Практика

10 советов Стивена Спилберга

Стивен Спилберг вчера отметил 70-летний юбилей, а сегодня рассказывает о ключе к успешному проекту, редактуре сценария, интуиции, стрессе и зрителе как соавторе

  • 19 декабря 2016
  • 7937
Павел Орлов

01. Ключ к успешному проекту — работа с командой


Когда я снимал кино в детстве, я не работал с командой. Был только я и мои друзья, которым я говорил, что делать. Но повзрослев, я понял, что кинопроизводство — это умение оценивать таланты других людей и находить им применение. И важно понимать, что в одиночку кино не сделаешь.   
 

02. Не бойтесь переделывать сценарий


Кадр из фильма «Идниана Джонс. В поисках утраченного ковчега» (1981) / 10 советов Стивена СпилбергаКадр из фильма «Идниана Джонс. В поисках утраченного ковчега» (1981) 

Я постоянно перерабатываю сценарий. Меняю последовательность сцен, что-то добавляю, и прежде всего, переделываю диалоги. В фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» почти не осталось реплик, которые изначально были в сценарии Лоуренса Кэздана. Например, там была трехстраничная сцена боя на мечах. Пожалуй, самая подробно описанная драка в истории кино. Но на площадке с этой сценой возникли проблемы. В итоге мы все измучались, и я предложил Харрисону Форду взять и пристрелить соперника. А три страницы из сценария были просто вырваны. 
 

03. Продумывайте сцену в голове


Самый важный навык кинематографиста — научиться видеть сцену в своей голове. Пытайтесь сначала просчитать все про себя, а уже потом снимайте.
 

04. Ваши представления о собственном фильме обязательно окажутся неправильными


Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993)Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993)

Большинство моих представлений о съемках обычно не совпадают с действительностью. Например, «Список Шиндлера». Я был абсолютно уверен: чтобы ни происходило на съемках в Польше, я смогу от этого отстраниться, просто поставив камеру между собой и действием. В первый же съемочный день я понял, что это невозможно. Я сразу же осознал, что мне предстоит самый личный профессиональный опыт в жизни. Это был убийственный опыт, от которого я, пожалуй, не оправился до сих пор. В то же время качество работы на картине было на высшем уровне. Но играла роль сама тема. В итоге этот фильм изменил судьбы всех, кто над ним работал, в том числе и мою. 
 

05. Стресс и ужас могут окупиться с лихвой 


Кадр из фильма «Челюсти» (1975)Кадр из фильма «Челюсти» (1975)

Тот стресс и ужас, который я пережил, снимая «Челюсти», в итоге с лихвой окупился. Во-первых, успех фильма позволил мне запуститься с «Близкими контактами третьей степени», картиной, о которой я мечтал, но которая долгое время никому не была нужна. Во-вторых, успех «Челюстей» дал мне право финального монтажа до конца моих дней. Но самое главное — благодаря «Челюстям» я научился смирению, в том смысле, что я стал сдерживать свое воображение фактами реальной действительности.
 

06. Расширяйте границы возможного


Человеку необходимо постоянно рисковать, подходить к границам привычного. За этим зрители часто и идут в кино, потому что кинематографисты способны подвести их к краю обрыва, столкнуть с него, а потом, как во сне, пробудить в последний момент.
 

07. Больше не всегда значит лучше


Кадр из фильма «Парк Юрского периода 2. Затерянный мир» (1997)Кадр из фильма «Парк Юрского периода 2. Затерянный мир» (1997)

Раздутые бюджеты губят Голливуд. Сверхдорогостоящие проекты выдавливают все остальные разновидности фильмов. И это ужасно. Когда я снимал «Парк Юрского периода 2», я специально ограничил число спецэффектов, потому что они были неподъемно дорогими. Восемь секунд ходьбы динозавра в кадре стоили порядка $80 тысяч. А кадр с четырьмя динозаврами на заднем плане обходился в $150 тысяч. Но мы понимали, что больше не означает лучше. 
 

08. Доверьтесь судьбе


У меня никогда не было карьерного плана. Конечно, мы все их строим, особенно это важно, когда мы выбираем свою профильную дисциплину. Я же учился по специальности, в которой я себя не видел. Отец же настоял, чтобы я получил образование не случай, если с кино ничего не получится. Но в итоге мне повезло — я попал в кино, и случилось это во многом благодаря счастливому совпадению. В то же время я могу сказать, что у меня не было иного выбора. Я мечтал только о кино. Но мечта — это не то, что сбудется, и ты знаешь об этом. Мечта — это то, что может произойти или нет. 
 

09. Прислушайтесь к интуиции


Кадр из фильма «Инопланетянин» (1982)Кадр из фильма «Инопланетянин» (1982)

Мысль, которую я не устаю повторять своим детям. Самая сложная вещь — научиться слушать свои инстинкты, свою интуицию. Она ведь не кричит, а шепчет. Расслышать очень сложно. Но интуиция подсказывает нам решения ежедневно, поэтому можно научиться прислушиваться к ней. Если это что-то, что трогает ваше сердце, и если вы отчетливо понимаете, что хотите посвятить этому всю свою жизнь, то это действительно ваше призвание, которое принесет пользу всем нам.
 

10. Зритель — это ваш соавтор


Когда я показал друзьям свой самый первый фильм, они были в восторге: кричали, хлопали, смеялись. Тогда меня это необычайно воодушевило, и я понял, что больше не смогу жить без подобного одобрения, без коллективного отклика зрителя. Поэтому многие мои фильмы, особенно ранние, — они о зрителе, об обычных людях. И снимая кино, я постоянно думаю о зрителе, о том, что его захватит, что его впечатлит, что заставит его смеяться, а что — кричать. Поэтому зритель — это мой партнер и соавтор.

Источники: Blue Cat Screenplay Competition, Film Fu, Film School Rejects, The Harvard Crimson.


Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Главные сериалы этого лета

И Вангой быть не надо: треть этого лета все будут смотреть только футбол. Но среди человечества есть ренегаты, которые не любят ни мячики, ни спорт в принципе. Дорогие наши, мы идем к вам на выручку! Мы нашли несколько сериалов, которые могут заменить вам спортивные трансляции, сон и еду на целое лето

  • 7 июня
  • 6870
Практика

Как заполнить туманом локацию под открытым небом

Несколько относительно простых способов сделать кадры атмосфернее, не покупая дым-машину

  • 9 июня
  • 3361
Техника

Чем отличаются камеры RED: разбор обновленной линейки

После того, как компания RED объявила, что сокращает количество моделей своих камер, разобраться в их особенностях стало гораздо проще. Оператор Тим Фок перечисляет основные отличия

  • 7 июня
  • 2921
Мнение

«Лето»: на самом деле этого не было

Фильм «Лето» может взбесить старых поклонников Виктора Цоя и Майка Науменко, но может влюбить в себя юных пионеров. Он про музыку или про любовь? Или про любовь к музыке? А если про любовь и влюбленность, то к кому именно? Ответ надо искать в сценарии 

  • 8 июня
  • 2776
Практика

5 советов ассистентов оператора

Члены съемочной группы, которых обычно обходит стороной внимание журналистов, советуют режиссерам, как работать с подчиненными, чтобы следующий проект добился успеха

  • 9 июня
  • 2494
Практика

Как авторы сериала «Касл-Рок» получили благословение Стивена Кинга и утвердили актрису через Twitter

Увидев, как Стивен Кинг кричит на героев сериала «Касл-Рок», продюсеры Сэм Шоу и Дастин Томасон поняли, что сделали хорошую адаптацию

  • 10 июня
  • 2330
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее