Практика

Как работал гримерный цех на советских киностудиях

Художник по гриму Светлана Мельчикова вспоминает, как была устроена работа на одной из крупных киностудий СССР и размышляет, чему современная киноиндустрия могла бы поучиться у советской системы

  • 18 января
  • 2566

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Хочу немного рассказать о жизни простого гримера в советские времена на киностудии в Екатеринбурге. Это была крупная молодая киностудия, открывшаяся в 1943 году. Образовали ее эвакуированные на Урал кинематографисты из Москвы и Ленинграда. Там снимали такие известные художественные фильмы, как «Один и без оружия», «Демидовы», «Приваловские миллионы»», «Зеркало для героя» и другие.
 
Фильм «Приваловские миллионы» (1972)

В штате было около 1500 человек. В год они выпускали около 10-12 фильмов. Само здание студии было построено в стиле конструктивизма в 1929-1930 гг, одно из немногих в Советском Союзе. Это была огромная кинофабрика со своим гримерным цехом. В нем работало 20 человек: начальник, мастер, художники-гримеры, ассистенты художника, гримеры и уборщица.

Попасть работать в гримерный цех с улицы было трудно. Все работники были с образованием (Одесского училища, Казанского театрального училища и Московского училища 1905 года ) по специальности «художник по гриму» (хотя в цех гримерами второго разряда брали иногда и отличников учебы парикмахерского училища).
 

Коллективный дух


Рабочий день в цеху начинался в 8.15. Полчаса выделяли на то, чтобы привести себя в порядок (как в фильме «Служебный роман»), а после все шли завтракать, ведь сытый гример — это половина успеха, а  вторая половина — хорошее настроение в коллективе. Художники, занятые на проектах, расходились по своим гримерным комнатам и вели подготовку к съемкам или пробы. С самого начала подготовки они выбирали ассистента, чтобы он сразу входил в курс подготовительного и съемочного периода и обучался премудростям профессии. Когда фильм заканчивался, они вместе возвращались в цех, шить постиж для фильмов в производстве или только готовящихся к нему.

На съемках фильма «Приваловские миллионы» (1972) / Фото: Музей Свердловской киностудии
На съемках фильма «Приваловские миллионы» (1972) / Фото: Музей Свердловской киностудии

Для работы на пробах и фильмах художник шел на склад, брал бороды, усы и парики. Режиссеры видели, как будут выглядеть герои, и могли утвердить грим. Если на складе чего-то не было, заказывали в постижерском цехе «Мосфильма». На исторических фильмах работали всем дружным коллективом.

Была в цеху библиотека: книги по гриму, старые альбомы с фотографиями, иностранные журналы с модными прическами и новинками грима, а также технологиями в мире кинопроизводства. На подготовке к съемкам группа несколько дней смотрела подборку художественных и документальных фильмов того времени, в котором будет сниматься новая картина, чтобы понимать нужную атмосферу.

Заканчивался рабочий день в 17.18. За полчаса до конца все приходили в цеховой кабинет отдыха, пили чай и делились рабочими моментами за прошедший день .В таком коллективе все чувствовали моральную и профессиональную поддержку.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Хотя были и неприятные вещи: осенью работников ждала уборка картошки или моркови (требовалось по два человека от цеха) и ежедневная 15-минутная зарядка. По вторникам все 15 минут слушали политинформацию (что происходит в мире). С курением тоже было строго.

30 декабря перед Новым годом все собирались полным цехом. В этот день все приносили на обед свои кулинарные произведения, проводили дружное веселое новогоднее застолье и общим тайным голосованием выбирали победителей «конкурса» лучшего грима в историческом и современном кино. Тем, кто трудился и выполнял план по шитью, вручали премии к зарплате. После того, как фильм получал категорию, художникам давали премии в четыре-пять раз больше зарплаты. Это был хороший стимул делать свою работу качественно и с душой.
 

Рабочая солидарность


Художники не только делились опытом с ассистентами и гримерами, но и помогали коллегам в трудную минуту. К примеру, на съемки одного фильма приехала актриса со жженными волосами, которая должна была сниматься через день. Режиссер даже стал подумывать, как ее заменить. Молодой художник по гриму попросила помощи у коллеги. Они договорились, что об их сотрудничестве никто не должен знать — за это можно было получить «по шапке».

Когда все ушли, на студии остались актриса, которая должна была предстать в образе шикарной деловой ухоженной дамы, и два художника. Художники пошли на огромный риск, кардинально изменили ее цвет волос и сделали короткую модную стрижку.

Фото: Белинский Юрий / ТАСС
Фото: Белинский Юрий / ТАСС

На следующий день актриса пришла в группу, где уже обсуждали ее замену. Режиссер, когда ее увидел, сначала даже не узнал — ему очень понравилось преображение. И никто до сих пор не знает об этом, потому что история держалась в секрете.
 

Наследие системы


Этот мир рухнул, все перевернулось. Нам предстоит построить новый мир кино. Здесь читатель скажет: «Это все ностальгия». Но ностальгии у меня нет. Просто в мире снимают кино по старой системе, выстраивают профессиональное кинопроизводство с новыми технологиями в гриме. С системой цехов, где передают опыт молодым, где можно общаться с мастерами и заказывать нужные материалы. Где можно лично собрать команду из любой точки мира, где тебе не навязывают неопытных людей. Где именно ты, художник, на основе цельного сценария показываешь грим и образы актеров режиссеру, а также озвучиваешь продюсерам, что именно тебе нужно, чтобы воплотить все это в жизнь. Где со всеми подписывают договоры по всем законам юридического права, в которых учтены не только права продюсеров, но права художника.

Фото: Alysa Bajenaru
Фото: Alysa Bajenaru

В то время мы чувствовали, что делаем историю. Ведь советский кинематограф был большим динозавром — сильным и мощным, приносившим золотые яйца. Российское кино постепенно превращается в домашнюю курицу.

Давайте помечтаем и пожелаем нам, кинематографистам, чтобы наша курочка снова стала умным и сильным динозавром, у которого бы снова появился свой дом, где можно работать дружной семьей.
 
   
Светлана Мельчикова

Художник по гриму

Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. 
 
 
 

Обложка: художник-гример В.В. Аксенов / Коньков Александр/ТАСС

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Иди и не смотри: что не так с нашим кино о войне

К 9 мая мы пошли на жестокий эксперимент — посмотрели все те игровые фильмы, что отечественный кинематограф снимал о Великой Отечественной войне в последние годы. Теперь делимся мнением, почему почти все это плохо

  • 9 мая
  • 14490
Обзоры

Лучшие библиотеки сэмплов для киномузыки

Если у вас есть миди-клавиатура и небольшой набор оборудования, то вы уже можете писать музыку. Но чтобы она звучала убедительно, важно также использовать хорошие библиотеки сэмплов

  • 7 мая
  • 2061
Практика

Чем занимается режиссер

Почему чем меньше видно режиссера, тем лучше? Зачем постановщику лезть во все этапы кинопроизводства? Что такое творческий замысел и сколько нужно потратить времени и сил для его воплощения? И зачем тут сравнение с дирижером оркестра?

  • 14 мая
  • 1838
Обзоры

15 фильмов 72-го Каннского кинофестиваля: Тарантино, Джармуш, Рефн и Балагов

С 14 по 25 мая на Лазурном берегу вновь проходит Каннский кинофестиваль. Мы выделили полтора десятка самых любоптных и многообещающих новинок мирового авторского кино

  • 13 мая
  • 1859
Слова

«Я приехал в Бангладеш сделать не просто хорошее кино, а что-то на пределе возможностей»: оператор Азиз Жамбакиев об однокадровом фильме «День субботний»

В числе самых ярких картин прошедшего ММКФ — бангладешская драма «День субботний», снятая в сложнейшем формате однокадрового кино. Оператор Азиз Жамбакиев поделился с нами подробностями создания картины: особенности ритма и света, выбор оптики, специфика «восточного стиля» подготовки, а также форс-мажоры

  • 6 мая
  • 1587
Практика

Можно ли использовать простыни как низкобюджетные рассеиватели?

Если ваш бюджет на нуле, а вам нужен рассеянный свет, простыни могут казаться привлекательной альтернативой. Но так ли все просто, рассказывает оператор Льюис Макгрегор

  • 12 мая
  • 1480
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее