Главная / Практика / Как сделать хороший звук в ситкомах

Как сделать хороший звук в ситкомах

Процесс съемки ситкома едва ли отличается от съемок любого другого телешоу. В павильоне суетятся сразу несколько производственных отделов: костюмеры следят, чтобы все вещи были на своих местах, гримеры накладывают финальные шрамы, а режиссеры додумывают последние детали. Чем при этом занимается звуковой департамент и в чем особенность работы со звуком на телепроектах в жанре ситуационных комедий?
 

1Вам нужно подготовить съемочную площадку

Фото: Free To Use Sounds
Фото: Free To Use Sounds

Будь то натура или павильон, вам нужно тщательно позаботиться о звуковом оборудовании на съемочной площадке. В ситкомах диалоги очень важны, поэтому к их записи нужно подойти очень ответственно. Во-первых, если вы сами выбираете оборудование, старайтесь брать хорошие микрофоны, например, брендов Rode или Sennheiser. Во-вторых, расположение микрофонов и рекордеров должно быть максимально обоснованным и практичным, ведь на телепроектах обычно сразу записываются несколько эпизодов, так что наверняка почти весь звук будет записываться чистовой.
 

2Запись в студии

Даже если на съемочной площадке большинство голосов было записано отлично, все равно могут появиться некоторые фразы, которые необходимо перезаписать в студийных условиях. Помимо этого к студийной работе можно отнести и запись закадрового голоса, который читает титры, однако мы сосредоточимся именно на работе, которая неотрывно связана с производством.

Фото: Nuno Alberto
Фото: Nuno Alberto

Если вы хотите перезаписать фразу, обратите внимание на то, что вам нужно заставить актера не только воспроизвести похожие эмоции, но и воссоздать акустические свойства помещений, где проходили съемки. Вот как с этими сложностями справлялся звукорежиссер Марк Биндер, работающий на ситкоме «Сообщество» от NBC:
 


Марк Биндер«Еще одна техника, позволяющая сэкономить время, заключалась в создании звуковых наборов с реверберационными импульсами и другими звуковыми эффектами для основных сред на съемочных площадках. Мы делали огромное количество записей. Хотя в каждом эпизоде есть повторяющиеся места, почти в каждой серии „Сообщества“ есть и новые локации. Пользуясь преимуществами этой технологии, мы можем не тратить лишнее время и проводить больше времени за решением творческих задач».
 


 

3К драматичным вещам стоит отнестись с юмором

Комедии снимаются в основном для того, чтобы смеяться и веселиться, поэтому даже серьезные моменты стоит обработать так, чтобы это было необычно.

Звукорежиссер «Гриффинов» Джим Фитцпатрик работает с такими моментами весьма интересно:
 


«Когда звучит голос из сновидения или звук „изнутри“, я довольно сильно размазываю звук реверберацией. Один из моих любимых плагинов — IR1 Convolution Reverb от Waves. Недавно я работал над художественным фильмом, снятым от первого лица главного героя. Waves InPhase также был незаменим для того, чтобы поместить голос персонажа „в голову“. В эпизоде „Гриффинов“​ ​„Дорога к Северному полюсу“ есть сцена с участием актера Дэвида Бореаназа. Он появляется в небе как созвездие „Аврора Бореаназ“. Для этого я использовал немного реверберации и небольшую задержку H-Delay. Здесь многое зависит от уровня громкости и планов. Я также часто смешиваю реверберацию и delay. В общем, это та комбинация всех этих вещей вместе».
 


 

Сцена из мультфильма «Дорога к Северному полюсу»
 

4Тщательно поработайте над звуками толпы

Фоновые звуки толпы (или «гур-гур») выполняют важную роль в ситкомах. Фактически они помогают создавать ту расслабленную атмосферу, за которую мы и любим смотреть этот жанр.
 


«Когда я свожу „гур-гур“, я обычно работаю с двумя разными видами записей. На некоторых из них настоящая английская речь, а некоторые — просто голосовая неразбериха. На самом деле, я очень люблю возить с собой портативный рекордер по всему миру. Я записываю звуки толпы в разных странах, просто чтобы добавить языковые записи в свою звуковую библиотеку.

Когда вы накладываете какие-либо второстепенные вещи — звуки толпы, шумы в ресторане — ничто из этого не должно выделяться слишком сильно, если только это не важная сюжетная деталь. Я часто использую Waves Renaissance Compressor на „гур-гуре“, но не для того, чтобы „размазать“ его, а для того, чтобы он был красивым и равным. Затем я обрабатываю эти треки подходящей реверберацией вроде Renaissance Reverb. Я искренне верю, что все эти мелочи, которые вы делаете, складываются в одну цельную картину. Это мой подход с самого первого дня».

Джим Фитцпатрик

 


 

5…и не забывайте про дисциплину

Съемки комедийного шоу часто проходят веселее, чем какое-нибудь драматическое художественное кино. В этой обстановке главное — не терять дисциплину и оставаться продуктивным, хоть и порой можно позволить себе посмеяться над шутками героев.
 


Чарли МакДэниэл и Боб Брэдфорд«Чтобы делать миксы практически в одном и том же интервале времени от четырех до шести часов, мы разработали чрезвычайно гибкую систему. Все наши исходные элементы микса воспроизводятся из выделенных, автономных систем Pro Tools, что означает, что любой блок — черновая речь, музыка, звуковые эффекты, ADR — может быть отключен независимо в любое время. Затем монтаж может быть продолжен без остановок главного микса. Когда монтаж завершен, этот блок затем снова включается, и я возвращаюсь в то же место в сессии, чтобы включить изменения в проект и продолжить сведение».
 

Из интервью Чарли МакДэниэла и Боба Брэдфорда,
звукорежиссеров «Как я встретил вашу маму»

 


Жанр ситуационных комедий остается одним из лучших в категории развлекательного контента и по сей день. При этом производство телепроекта — тяжелый труд, к которому нужно отнестись не менее серьезно, чем к полнометражной картине, ведь работа даже над сведением одного эпизода занимает несколько часов.
 


Обложка: звукорежиссеры Чарли МакДэниэл  и Боб Брэдфорд /  Motion Picture Editors Guild