Практика

Мастер: Вернер Херцог

Исследуем стиль и творческий метод Вернера Херцога, а заодно разбираемся, как заработать славу самого безумного режиссера в истории: романтизм, экстрим, режиссура ландшафта, экзотические края и прыжки на кактусы


Романтизм: обреченный бунт и «Конкистадор Бессмысленного»


Романтизм: обреченный бунт и «Конкистадор Бессмысленного» / Кадр из фильма «Фицкарральдо» (1982)Кадр из фильма «Фицкарральдо» (1982)

Вернера Херцога часто называют последним великим кинорежиссером, связанным с романтической культурной традицией. И действительно, вряд ли у кого из его современных коллег можно в том же объеме обнаружить свойственные романтизму черты: культ чувственного начала, болезненную гигантоманию, склонность к мистицизму, неустанный поиск связи человека с природой и интерес к возвышенному в предметах и явлениях. В русле романтической парадигмы Херцог видит мир в трагических тонах и работает с соответствующими сюжетами. В целом их можно охарактеризовать так: обреченный бунт одиночки — торжественный, но бессмысленный. Вот и сам Херцог именует себя не иначе как «Конкистадор Бессмысленного», намекая на то, что его отчаянные попытки вместе с героями разгадать тайны мироздания, мало приближают к познанию некой высшей истины, а лишь убеждают в том, что мир непознаваем, а вечные вопросы так и останутся вечными.
 

Экзотические локации — весь мир как съемочная площадка


Экзотические локации — весь мир как съемочная площадка / Кадр из фильма «Стеклянное сердце» (1976)Кадр из фильма «Стеклянное сердце» (1976)

Еще одна характеристика, прочно закрепившаяся за Херцогом — «величайший кочевник из современных режиссеров». На Земле, должно быть, не осталось места, где бы он не побывал с кинокамерой. Произвольно ткните в любую точку на карте, и почти наверняка окажется, что о ней можно узнать что-нибудь интересное из фильмов Херцога. Он единственный в мире снимал на всех континентах, отметившись в Перуанских джунглях и в горах Патагонии, на заснеженных просторах Сибири и в песках Сахары, на островах Карибского моря и в Персидском заливе, в Австралии и в Антарктиде, во многих странах Азии, Африки и Южной Америки. Даже работая в родной Европе, Херцог стремится отыскать какие-то удивительные места: баварские горы, озеро Лох-Несс, скалистые острова Ирландии, «Мраморный» замок в Моравии, пещера Шове во Франции. Ну а прозаичные окраины Нового Орлеана и Сан-Диего на таком экзотическом фоне тоже кажутся чем-то из ряда вон. Любопытно, что обширная география никоим образом не мешает самоидентификации Херцога — он продолжает называть себя исключительно «баварским» режиссером. 
 

Экстрим и эксцентрика: от парохода на холме к поеданию туфлей



Сцена из фильма «Фицкарральдо» (1982)

Съемки фильмов Херцога — дело крайне небезопасное. Режиссер славится своей любовью к нестандартным и даже экстремальным условиям работы, а также склонностью создавать самые немыслимые ситуации на ровном месте. Не случайно его называют садистом и сумасшедшим. Приведем несколько хрестоматийных примеров. Снимая «Агирре, гнев Божий», Херцог заставил четыре сотни человек статистов с десятками лошадей по команде спускаться с отвесного шестисотметрового обрыва (зато какой завораживающий получился открывающий кадр!). 

На «Стеклянном сердце» актеры играли, погруженными в гипноз, что по мысли Херцога должно было усилить сомнамбулическую атмосферу фильма. Работая над «Носферату: Призрак ночи», режиссер заполонил нидерландский городок Схидам десятками тысяч крыс. А для роли в «Спасительном рассвете» заставил Кристиана Бейла похудеть на двадцать пять килограмм и съесть живую змею. Но апофеоз безумств Херцога это, конечно же, «Фицкарральдо». Здесь не терпящий муляжей и павильонных съемок режиссер перетащил настоящий пароход через настоящую гору. При этом использовались лишь лебедка, опорный столб и ручной труд семи сотен индейцев.


Трейлер фильма «Вернер Херцог ест свою туфлю» (Лес Бланк, 1980)

Про такие сопутствующие съемкам фильмов Херцога мелочи, как эпидемии среди группы, участия в государственных переворотах, аресты и нападения умолчим. Но нельзя пройти мимо выходок режиссера, пусть и не имеющих прямого отношения к созданию кино, но красноречиво говорящих о его характере. Так, завершение съемок картины «И карлики начинали с малого» Херцог отметил, прыгнув голышом на двухметровый кактус. А проиграв однажды в споре, съел свои ботинки, предварительно, разумеется, отварив их и добавив специи. 

Кроме того, Херцог суеверен и склонен к мистике. Узнав о том, что его близкий друг, киновед Лотте Айснер находится при смерти, он за две недели прошел на своих двоих путь в семьсот километров из Мюнхена до Парижа. Такая жертва оказалась не напрасной — Айснер выздоровела и благополучно прожила еще девять лет. Херцог убежден, что подобные поступки необходимо совершать время от времени, поскольку именно они и наделяют жизнь смыслом. Впрочем, свою эксцентричность режиссер прекрасно осознает, скромно замечая: «Мое место в сумасшедшем доме, а не в кино».
 

Длинные панорамы: Каспар Давид Фридрих и режиссура ландшафта



Сцена из фильма «Стеклянное сердце» (1976)

«Большинство моих фильмов проистекает из пейзажей» — говорит Херцог. Потому обязательный элемент любой его картины — длинные панорамные кадры, обычно статичные. Долгое вглядывание в них неизменно рождает гипнотический эффект, заставляя усомниться в реальности происходящего на экране. Режиссер с помощью панорам внимательно изучает природу, созданные ей пространства, но интересует его при этом не просто красота, а глубина, внутреннее, метафизическое содержание пейзажа и даже мировая душа. В этом плане на Херцога повлиял его любимый художник-романтик Каспард Давид Фридрих, одним из первых «открывший трагизм в пейзажной живописи». Сам Херцог смело заявляет, что «срежиссировать можно и ландшафт». Правда, по свидетельству его соавторов на это порой уходит немало времени — краткого момента определенного положения облаков или прозрачности туманной дымки режиссер может ждать по несколько часов и даже дней. 
 

Сумасшедшие герои: от маленьких людей к сверхчеловеку


Сумасшедшие герои: от маленьких людей к сверхчеловеку / Вернер Херцог и Клаус Кински на съемках фильма «Зеленая кобра» (1987)Вернер Херцог и Клаус Кински на съемках фильма «Зеленая кобра» (1987)

Герои Херцога под стать своему автору — то ли гении, то ли сумасшедшие, но в любом случае — уникумы, которым не откажешь в колоритности. Режиссер выводил на экран образы конкистадоров и каучуковых баронов, искателей приключений и экстремалов, императоров-людоедов и олимпийских чемпионов, южноамериканских индейцев и австралийских аборигенов, карликов и людей-маугли, пророков и самозванцев, аутистов и слепоглухонемых, наконец, вампиров. Но все многообразие этих персонажей, которых сам Херцог определяет как «бунтарей-одиночек», можно свести к двум крайностям: с одной стороны сверхлюди, титаны, с другой — маленькие люди, униженные и оскорбленные. 

Кадр из фильма «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974)Кадр из фильма «Каждый за себя, а Бог против всех» (1974)

В наиболее частом виде такие характеры воплотили любимые актеры Херцога золотого периода его творчества: Клаус Кински и Бруно С. Первый вошел в историю как один из величайших актеров. Второй был непрофессионалом, до знакомства с Херцогом двадцать лет скитавшимся по тюрьмам и психиатрическим лечебницам. Кински славился неуравновешенностью, почти одержимостью. Бруно был вечным аутсайдером и почти юродивым. Герои Кински самозабвенно напрашивались на схватку с окружающим миром, а персонажи Бруно стремились подальше от этого мира убежать. Но и тех и других неизменно ожидал трагический финал. На примере этих двух актеров прослеживается важная черта творческого метода Херцога — он подбирает исполнителей так, чтобы они органически соответствовали своим экранным образам и, по большому счету, играли бы самих себя.
 

Непрофессиональные актеры: «монстры» и уникумы


Непрофессиональные актеры: «монстры» и уникумы / Кадр из фильма «Строшек» (1977)Кадр из фильма «Строшек» (1977)

Херцог часто работает с непрофессиональными актерами. Критерий выбора простой. Если человек обладает некими качествами, которые интересны режиссеру, он обязательно найдет им применение в своем фильме. Главное, чтобы присутствовало «правдивое чувство». Не удивительно, что часто исполнителями у Херцога становятся люди нестандартной внешности или внутренних качеств, например, дикари, лилипуты, цирковые артисты, глухонемые, инвалиды, блаженные. 

Непрофессиональные актеры: «монстры» и уникумы / Кадр из фильма «И карлики начинали с малого» (1970)Кадр из фильма «И карлики начинали с малого» (1970)

Режиссера нередко обвиняют в том, что он будто бы выводит на экран сплошных монстров и «уродов». На это он отвечает, что монструозным, уродливым и неправильным является как раз все то, что мы привыкли считать нормальным: «Потребительские товары, магазины, стул, дверная ручка, а также религиозное поведение, застольные манеры, система образования». Иными словами, чем более уникален и непосредственен человек, тем у него больше шанс оказаться в фильме Херцога. 
 

Игровое или документальное?


Игровое или документальное? / Кадр из фильма «Мой лучший враг - Клаус Кински» (1999)Кадр из фильма «Мой лучший враг - Клаус Кински» (1999)

Один из моментов в творчестве Херцога, который вызывает наиболее острые дискуссии — это граница между игровым кино и документальным. Вернее, сказать, ее отсутствие, потому как режиссер не признает подобное деление, отмечая, что и в документалистике не обходится без условности и постановки, и в художественных фильмах нельзя без естественности или «голой правды». Об отказе от традиционного деления кинематографа говорит и метод съемок Херцога. Он не делает раскадровок, львиную долю сцен обычно снимает в импровизационном порядке и крайне редко требует больше пары-тройки дублей (благодаря чему, кстати, несмотря на всю эксцентрику, обходится скромными бюджетами и не выходит за графики). При этом Херцог критически относится к принципам cinéma vérité, утверждая, что фиксация факта не имеет никакой связи с правдой. 
 

Музыка: классика, этника и Popol Vuh



Саундтрек Popol Vuh к фильму «Агирре, гнев божий» (1972)

Особые отношения у Херцога с музыкой. Она всегда для него служит не просто фоном или иллюстрацией к визуальному ряду. Музыка обязательно находится в тонком ритмическом взаимодействии с изображением, согласуясь, например, с пейзажем. Сам Херцог утверждает, что наибольшее влияние на него оказала музыка позднего Средневековья. В то же время в его фильмах можно услышать самое разное сопровождение: Вивальди, Моцарта, Бетховена, Верди, Рихарда Штрауса, Вагнера, а также народную музыку — например мелодии Грузии или инков. Особое место занимает немецкая группа Popol Vuh, чей краут-рок в смелом сочетании с этническими стилизациями придавал особое измерение лучшим фильмам Херцога 70-80-х годов. Наконец, добавим, что Херцог еще является и оперным постановщиком, причем по его собственному мнению опера у него получается несравнимо более впечатляющей, чем кино. Хотя, казалось бы, куда уж больше!

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

20 самых значимых фильмов для операторов

Представляем 20 фильмов ХХ века, которые оказали наибольшее влияние на операторское искусство. Список составлен на основе голосования членов American Society of Cinematographers (Американского общества кинооператоров)

11 января 8787
Мнение

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

«Блокбастер человеческих судеб» — так называет в многочисленных интервью свой новый фильм «Вторжение» Федор Бондарчук, также добавляя, что это ни в коей мере не сиквел «Притяжения». Давайте посмотрим, что же не так в этом «несиквеле». И как всегда: внимание, спойлеры!

15 января 5768
Техника

Техника до «Оскара» доведет — 2020

Американская киноакадемия объявила номинантов, а мы по традиции смотрим, какая техника использовалась авторами картин в категориях «Лучший фильм», «Лучшая режиссура» и «Лучшая операторская работа». Бонусом — комментарии операторов о съемках

13 января 3432
Практика

Налет времени, патина и изысканность в костюмах фильма «Звездные войны: Скайуокер. Восход»

О том, как осовременить классическую фантастическую киносагу, «переодеть» кадры с ныне покойной Кэрри Фишер, собрать шлем с помощью старинной японской техники и о многом другом рассказывает художник по костюмам «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Майкл Каплан

12 января 2881
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее