Практика

Мастер: Кристиан Бэйл

К выходу «Власти» с изрядно пополневшим Кристианом Бэйлом разбираемся в  творческой методике одного из самых сильных актеров современности: эксперименты с весом, раздвоение личности, акценты, а также причем здесь Станиславский и Сатана


Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров.
 

«Проклятый хамелеон»


Называть выдающихся актеров хамелеонами — это трюизм, и тем не менее к Кристиану Бэйлу такой эпитет применим как ни к кому другому. Бэйл очень разнообразен, за ним не закрепилось какого-либо единственного образа или амплуа. Он сам замечает, что не ищет роли, которые бы ему подошли, а наоборот — каждый раз старается адаптироваться под необычный, неожиданный характер. Благодаря этому Бэйл много раз бывал и героем, и злодеем, играл сумасшедших, неудачников, маньяков, наркоманов, «силовиков», военнопленных, аферистов, миллиардеров, иллюзионистов и вице-президентов. И почти всегда его роли неоднозначны, имеют двойное дно, но об этом чуть позже.

Кадр из фильма «Престиж» (2006) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Престиж» (2006) / Фото: Warner Bros.

Фильмография актера тоже соответствующе разнообразна (и, что немаловажно, преимущественно весьма успешна в плане соотношения бюджета и сборов). За более чем тридцать лет работы в кино (дебютировал Бэйл в двенадцатилетнем возрасте) актер принял участие почти в пяти десятках картин, среди которых были сказки и мюзиклы, исторические драмы и политические триллеры, научная фантастика и постапокалиптические боевики, вестерны и пеплумы, кинокомиксы и радикальный арт-хаус. Кажется, единственный жанр, в котором Бэйл до сих пор не отметился — это романтическая комедия. Актер так и говорит, что на этот формат у него табу, поскольку ему в этом жанре делать нечего.

Кристиан Бэйл и Стивен Спилберг на съемках фильма «Империя солнца» (1987) / Фото: Warner Bros.
Кристиан Бэйл и Стивен Спилберг на съемках фильма «Империя солнца» (1987) / Фото: Warner Bros.

Список режиссеров, с которыми Бэйл успел поработать тоже впечатляет. Ему находили применение такие мастера, как Стивен Спилберг, Кристофер Нолан, Ридли Скотт, Дэвид О. Расселл, Майкл Манн, Вернер Херцог, Терренс Малик, Адам МакКей, Мэри Хэррон, Чжан Имоу, а также Владимир Грамматиков. Можно сказать, что именно последний (а вовсе не Спилберг в «Империи солнца», как иногда утверждается) открыл талант Бэйла — сказочный фильм «Мио, мой Мио» стал дебютом юного актера. Таким образом получается, что Бэйлу довелось поработать еще и в советском кино, что для голливудском звезды, надо полагать, тоже уникальный опыт.
 

Эксперименты с весом


Кадр из фильма «Спасительный рассвет» (2006) / Фото: MGM
Кадр из фильма «Спасительный рассвет» (2006) / Фото: MGM

Пожалуй, первое, что приходит на ум при мысли об актерском методе Кристиана Бэйла — это его эксперименты с весом. Актер убежден, что тело — это не что иное, как инструмент, а внутренние трансформации при работе над ролью должны идти рука об руку с трансформациями внешними. Кроме того, исполнителю следует максимально внешне соответствовать своему герою — так героя удастся лучше понять, а значит и лучше воплотить.

Кадр из фильма «Афера по-американски» (2013 / Фото: Columbia Pictures
Кадр из фильма «Афера по-американски» (2013 / Фото: Columbia Pictures

Конечно, в экспериментах с весом в актерском мире нет ничего нового, но Бэйл достиг в этой области рекордных показателей и меняет вес с поразительной регулярностью. При своем нормальном весе в районе 80-85 кг для роли в фильме «Власть» актер набрал внушительные 18 кг. Прежде ту же самую массу он набирал для «Аферы по-американски». Также он несколько раз радикально сбрасывал вес: 14 кг для «Бойца», 25 кг для «Спасительного рассвета» и, наконец, рекордные 29 кг для «Машиниста» (для этого на протяжении четырех месяцев дневная диета актера состояла из воды, чашки кофе, банки тунца, одного яблока, а также нескольких стаканов виски и большого количества сигарет).

Кадр из фильма «Машинист» (2004) / Фото: Paramount Classics
Кадр из фильма «Машинист» (2004) / Фото: Paramount Classics

Любопытно, что сразу после съемок «Машиниста», весивший 55 кг Бейл был утвержден на роль Бэтмена — восстанавливая форму, актер всего за полгода набрал 31 кг (тут на помощь пришел различный джанк-фуд, вроде пончиков, бургеров и пиццы в огромной количестве, из-за чего актер даже перебрал с массой, так что в какой-то момент понадобилось еще немного похудеть).

Кадр из фильма «Власть» (2018) / Фото: Annapurna Pictures
Кадр из фильма «Власть» (2018) / Фото: Annapurna Pictures

Правда, сейчас мы вынуждены констатировать: ушла эпоха. После «Власти» Кристиан Бэйл заявил о прекращении экспериментов с весом, поскольку, во-первых, это становится небезопасно для здоровья, а во-вторых — от этого страдает супруга актера, которой невыносимо смотреть на профессиональные самоистязания мужа.
 

Метод Станиславского


У Кристиана Бэйла нет специального актерского образования (он планировал поступать в академию драматического искусства, но коллеги отговорили, убедив, что из подобных заведений выпускаются актеры-клоны), а сам он отмечает, что не использует никакую особую технику. Разве что обращается за поддержкой к Сатане, как Бэйл рассказал на недавнем вручении «Золотого глобуса».
 
Кристиан Бэйл на церемонии вручения премии «Золотой глобус»

Как бы то ни было, метод работы актера над ролью сильно напоминает систему Станиславского. Вживаясь в образ, Бэйл «делает то, что кажется подходящим для роли» или «то, что считает интересным для себя». Он тщательно изучает характер персонажа, пытается понять его мысли и переживания. В случае особо серьезных ролей актер погружается в образ едва ли не на весь период съемок.

Например, работая над «Машинистом», Бэйл спал лишь по два часа в сутки, стараясь прочувствовать и поддерживать угнетенное состояние своего героя. На «Американском психопате» он отказался от общения с группой, чтобы максимально вжиться в роль. Внешние изменения, как мы уже говорили, для Бэйла исключительно важны, но они не ограничиваются только лишь опытами с весом. Скажем, для «Власти» актер не только поправился, но и побрился налысо и высветлил брови.

Кадр из фильма «Американский психопат» (2000) / Фото: Lionsgate Films
Кадр из фильма «Американский психопат» (2000) / Фото: Lionsgate Films

Сам Бэйл отмечает, что иногда полная отдача себя роли способна сыграть злую шутку. Так, например, съемки фильма «Терминатор: Да придет спаситель» были омрачены скандалом. Во время работы над особенно сложной сценой Бэйл вышел из себя и набросился с матом на оператора-постановщика Шейна Херлбата, а запись конфликта стала достоянием общественности. Позже Бэйл объяснял несдержанное поведение трудностью съемок и пребыванием в нервозном и агрессивном состоянии своего героя.
 

Раздвоение личности


У Кристиана Бэйла нет амплуа, однако у целого ряда его героев можно выделить одну общую черту. А именно склонность к двуликости. Самый очевидный пример — «Престиж» Кристофера Нолана, где (осторожно, спойлер!) Бэйл играет братьев-близнецов иллюзионистов. Причем у них не только разные характеры, но и по ходу повествования герои радикально преображаются.
 
Сцена из фильма «Престиж» (2006)

В «Американском психопате» он выступает карикатурным воплощением манхэттенского яппи и вместе с тем обезумевшим кровавым потрошителем. В «Машинисте» трагедия героя, по сути, раскалывает надвое его сознание (этим ограничимся, чтобы вновь не давать спойлер). В «Афере по-американски» персонаж Бэйла буквально удивляет контрастом в поведении на людях и наедине с собой.

Наконец, и в нолановской трилогии о Бэтмене Бэйл тоже в общем-то одновременно играет двух разных героев: легкомысленного миллиардера-плейбоя и сурового, трагического, мрачного супергероя.

Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.
Кадр из фильма «Темный рыцарь» (2008) / Фото: Warner Bros.

Двуликость героев Бэйла, как правило, подразумевает наличие в человеке потаенной темной стороны, что, судя по ряду интервью, вообще является одной из любимых тем актера в искусстве.
 

Копирование акцентов


А вот эту особенность актерского почерка Бэйла можно оценить только если смотреть кино с его участием без дубляжа или закадрового перевода. В противном случае остается верить на слово англоязычной публике, которая удивляется не только после каждой следующей картины Бэйла, но и после его публичных выступлений.

Например, на последнем «Золотом глобусе» актер произвел впечатление на зрителей не только вышеназванным признанием в связях с Сатаной, но и своим натуральным уэльским акцентом. Актер настолько удачно имитирует на экране различные особенности произношения американского английского (например, бостонский акцент в «Бойце»), что для многих стало сюрпризом, что Бэйл на самом деле уроженец Уэльса и вообще считает себя англичанином.
 
Сцена из фильма «Боец» (2010)

Очевидно, что для Бэйла работа с акцентом — это еще один необходимый способ перевоплощения. И тут вновь вспоминается система Станиславского. Работая над ролью Бэтмена, актер держался образа весь период производства фильмов, и даже с прессой общался с акцентом Брюса Уэйна. Кстати, свое естественное произношение Бэйл использовал, кажется, только в одном фильме — в «Престиже».
 

Обложка: Актер Кристиан Бэйл / Фото: Armando Gallo / Zuma / TASS

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Практика

Влияние живописи на кинокостюм

Почему художники по костюмам обращаются к живописи? С какими проблемами они могут столкнуться, берясь за костюмный фильм или байопик? Разбираем на примере картин «Опасные связи», «Дракула Брэма Стокера», «Фрида» и других

13 августа 15050
Мнение

Что не так с фильмом Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде»

Мы одними из первых посмотрели новый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде» и поняли, что с ним (с режиссером, сценаристом, актерами и с самим кино) что-то не так. Пытаемся разобраться в чем подвох. Внимание: в статье полно чудовищных спойлеров!

8 августа 14602
Практика

Костюмы в фильмах Квентина Тарантино

Почему банда грабителей в «Бешеных псах» носит черные костюмы, отчего у героини Умы Турман из «Криминального чтива» короткие брюки, а в «Убить Билла» — желтый спортивный костюм, рассказывает художник по костюмам Ирина Жигмунд

4 августа 5183
Практика

Приемы: Правило третей

Правило третей – это базовый композиционный прием в живописи, фотографии и кинематографе. Мы рассмотрим, как эффективно его использовать для создания идеального кадра и сочетать с другими художественными приемами

5 августа 4185
Практика

Разбираемся в теории кино. Часть 1

Теория кино (не путать с кинокритикой) — увлекательная дисциплина. С ее помощью вы легко сможете разобрать фильм или сериал на составные части, а также понять глубинные смыслы произведения, которые ускользают от обычного зрителя

9 августа 2436
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее