Практика

Как работал гримерный цех на советских киностудиях

Художник по гриму Светлана Мельчикова вспоминает, как была устроена работа на одной из крупных киностудий СССР и размышляет, чему современная киноиндустрия могла бы поучиться у советской системы

  • 18 января
  • 2615
Светлана Мельчикова

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

Хочу немного рассказать о жизни простого гримера в советские времена на киностудии в Екатеринбурге. Это была крупная молодая киностудия, открывшаяся в 1943 году. Образовали ее эвакуированные на Урал кинематографисты из Москвы и Ленинграда. Там снимали такие известные художественные фильмы, как «Один и без оружия», «Демидовы», «Приваловские миллионы»», «Зеркало для героя» и другие.
 
Фильм «Приваловские миллионы» (1972)

В штате было около 1500 человек. В год они выпускали около 10-12 фильмов. Само здание студии было построено в стиле конструктивизма в 1929-1930 гг, одно из немногих в Советском Союзе. Это была огромная кинофабрика со своим гримерным цехом. В нем работало 20 человек: начальник, мастер, художники-гримеры, ассистенты художника, гримеры и уборщица.

Попасть работать в гримерный цех с улицы было трудно. Все работники были с образованием (Одесского училища, Казанского театрального училища и Московского училища 1905 года ) по специальности «художник по гриму» (хотя в цех гримерами второго разряда брали иногда и отличников учебы парикмахерского училища).
 

Коллективный дух


Рабочий день в цеху начинался в 8.15. Полчаса выделяли на то, чтобы привести себя в порядок (как в фильме «Служебный роман»), а после все шли завтракать, ведь сытый гример — это половина успеха, а  вторая половина — хорошее настроение в коллективе. Художники, занятые на проектах, расходились по своим гримерным комнатам и вели подготовку к съемкам или пробы. С самого начала подготовки они выбирали ассистента, чтобы он сразу входил в курс подготовительного и съемочного периода и обучался премудростям профессии. Когда фильм заканчивался, они вместе возвращались в цех, шить постиж для фильмов в производстве или только готовящихся к нему.

На съемках фильма «Приваловские миллионы» (1972) / Фото: Музей Свердловской киностудии
На съемках фильма «Приваловские миллионы» (1972) / Фото: Музей Свердловской киностудии

Для работы на пробах и фильмах художник шел на склад, брал бороды, усы и парики. Режиссеры видели, как будут выглядеть герои, и могли утвердить грим. Если на складе чего-то не было, заказывали в постижерском цехе «Мосфильма». На исторических фильмах работали всем дружным коллективом.

Была в цеху библиотека: книги по гриму, старые альбомы с фотографиями, иностранные журналы с модными прическами и новинками грима, а также технологиями в мире кинопроизводства. На подготовке к съемкам группа несколько дней смотрела подборку художественных и документальных фильмов того времени, в котором будет сниматься новая картина, чтобы понимать нужную атмосферу.

Заканчивался рабочий день в 17.18. За полчаса до конца все приходили в цеховой кабинет отдыха, пили чай и делились рабочими моментами за прошедший день .В таком коллективе все чувствовали моральную и профессиональную поддержку.

Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Хотя были и неприятные вещи: осенью работников ждала уборка картошки или моркови (требовалось по два человека от цеха) и ежедневная 15-минутная зарядка. По вторникам все 15 минут слушали политинформацию (что происходит в мире). С курением тоже было строго.

30 декабря перед Новым годом все собирались полным цехом. В этот день все приносили на обед свои кулинарные произведения, проводили дружное веселое новогоднее застолье и общим тайным голосованием выбирали победителей «конкурса» лучшего грима в историческом и современном кино. Тем, кто трудился и выполнял план по шитью, вручали премии к зарплате. После того, как фильм получал категорию, художникам давали премии в четыре-пять раз больше зарплаты. Это был хороший стимул делать свою работу качественно и с душой.
 

Рабочая солидарность


Художники не только делились опытом с ассистентами и гримерами, но и помогали коллегам в трудную минуту. К примеру, на съемки одного фильма приехала актриса со жженными волосами, которая должна была сниматься через день. Режиссер даже стал подумывать, как ее заменить. Молодой художник по гриму попросила помощи у коллеги. Они договорились, что об их сотрудничестве никто не должен знать — за это можно было получить «по шапке».

Когда все ушли, на студии остались актриса, которая должна была предстать в образе шикарной деловой ухоженной дамы, и два художника. Художники пошли на огромный риск, кардинально изменили ее цвет волос и сделали короткую модную стрижку.

Фото: Белинский Юрий / ТАСС
Фото: Белинский Юрий / ТАСС

На следующий день актриса пришла в группу, где уже обсуждали ее замену. Режиссер, когда ее увидел, сначала даже не узнал — ему очень понравилось преображение. И никто до сих пор не знает об этом, потому что история держалась в секрете.
 

Наследие системы


Этот мир рухнул, все перевернулось. Нам предстоит построить новый мир кино. Здесь читатель скажет: «Это все ностальгия». Но ностальгии у меня нет. Просто в мире снимают кино по старой системе, выстраивают профессиональное кинопроизводство с новыми технологиями в гриме. С системой цехов, где передают опыт молодым, где можно общаться с мастерами и заказывать нужные материалы. Где можно лично собрать команду из любой точки мира, где тебе не навязывают неопытных людей. Где именно ты, художник, на основе цельного сценария показываешь грим и образы актеров режиссеру, а также озвучиваешь продюсерам, что именно тебе нужно, чтобы воплотить все это в жизнь. Где со всеми подписывают договоры по всем законам юридического права, в которых учтены не только права продюсеров, но права художника.

Фото: Alysa Bajenaru
Фото: Alysa Bajenaru

В то время мы чувствовали, что делаем историю. Ведь советский кинематограф был большим динозавром — сильным и мощным, приносившим золотые яйца. Российское кино постепенно превращается в домашнюю курицу.

Давайте помечтаем и пожелаем нам, кинематографистам, чтобы наша курочка снова стала умным и сильным динозавром, у которого бы снова появился свой дом, где можно работать дружной семьей.
 
   
Светлана Мельчикова

Художник по гриму

Заслуженный художник РФ. Работала над такими проектами, как «Герой нашего времени», «Время собирать камни», «Ехали два шофера», «Приказано забыть» и другими. 
 
 
 

Обложка: художник-гример В.В. Аксенов / Коньков Александр/ТАСС

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

10 лучших драм в истории кино: от «Гражданина Кейна» до «Трех билбордов»

Разбираемся, что необходимо хорошей драме с помощью очень субъективного(!) списка эталонных картин в этом жанре

  • 20 июля
  • 2507
Обзоры

Надо видеть: любимые фильмы Люка Бессона

Пускай новые фильмы Люка Бессона не идут ни в какое сравнение с его классикой, вроде «Леона» или «Пятого элемента», зато список любимых картин режиссера действительно заслуживает внимания: от шедевров анимации и блокбастеров до европейского арт-хауса и американского социального кино

  • 13 июля
  • 2178
Практика

Как это снято: «С широко закрытыми глазами»

20 лет назад на экраны вышел последний и самый спорный фильм Стэнли Кубрика. Погружаемся в непростую историю создания картины и изучаем ее особенности: рекорд съемочного периода, сюр, гирлянды и «мертвая» технология рир-проекции

  • 16 июля
  • 2095
Практика

Цвет в кино: особенности восприятия

Как с помощью гармонично выстроенной цветовой схемы кинематографисты привлекают внимание к содержанию сцены, выделяют персонажа, создают напряжение, задают общий тон повествованию? Разбираемся в правильных сочетаниях основных цветов

  • 17 июля
  • 1879
Практика

Тритмент: как написать, чтобы его прочли

Разбираемся, что такое тритмент, как его правильно написать и оформить, каких ошибок при создании стоит избегать и как с его помощью продать будущий сценарий

  • 14 июля
  • 1865
Практика

Сотрудничество художника по костюмам и режиссера

Зачем Эйзенштейн учился искусству кройки, как долго братья Коэны сотрудничают со своим художником по костюмам и с какой профессии начинал свою карьеру Джоэл Шумахер, рассказывает Ирина Жигмунд

  • 11 июля
  • 1662
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее