Практика

10 советов Стивена Спилберга

Стивен Спилберг вчера отметил 70-летний юбилей, а сегодня рассказывает о ключе к успешному проекту, редактуре сценария, интуиции, стрессе и зрителе как соавторе

  • 19 декабря 2016
  • 7666
Павел Орлов

01. Ключ к успешному проекту — работа с командой


Когда я снимал кино в детстве, я не работал с командой. Был только я и мои друзья, которым я говорил, что делать. Но повзрослев, я понял, что кинопроизводство — это умение оценивать таланты других людей и находить им применение. И важно понимать, что в одиночку кино не сделаешь.   
 

02. Не бойтесь переделывать сценарий


Кадр из фильма «Идниана Джонс. В поисках утраченного ковчега» (1981) / 10 советов Стивена СпилбергаКадр из фильма «Идниана Джонс. В поисках утраченного ковчега» (1981) 

Я постоянно перерабатываю сценарий. Меняю последовательность сцен, что-то добавляю, и прежде всего, переделываю диалоги. В фильме «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» почти не осталось реплик, которые изначально были в сценарии Лоуренса Кэздана. Например, там была трехстраничная сцена боя на мечах. Пожалуй, самая подробно описанная драка в истории кино. Но на площадке с этой сценой возникли проблемы. В итоге мы все измучались, и я предложил Харрисону Форду взять и пристрелить соперника. А три страницы из сценария были просто вырваны. 
 

03. Продумывайте сцену в голове


Самый важный навык кинематографиста — научиться видеть сцену в своей голове. Пытайтесь сначала просчитать все про себя, а уже потом снимайте.
 

04. Ваши представления о собственном фильме обязательно окажутся неправильными


Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993)Кадр из фильма «Список Шиндлера» (1993)

Большинство моих представлений о съемках обычно не совпадают с действительностью. Например, «Список Шиндлера». Я был абсолютно уверен: чтобы ни происходило на съемках в Польше, я смогу от этого отстраниться, просто поставив камеру между собой и действием. В первый же съемочный день я понял, что это невозможно. Я сразу же осознал, что мне предстоит самый личный профессиональный опыт в жизни. Это был убийственный опыт, от которого я, пожалуй, не оправился до сих пор. В то же время качество работы на картине было на высшем уровне. Но играла роль сама тема. В итоге этот фильм изменил судьбы всех, кто над ним работал, в том числе и мою. 
 

05. Стресс и ужас могут окупиться с лихвой 


Кадр из фильма «Челюсти» (1975)Кадр из фильма «Челюсти» (1975)

Тот стресс и ужас, который я пережил, снимая «Челюсти», в итоге с лихвой окупился. Во-первых, успех фильма позволил мне запуститься с «Близкими контактами третьей степени», картиной, о которой я мечтал, но которая долгое время никому не была нужна. Во-вторых, успех «Челюстей» дал мне право финального монтажа до конца моих дней. Но самое главное — благодаря «Челюстям» я научился смирению, в том смысле, что я стал сдерживать свое воображение фактами реальной действительности.
 

06. Расширяйте границы возможного


Человеку необходимо постоянно рисковать, подходить к границам привычного. За этим зрители часто и идут в кино, потому что кинематографисты способны подвести их к краю обрыва, столкнуть с него, а потом, как во сне, пробудить в последний момент.
 

07. Больше не всегда значит лучше


Кадр из фильма «Парк Юрского периода 2. Затерянный мир» (1997)Кадр из фильма «Парк Юрского периода 2. Затерянный мир» (1997)

Раздутые бюджеты губят Голливуд. Сверхдорогостоящие проекты выдавливают все остальные разновидности фильмов. И это ужасно. Когда я снимал «Парк Юрского периода 2», я специально ограничил число спецэффектов, потому что они были неподъемно дорогими. Восемь секунд ходьбы динозавра в кадре стоили порядка $80 тысяч. А кадр с четырьмя динозаврами на заднем плане обходился в $150 тысяч. Но мы понимали, что больше не означает лучше. 
 

08. Доверьтесь судьбе


У меня никогда не было карьерного плана. Конечно, мы все их строим, особенно это важно, когда мы выбираем свою профильную дисциплину. Я же учился по специальности, в которой я себя не видел. Отец же настоял, чтобы я получил образование не случай, если с кино ничего не получится. Но в итоге мне повезло — я попал в кино, и случилось это во многом благодаря счастливому совпадению. В то же время я могу сказать, что у меня не было иного выбора. Я мечтал только о кино. Но мечта — это не то, что сбудется, и ты знаешь об этом. Мечта — это то, что может произойти или нет. 
 

09. Прислушайтесь к интуиции


Кадр из фильма «Инопланетянин» (1982)Кадр из фильма «Инопланетянин» (1982)

Мысль, которую я не устаю повторять своим детям. Самая сложная вещь — научиться слушать свои инстинкты, свою интуицию. Она ведь не кричит, а шепчет. Расслышать очень сложно. Но интуиция подсказывает нам решения ежедневно, поэтому можно научиться прислушиваться к ней. Если это что-то, что трогает ваше сердце, и если вы отчетливо понимаете, что хотите посвятить этому всю свою жизнь, то это действительно ваше призвание, которое принесет пользу всем нам.
 

10. Зритель — это ваш соавтор


Когда я показал друзьям свой самый первый фильм, они были в восторге: кричали, хлопали, смеялись. Тогда меня это необычайно воодушевило, и я понял, что больше не смогу жить без подобного одобрения, без коллективного отклика зрителя. Поэтому многие мои фильмы, особенно ранние, — они о зрителе, об обычных людях. И снимая кино, я постоянно думаю о зрителе, о том, что его захватит, что его впечатлит, что заставит его смеяться, а что — кричать. Поэтому зритель — это мой партнер и соавтор.

Источники: Blue Cat Screenplay Competition, Film Fu, Film School Rejects, The Harvard Crimson.


Комментарии

Комментариев: 1

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Незаменимых нет: 10 актеров, которых заменили посреди съемок

В триллере Ридли Скотта «Все деньги мира» место Кевина Спейси, благодаря известным обстоятельствам, занял Кристофер Пламмер. Вспоминаем другие случаи, когда актеров заменяли во время съемок

  • 9 февраля
  • 7095
Практика

Как это снято: «Большой Лебовски»

Вот уже 20 лет как Чувак из «Большого Лебовски» напоминает нам, что «бывает, ты ешь медведя, а бывает, медведь — тебя». Разбираем, как создавалась культовая картина братьев Коэн

  • 15 февраля
  • 6807
Практика

12 правил работы в кино от Томми Вайсо

За Томми Вайсо закрепилась слава худшего режиссера в истории кино, зато Джеймс Франко снял о нем фильм «Горе-творец», а его «Комната» до сих пор с успехом идет в повторном прокате. Чем не повод прислушаться к его профессиональной мудрости?

  • 11 февраля
  • 3637
Практика

3 сценарные ошибки «Убийства священного оленя», которые стали его преимуществом

Греческие кинематографисты Йоргос Лантимос и Эфтимис Филиппоу получили в прошлом году на Каннском фестивале приз за лучший сценарий. Мы не можем пройти мимо и не прочитать сценарий заново, чтобы понять, как его структура работает на зрителя

  • 16 февраля
  • 3397
Практика

Дневник одного проекта, или Как снимать 10-минутный фильм в течение 5 лет. Часть 1

Почему съемки трехстраничного сценария никогда не будут проще производства полнометражного фильма, когда пустяковая локация в черте Москвы становится проблемой, для чего не стоит разбрасываться контактами и как каждая ошибка становится важным уроком

  • 13 февраля
  • 3103
Практика

«Дюнкерк»: воссоздание военной действительности

Фильм Кристофера Нолана показывает события, произошедшие во Франции в 1940 году, когда союзные войска были прижаты к морскому побережью. Фактически, это три разных фильма, действие которых разворачивалось на побережье Дюнкерка, в воздухе и на море. Рассказываем, как для фильма создавали военную среду

  • 13 февраля
  • 2571
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее