграл уже несколько десятков призов по всему миру, который объективно выше, тоньше и умнее всех лент, вошедших в список (в качестве доказательства – Каннская награда). И он получает только 2 номинации на «Оскар»: за лучший – гм! – монтаж звука и операторскую работу. И несмотря на его музыкальную тематику, его нет даже в композиторских или песенных номинациях.
 
Разумеется, я имею в виду «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн. Ответ на эту задачку приходит в голову только один: зритель может своим умом понять, кто фаворит в этом году, и не станет смотреть шоу (лидеры этого сезона подозрительно скучны и ровны, как на подбор). У Коэнов «Оскаров» навалом, и, в конце концов, сколько можно делать регулярные потенциальные хиты фестивалей, даже в разных жанрах? Возможно, здесь кроется некая причина, о которой простые смертные не догадываются. Но мы-то не ищем лёгких путей и склонны видеть во всем заговор: зритель не будет смотреть шоу с заранее предсказанным победителем.

Тогда чем удивлять будем? Посмотрим на список.

Оскар Леонардо Ди Каприо


«Афера по-американски»

- 10 номинаций, включая главные: «Фильм года», «Лучший режиссёр» и все актёрские варианты.
На основе реальных событий, произошедших тридцать лет назад, хорошие костюмы, немного юморка, главные герои не то чтобы ущербные, а просто клинические идиоты, добро побеждает зло. Всё сходится.

Но. «Оскар» не дают таким легкомысленным лентам, несмотря на то, что Дэвид О. Расселл, бесспорно, мастерски сочетает драму и комедию.
 

«Гравитация»

- 10 номинаций, включая главные.
Вроде бы всё на месте: ажитация критиков, огромный эксперимент, готовившийся несколько лет.

Но. Действие происходит в наши дни, фильм не всем нравится. Некоторым скучно смотреть, как целый час почти без монтажных стыков Сандра Буллок, которая тоже не всем нравится, болтается в космосе. Понятно, что все технические награды – за «Гравитацией». Возможно, у Альфонсо Куарона есть шанс получить награду за режиссуру. Однако, «лучшим фильмом» ему не стать. Почему? Потому что никогда за всю историю, ни разу, фантастические космические ленты не получали главных «Оскаров». Даже «Аватар», перевернувший все наши представления о кино, получил жалкие три награды за технические успехи.

Впрочем… В этом может скрываться интрига: если «Гравитация» станет «Лучшим фильмом», значит, правила опять нарушены, значит, «Оскар» ещё не совсем спёкся.

Оскар Леонардо Ди Каприо


«12 лет рабства»

- 9 номинаций, включая главные.
Тяжёлый случай. С первых же кадров – даже если мы не знаем сюжета – видно, что это типичный «фильм на “Оскар”». XIX век, чёрный музыкант становится рабом жестоких плантаторов, Брэд Питт внезапно играет доброго человека. (И кстати, если «12 лет рабства» станет лучшим фильмом, то Питт получит первую в своей карьере статуэтку. В качестве продюсера, но это не так важно). Есть эпизод для цитирования (подвешенный к суку за шею негр стоит на носочках в грязи, чтобы не задохнуться в петле). Эксплуатация темы эксплуатации на всю катушку. Крепкая мощная режиссура Стива МакКуина. Всем нравится.

Но. Это же будет так скучно, если выиграет фильм, изначально готовившийся как «кино на “Оскар”»!
 

«Капитан Филлипс»

- 6 номинаций, среди которых нет претензии на лучшую режиссуру.
Это странно, потому что из этого можно было бы сотворить лихую интригу: Пол Гринграсс - попсовый режиссёр! Давайте дадим ему «Оскара»! Ну, и кстати сказать, попсовый-то он, может, и попсовый, но он очень хороший режиссёр. А выставлять на «Оскар» фильм с Томом Хэнсом, кажется, надоело даже академикам.

Но. Фильм на основе реальных событий, с гуманизмом всё в порядке: вдруг и вправду что-то получит?


 

«Далласский клуб покупателей» vs. «Волк с Уолл-стрит»

Мы приближаемся к самой непредсказуемой битве года: «Далласский клуб покупателей» (6 номинаций) против «Волка с Уолл-стрит» (5 номинаций). Жан-Марк Валле против Мартина Скорсезе. Невероятный Мэтью МакКонахи против Леонардо Ди Каприо. Номинированный МакКонахи против неноминированного МакКонахи.
 
Если говорить без аффектации, то Мэтью МакКонахи с начала января лично меня и не только удивил три раза: этот бывший герой-любовник и звезда ромкомов сотворил что-то со своей конституцией и маской и появился в трёх абсолютно разных образах за очень короткое время: умирающий от СПИДа гомофоб («Клуб»), напыщенный деляга с Уолл-стрит («Волк») и нервный социопат и он же беспринципный алкоголик в пределах одного сериала («Настоящий Детектив»). Если кто и помешает Ди Каприо – так это именно МакКонахи, если не решат дать награду кому-то очевидному вроде Эджиофора из «12 лет».

Оскар Леонардо Ди Каприо
 
А Ди Каприо действительно заслуживает того, чтобы ему кто-то помешал. Он слишком много поставил на роль в «Волке с Уолл-стрит»: и спродюсировал фильм, и уговорил Скорсезе снять эту кальку с лучших его образцов (даже на уровне сценария - интересно с секундомером посмотреть «Волка…» и «Казино»), и такое сыграл, что не оторваться. Он и смешон и жалок, его героем хочется гордиться и за него становится стыдно, и Гэтсби и Джек Доусон одновременно. Эпизод, где он переел наркотиков, надо задавать как этюд в театральных вузах. Это, конечно, отличный фильм (уж лучше «Далласского клуба…»). Но. Далеко. Не. Лучший. Фильм. Скорсезе.

Оставшиеся трое претендентов на «Лучший фильм года» - мои любимчики, которые никогда не выиграют главный приз, но у каждого из них есть свой шанс отыграться в сценарных номинациях (а эта тройка там, бесспорно, присутствует).


 

«Небраска»

- 6 номинаций.
«Небраску» снял мастер роуд-муви и фильмов о неудачниках Александр Пэйн: старый алкоголик с поехавшей крышей (потрясающий Брюс Дерн) поверил в выигрыш в лотерею и поехал с сыном черти куда. Пэйн довольно регулярно появляется на «Оскарах».

Увы. Его печальные комедии вечно теряются на фоне помпезных полотен.
 

«Она»

- 5 номинаций.
Удивительная фантасмагория (а Спайк Джонз другого снимать не умеет) о мужчине, влюбившегося в операционную систему, говорящую голосом Скарлетт Йоханссон. Это лучшая роль, без дураков, у Йоханссон, которая не появляется на экране вообще, и наименее сумасшедшая лента в фильмографии человека, снявшего когда-то «Быть Джоном Малковичем».

Увы. Хоть Спайка Джонза и любят критики, его не очень привечают академики.
 

 «Филомена»

- 4 номинации.
Это очень тихая и трогательная лента из тех, кому никогда не дают «Оскара». Главную роль брюзжащей ирландки, на старости лет решившей найти своего сына, сыграла неподражаемая Джуди Денч.

Увы. У Стивена Фрирза уже была попытка взять награду за «Королеву». Есть ли шанс на этот раз?


Галопом по Европам, про «фильмы на иностранном языке».

Итальянскому шедевру «Великая красота» Соррентино наверняка дадут приз в этой номинации.

Но. Лично я за «Охоту» Винтенберга не только потому, что это один из моих любимых современных режиссёров, но и потому, что это один лучших европейских фильмов этого года.
 

И про мультики.

Можно было бы безоговорочно голосовать за «Холодное сердце»: это хит, это Disney (а «мышиная корпорация» или её филиал Pixar всегда побеждают), он всем нравится и безупречно сделан.

Но. В этой же категории - «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки, якобы последняя картина в карьере гения японской анимации, да ещё и такого уровня, что её надо бы выносить мультяшной категории в игровые фильмы, тем более что подобные прецеденты уже случались.


 
До встречи, господа метеорологи от кино, она состоится 3 марта, после вручения «Оскара». Я уверен, что организаторы нам уже подложили сюрприз, причём такой, что мы и ждать не ждали. За это и любим эту наглую интриганку, насквозь пропитанную заговором, шпионажем и деньгами - церемонию вручения главной кинонаграды мира.


Комментарии

Комментариев: 2

Лео крутой, оскара надо давать. Я бы ему за джанго три бы дал!

Аааа!!! Картинки и коубы доставляют не меньше, чем статья! Или даже больше!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 8218
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 7642
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 6672
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 5551
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4357
Обзоры

Главные сериалы этой зимы

До новогодних каникул осталось меньше месяца, а между тем у многих каналов запустились новые сериалы или новые эпизоды уже любимых проектов. Если вам трудно сориентироваться в мире ТВ-шоу, то вот вам телепрограмма на всю зиму

  • 8 декабря
  • 3956
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее