Практика

Как снимать диалоги: урок Ридли Скотта

Как показать сцену со множеством персонажей, заявить их отношения и расстановку сил, не выдав главных сюрпризов заранее — на примере оригинального «Чужого»

  • 25 декабря 2018
  • 6167
Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 
По фильму 1979 года «Чужой» можно научиться многому. В частности — съемкам диалоговых сцен с участием множества персонажей, сидящих за столом. Конечно, это не первое, что приходит в голову при мысли о «Чужом», но именно в декорациях столовой космического корабля впервые в кадре появился ксеноморф.

Автор популярных видеоэссе wolfcrow выпустил ролик, где он анализирует, как именно Ридли Скотт решил поставить эти сцены. Режиссер и оператор Дерек Ванлит долго работали, чтобы правильно расставить акценты, показать распределение сил в команде героев и не выдать настоящего лидера раньше времени.
 
Ролик о сценах в столовой фильма «Чужой» (1979)

Рассмотрим три сцены в столовой: две в начале фильма и третью в качестве поворотного пункта. Во-первых, все три эпизода снимались с ракурса на уровне стола. За редкими исключениями, стол всегда есть в кадре — мы о нем помним на уровне подсознания. Это важно, потому что третья сцена в столовой — тот самый момент, когда мы впервые видим честбастера. В ней Кейн умирает именно на столе. Ридли Скотт готовил нас к этому моменту с самого начала.
Скриншот из видео

Скриншот из видео

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: Twentieth Century Fox

Кадр из фильма «Чужой» (1979) / Фото: Twentieth Century Fox

На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: Robert Penn/Twentieth Century Fox

На съемках фильма «Чужой» (1979) / Фото: Robert Penn/Twentieth Century Fox

Другой важный элемент — расположение персонажей. Все три сцены разворачиваются в разное время, герои не должны сидеть все время одинаково. Поэтому, например, Паркер просит Эша пересесть. И все же актеры находятся практически на одних и тех же местах, за исключением двух — Рипли и Эша.

Сперва Эш сидит рядом с Далласом. Во второй сцене он уходит на задний план: он начинает понимать, в чем состоит его задача, и больше не пытается быть дружелюбным. В третьей сцене Эш сидит напротив всех остальных. Он больше не член команды. Именно его расположение по отношению к остальным персонажам как бы предугадывает его поступки.


Скриншот из видео

Любопытнее всего наблюдать за Рипли. Она постоянно находится с краю кадра, во всех трех сценах. Когда фильм только вышел, зрители были уверены, что выживет Даллас. Но он умирает очень рано, что должно было шокировать публику. Во многом такой ход похож на смерть Мэрион в «Психо». Если даже капитан не выжил, значит, монстр действительно серьезный противник, настоящее зло.

Во второй сцене Рипли разворачивается на 180 градусов. Теперь она располагается там, где раньше был капитан. Она — вторая по званию и предана своему капитану. В третьей сцене она вновь оказывается с краю, камера ее почти игнорирует. Ее загораживают либо Паркер, либо Даллас. Мы не видим даже крупного плана с ее реакцией на смерть Кейна. Даже Ламберт мы видим больше.

Но все это — отвод глаз. Скотт постоянно отодвигает Рипли на второй план, чтобы мы не обращали на нее особого внимания и не поняли, насколько на самом деле она важна для истории. Это должно нас удивить.


Скриншот из видео

Одна из самых интересных деталей этих трех сцен — общение Паркера и Далласа. С первой же сцены их разделяет значительное пространство. На средних планах Паркер выглядит крупнее всех. Он важен для сцены.

Даллас на среднем плане тоже крупнее Ламберт: камера или стол расположены несколько под углом. Когда команда просит свою долю, мы видим Далласа в кадре одного. Он — капитан, и ему приходится принимать решения в одиночку. Их разговор прерывается, но вскоре мы возвращаемся в столовую.

Теперь команда уже знает, что им нужно проверить источник сигнала, что вновь приводит к разговору о деньгах. Обратите внимание, как Паркер просит Эша пересесть — как будто бы занимая свое место на шахматной доске.

Можно не обратить внимания, что всего лишь пару мгновений назад то же самое делает Даллас, попросив Ламберт освободить его стул. Но Даллас здесь главный — он стоит, возвышаясь над остальными. Единственный, кто стоит в обеих сценах — Эш, которому наплевать на авторитет Далласа. Во время смерти Кейна он встает последним.

Во второй сцене Паркер и Бретт противопоставлены Далласу. Паркер — лидер группировки, он привстает и выглядит в кадре больше. А когда ситуация накаляется, мы возвращаемся к крупному плану Далласа.


Скриншот из видео

В центре третьей сцены — Кейн. Но обратите внимание, что вместе с ним в кадре есть Паркер и Даллас. Они больше не враждуют. Когда Кейн падает на стол, именно они первыми пытаются ему помочь. Оба они — лидеры. Даллас — это очевидный герой. Паркер — уже не такой однозначный. Но геройские качества они проявляют только тогда, когда это строго необходимо.

Источник: nofilmschool.com
 

Обложка: Ридли Скотт на съемках фильма «Чужой» (1979) / Robert Penn/Twentieth Century Fox

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Слова

«Мосфильм. Золотая коллекция»: киноклассика и современные блокбастеры на одной кнопке

Почему «Мосфильм» решил создать свой киноканал совместно с холдингом ВГТРК и АО «ЦТВ», чем удивит, как монетизирован и планируется ли выход на международный рынок, рассказал Роберт Гндолян, генеральный директор медиахолдинга «Цифровое Телевидение»

6 октября 1807
Техника

Телевизионные технологии в спорте: как обеспечить справедливое судейство без влияния на игровой процесс

Видеоповторы, видеосудейство, увеличение каналов записи, синхронизация потока, SuperMo-камеры: как современные broadcast-технологии помогают спортивным судьям, рассказывает Игорь Витиорец, технический директор slomo.tv

1 октября 978
Обзоры

7 нестандартных фильмов о социальном протесте в России: от «Прощания» до «Завода»

Пролетарии, рассуждающие о Брехте, дальнобойщики, штурмующие Москву, и фон триеровские мотивы Юрия Быкова: в честь успеха «Дорогих товарищей!» в Венеции выбрали самые нестандартные и яркие картины о социальном протесте в России

28 сентября 2992
Слова

Филипп Юрьев: «Наше кино запало венецианскому жюри в самое сердце»

Режиссер российского фильма «Китобой», получившего приз на Венецианском кинофестивале, рассказал, как снимать кино на краю света, легко ли договориться с местными жителями и почему Джонни Кэш и серф-рок — лучший саундтрек к картине про Чукотку

24 сентября 3065
Мнение

Индустрия на удаленке: выставки под вопросом, спорт на экране

Естественный протекционизм, смена источников монетизации, VR и иммерсивный звук — эксперт в сфере телекоммуникаций Андрей Гайнулин рассказывает, как медиаиндустрия выживает во время пандемии и борется за своего зрителя

23 сентября 1378
Репортаж

Чем нас порадовала 72-я церемония вручения премии «Эмми»

Давно комедия не собирала такого «урожая» теленаград, как сегодня. Редко когда вручение оказывалось таким коротким. И никогда в зале не было так пусто. Рассказываем, чем еще нас удивила «Эмми 2020»

21 сентября 1672
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее