Практика

Как снимать диалоги: урок Ридли Скотта

Как показать сцену со множеством персонажей, заявить их отношения и расстановку сил, не выдав главных сюрпризов заранее — на примере оригинального «Чужого»

  • 25 декабря 2018
  • 3858

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
По фильму 1979 года «Чужой» можно научиться многому. В частности — съемкам диалоговых сцен с участием множества персонажей, сидящих за столом. Конечно, это не первое, что приходит в голову при мысли о «Чужом», но именно в декорациях столовой космического корабля впервые в кадре появился ксеноморф.

Автор популярных видеоэссе wolfcrow выпустил ролик, где он анализирует, как именно Ридли Скотт решил поставить эти сцены. Режиссер и оператор Дерек Ванлит долго работали, чтобы правильно расставить акценты, показать распределение сил в команде героев и не выдать настоящего лидера раньше времени.
 
Ролик о сценах в столовой фильма «Чужой» (1979)

Рассмотрим три сцены в столовой: две в начале фильма и третью в качестве поворотного пункта. Во-первых, все три эпизода снимались с ракурса на уровне стола. За редкими исключениями, стол всегда есть в кадре — мы о нем помним на уровне подсознания. Это важно, потому что третья сцена в столовой — тот самый момент, когда мы впервые видим честбастера. В ней Кейн умирает именно на столе. Ридли Скотт готовил нас к этому моменту с самого начала.
Скриншот из видео

Скриншот из видео

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: Twentieth Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: Twentieth Century Fox

На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: Robert Penn/Twentieth Century Fox

На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: Robert Penn/Twentieth Century Fox

Другой важный элемент — расположение персонажей. Все три сцены разворачиваются в разное время, герои не должны сидеть все время одинаково. Поэтому, например, Паркер просит Эша пересесть. И все же актеры находятся практически на одних и тех же местах, за исключением двух — Рипли и Эша.

Сперва Эш сидит рядом с Далласом. Во второй сцене он уходит на задний план: он начинает понимать, в чем состоит его задача, и больше не пытается быть дружелюбным. В третьей сцене Эш сидит напротив всех остальных. Он больше не член команды. Именно его расположение по отношению к остальным персонажам как бы предугадывает его поступки.


Скриншот из видео

Любопытнее всего наблюдать за Рипли. Она постоянно находится с краю кадра, во всех трех сценах. Когда фильм только вышел, зрители были уверены, что выживет Даллас. Но он умирает очень рано, что должно было шокировать публику. Во многом такой ход похож на смерть Мэрион в «Психо». Если даже капитан не выжил, значит, монстр действительно серьезный противник, настоящее зло.

Во второй сцене Рипли разворачивается на 180 градусов. Теперь она располагается там, где раньше был капитан. Она — вторая по званию и предана своему капитану. В третьей сцене она вновь оказывается с краю, камера ее почти игнорирует. Ее загораживают либо Паркер, либо Даллас. Мы не видим даже крупного плана с ее реакцией на смерть Кейна. Даже Ламберт мы видим больше.

Но все это — отвод глаз. Скотт постоянно отодвигает Рипли на второй план, чтобы мы не обращали на нее особого внимания и не поняли, насколько на самом деле она важна для истории. Это должно нас удивить.


Скриншот из видео

Одна из самых интересных деталей этих трех сцен — общение Паркера и Далласа. С первой же сцены их разделяет значительное пространство. На средних планах Паркер выглядит крупнее всех. Он важен для сцены.

Даллас на среднем плане тоже крупнее Ламберт: камера или стол расположены несколько под углом. Когда команда просит свою долю, мы видим Далласа в кадре одного. Он — капитан, и ему приходится принимать решения в одиночку. Их разговор прерывается, но вскоре мы возвращаемся в столовую.

Теперь команда уже знает, что им нужно проверить источник сигнала, что вновь приводит к разговору о деньгах. Обратите внимание, как Паркер просит Эша пересесть — как будто бы занимая свое место на шахматной доске.

Можно не обратить внимания, что всего лишь пару мгновений назад то же самое делает Даллас, попросив Ламберт освободить его стул. Но Даллас здесь главный — он стоит, возвышаясь над остальными. Единственный, кто стоит в обеих сценах — Эш, которому наплевать на авторитет Далласа. Во время смерти Кейна он встает последним.

Во второй сцене Паркер и Бретт противопоставлены Далласу. Паркер — лидер группировки, он привстает и выглядит в кадре больше. А когда ситуация накаляется, мы возвращаемся к крупному плану Далласа.


Скриншот из видео

В центре третьей сцены — Кейн. Но обратите внимание, что вместе с ним в кадре есть Паркер и Даллас. Они больше не враждуют. Когда Кейн падает на стол, именно они первыми пытаются ему помочь. Оба они — лидеры. Даллас — это очевидный герой. Паркер — уже не такой однозначный. Но геройские качества они проявляют только тогда, когда это строго необходимо.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой» (1979) / Robert Penn/Twentieth Century Fox

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Должен ли костюм в историческом кино быть аутентичным

Художник по костюмам Ирина Жигмунд — о том, должен ли костюм в историческом фильме соответствовать музейным образцам или художник может проявить художественную фантазию

  • 11 января
  • 6461
Обзоры

14 основных видов драматургической композиции

Важнейшая вещь, необходимая как для создания фильма, так и для его понимания — композиция драматургии. Разберем, какие основные ее формы сегодня чаще всего встречаются в кино

  • 14 января
  • 6292
Практика

Определят ли квантовые сенсоры будущее видеосъемки

Работа над созданием квантовых сенсоров для видеокамер в самом разгаре. Что же несет новая технология?

  • 13 января
  • 3102
Обзоры

В одну реку дважды: 10 голливудских ремейков хитов мирового кино

К выходу голливудской версии знаменитой французской комедии «1+1» вспоминаем другие случаи, когда американские студии адаптировали мировые хиты: как при этом меняются оригинальные истории и какие ремейки принесли успех, а каких лучше бы не было

  • 12 января
  • 2799
Практика

Как сделать движение камеры оправданным

Динамичная камера помогает рассказать историю визуально и сделать фильм динамичнее. Но почему иногда активные передвижения могут показаться излишними?

 

  • 10 января
  • 2667
Практика

Еда в кино: как подать блюдо в кадре

Насколько свет меняет внешний вид продуктов? Почему иногда полезно нарушить идеальную композицию блюда? Разбираемся, какие приемы важны для съемки еды, и почему она выглядит аппетитно у Лассе Халльстрема и Софии Копполы и неприятно у Питера Гринуэя и Йоргоса Лантимоса

  • 9 января
  • 2303
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее