Практика

«У любого диктора уход за голосом должен быть в приоритете — это нормальное отношение к своей профессии»

У каждого, кто занимается голосом, хочет стать диктором, ведущим или вокалистом, есть вопросы, как правильно пользоваться своим голосовым аппаратом. Что есть, что пить, как выстроить свой рабочий день, от каких привычек отказаться, а какие могут быть полезны. Мы отправились на конференцию «Голос — 2018», чтобы получить ответы на некоторые самые распространенные вопросы

  • 30 октября
  • 1570
Артур Кулаков

Еще больше полезных статей на tvkinoradio.ru для сценаристов, режиссеров, операторов, монтажеров, художников-постановщиков, художников по костюмам, звукорежиссеров, композиторов, супервайзеров визуальных эффектов и продюсеров

На наши вопросы ответила Татьяна Маерс — остеопат, диктор, режиссер, педагог по речи. Она получала образование по голосу в Германии у всемирно известного остеопата Якоба Либермана, который работает с артистами театра La Scala.

Татьяна Маерс / Фото: Евгений Пахоль
Татьяна Маерс / Фото: Евгений Пахоль 

— Для многих дикторов, особенно начинающих, дыхание — это «темный лес» и далеко не все понимают, как «правильно дышать». Как сделать так, чтобы человека не пугало само понятие правильного дыхания?

— Может и нужно, чтобы оно немного напугало сначала. Когда речь идет о постановке голоса, все начинается с дыхания, и на это не надо жалеть времени. Может быть, важно позаниматься год только дыханием перед артикуляционными техниками и речевыми нюансами. Наши мышцы должны привыкнуть дышать по-другому. Рекомендую не бежать вперед, в более активные речевые упражнения.

— Есть тезис, что мы при рождении все умеем правильно дышать, у нас правильный голос, а голосовые зажимы появляются взросления. Это правда?

— Я недавно была в Сергиевом Посаде. Там увидела маленького мальчика с бабушкой. Они были вынуждены долгое время находиться в замкнутом пространстве. Мальчик много шумел, а бабушка постоянно говорила ему: «Замолчи, закрой рот, перестань кричать». Представьте, к чему это может привести.

Интересный момент: если посмотреть старые фильмы («Застава Ильича», «Время, вперед!» и другие советские картины), то в городской среде мы обязательно услышим это громкое распевное-деревенское: «Эээй, Петькааа, идиии сюда!». В город приезжали люди из деревень, а там у них было больше пространства, они были вынуждены на это пространство распространять свой голос. Сейчас у нас пространства маленькие, квартирки маленькие, домики маленькие. Не принято голос посылать на большие расстояния, и это тоже влияет на нас.

Татьяна Маерс / Фото: Евгений Пахоль
Татьяна Маерс / Фото: Евгений Пахоль 

— Многие преподаватели вокала говорят, что при работе с голосом не стоит активно заниматься спортом, особенно девушкам. И что спортивные, хорошо физически подготовленные люди поют хуже. Почему?

— Если мышцы напряжены, то звук не будет так хорошо распространяться по жидкостной среде нашего организма: он будет упираться в стены мышечных блоков. Для звучащего человека необходимо умеренно расслабленное и при этом, устойчивое тело. А для устойчивости нужно некоторое напряжение брюшного пресса, особенно для выдоха. В то же время нам нужно быть расслабленными. Как это сочетать? Если вы занимаетесь голосом и при этом постоянно посещаете тренажерный зал — не пренебрегайте растяжкой, чтобы вы не были как «кирпичики».

— Насколько сильно диафрагма связана с остальными органами?

— Очень сильно, просто колоссально. Диафрагма влияет на все органы, расположенные как над ней, так и под ней. Есть очень мощная связь с печенью — огромный орган, который должен двигаться, когда мы дышим. С диафрагмой сильно связан и желудок.

Татьяна Маерс / Фото: Евгений Пахоль
Татьяна Маерс / Фото: Евгений Пахоль 

Когда диафрагма дышит, она продавливает внутренние органы. И внутренние органы в своем связочном аппарате должны быть эластичны, чтобы совершать свой «танец»: сходиться и расходиться. Если диафрагма напряжена, то она будет влиять на функции органов. То есть не будет происходить помпаж, естественный массаж внутренних органов во время дыхания.

Если у нас ограниченное дыхание — это влияет на наш функционал и на наше состояние физической бодрости. Должна не только диафрагма быть расслаблена вместе с подсвязочным аппаратом поддиафрагмальным, но и сердце.

— Многим дикторам знакомо: съел или попил что-то не то — голос не звучит. Почему?

— Давайте сравним наше тело с гитарой. Что в ней звучит? Внутреннее пространство, дека. Что для голоса является внутренним пространством? Слизистая. А слизистую я называю «царица удовольствия». Причем вся слизистая — это единая структура. Слизистая, например, гортанного блока и слизистая наших нижних центров взаимодействуют друг с другом очень хорошо. И если мы съели что-то не то — слизистая отреагирует.

Она реагирует на химический состав пищи, на количество воды, которое циркулирует в нашем организме. Слизистая может сохнуть, обезвоживаться, может, наоборот, отекать. Приехали мы на море — как мы красиво звучим! Это повлияла влажность воздуха. Зимой дома включили батареи — мы уже не звучим: слизистая среагировала на сухость.

Желудок связан не только связан с нашей диафрагмой, но и с нашей глоткой, а глотка и пищевод очень интимно соединены. Пищевод находится прямо за глоточным комплексом, и между ними есть маленькие связочки. Соответственно, если у нас переполнен желудок, то нашей гортани уже будет тяжелее.

Татьяна Маерс / Фото: Евгений Пахоль
Татьяна Маерс / Фото: Евгений Пахоль 

— Пикантный вопрос, касающийся интимной жизни. Насколько сильно ее характер влияет на голос? Многие замечают, что после бурной ночи голос часто звучит лучше.

— Это все опять о единстве слизистых. Удовольствие нашей нижних центров будет обязательно отражаться на голосе. Ночь должна быть приятной настолько, чтобы мышцы тазового дна расслабились. Когда диафрагма опускается — идет давление на область таза, на тазовую диафрагму, она немного продавливается вниз, наши тазовые кости расширяются, уходят в стороны. Это дыхание костей и мышц, и если оно есть — это будет положительно отражаться на звуке.

— Допустим, человек чувствует, что у него проблемы с голосом, но он не может понять в чем дело — не звучит голос или какой-то дискомфорт. К каким специалистам стоит обратиться в первую очередь?

— В первую очередь — фониатр. Я остеопат, а остеопаты — это механики. Мы механически убираем какое-то ограничение подвижности, и тогда улучшается функционал, но зачастую проблемы бывают не только механического свойства. И чем раньше вы продиагностируете какой-то патологический процесс в своем организме, тем лучше.

Если в городе нет фониатра, то это может быть лор — тот человек, который зеркалом или специальным прибором посмотрит и увидит на экране монитора, что у вас на связках и на слизистой происходит.

Патологических процессов бывает очень много, и здесь врачи — лор, фониатр, отоларинголог — незаменимы. Если у вас есть, например, першение, какая-то осиплость в голосе, и вы решили обратиться к остеопату, то лучше всего сначала посетить лора или фониатра, а после уже отправиться к остеопату.
 

Значит и мы отправимся к фониатру. Поговорим с Екатериной Осипенко — кандидатом медицинских наук, руководителем научно-клинического отдела фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России».

— Как сохранять хорошее звучание голоса, особенно когда приходится работать много часов подряд?

— К вопросу ухода за голосом необходимо подходить не в тот день, когда на вас свалилась драгоценная работа, а задолго до. У любого диктора вопрос ухода за голосом должен всегда быть в приоритете — это нормальное отношение к своей профессии.

Екатерина Осипенко / Фото: Евгений Пахоль
Екатерина Осипенко / Фото: Евгений Пахоль

Говоря о том, что нужно делать, в общем стоит выделить следующее.

Быть прежде всего здоровым в целом. Потому что голос — отражение нашего состояния. По голосу мы можем много чего определить — от пола человека и его профессионализма в работе с голосом до его характера и физического состояния. Также, можем прислушаться и понять — этот человек влюблен, а этот, скорее всего, поет, потому что у него очень красивый голос.
К общей гигиене необходимо обязательно подключить гигиену специальную. Это — рацион питания, характер голосовой нагрузки и ее объем. Очень важно построение рабочего дня. Стоит заранее обозначить перерывы, которые будешь делать.

Отдых — это то чему нужно придавать большее значение. Спать не менее шести часов, а лучше, конечно же, больше, практиковать раннее засыпание. Голос любит сытых, выспавшихся и ухаживающих за собой людей, находящихся в ладах с собственной душой. Ведь даже если человек, например, поплакал — это будет слышно в голосе, для него важно все, включая стрессоустойчивость. Тем более если вы попадаете на многочасовую работу. Это ведь тоже стресс.

— Курение сигарет и кальянов, в частности— насколько это опасно для голоса, и если ты диктор?

— Все то, что может навредить голосу, естественно, должно быть исключено. Хотя есть примеры людей с феноменальными голосами, которые до конца дней своих курили, а некоторые продолжают курить.

Екатерина Осипенко / Фото: Евгений Пахоль
Екатерина Осипенко / Фото: Евгений Пахоль

Но чтобы не навредить себе и не стать постоянным посетителем больниц и врачей — лучше не курить. Не говоря уже о том, что курение приводит к страшным вещам, например к раку гортани, языка и неба. Вряд ли кто-то, закуривая, думает об этом.

— Бытует мнение: кальян раз в неделю — не вредно, сигареты каждый день — вредно. Это так?

— Кальян дает огромную единовременную никотиновую нагрузку, поэтому для сосудов и слизистой оболочки это не хорошо. Кальян считается эквивалентом сигаретам, но на самом деле, это не совсем так: при курении кальяна могут передаваться еще и заболевания — туберкулез и инфекционный гепатит, например. Даже если используете съемные мундштуки, на дне колбы может оставаться инфекция. Поэтому нужно быть очень аккуратными. Такой взрыв для сосудов не нужен.

Екатерина Осипенко / Фото: Евгений Пахоль
Екатерина Осипенко / Фото: Евгений Пахоль

— Вот вы говорите, что зарядка — важный часть жизни дикторов, ее нужно делать постоянно. А что еще полезно?

— Трехразовое питание мелкими порциями и перекусы. Утренний перекус и полдник — то что нужно. Нужно вовремя питаться, продумывать график — лучше не дожидаться утомления голосовой мускулатуры и прерваться еще до момента, когда у вас просыпается дикий голод. Вот вы дошли до момента паузы, успокоились, пошли, сделали физкультуру, например, немножко походили. В следующий перерыв — взяли перекусили, в третий раз вы сделали зарядку, в четвертый — пообедали, дальше у вас полдник. То есть вы должны совершенно четко расставить таймкоды в рамках своей работы.

Послушать полную версию этих и других интервью с конференции «Голос 2018» вы можете в нашем подкасте:


 

Обложка: на конференции «Голос — 2018» / Евгений Пахоль

 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Не смотрел, но осуждаю: 5 фильмов, вызвавших скандал до выхода

Подзабытая было традиция подвергать травле авторов за произведения, с которыми еще никто не успел познакомиться, уверенно вернулась в поле отечественной культуры. Вспоминаем печальные эпизоды последних лет и размышляем, стоит ли судить о фильмах, которые не видел (спойлер: нет)

  • 11 ноября
  • 3688
Мнение

Что не так с «Богемской рапсодией» и почему это нельзя исправить

Фильм о группе Queen сразу начал войну между фанатами и критиками: одни восхищаются, другие ругают. Разбираем музыкальный байопик со всех сторон и пытаемся понять, как избавиться от неполадок «Богемской рапсодии»

  • 7 ноября
  • 3511
Обзоры

Я тебя породил, я тебя и убью: 8 режиссеров против собственных фильмов

Далеко не всегда режиссеры остаются довольны собственными творениями. Но иногда фильм не удается настолько, что авторы открещиваются от своего «детища» и даже препятствуют его «появлению на свет». Вспоминаем несколько таких случаев

  • 3 ноября
  • 2885
Обзоры

12 правил съемки кино на смартфон

Режиссер Борис Гуц и оператор Дарья Лихачева, снявшие на iPhone комедию «Фагот», сформулировали несколько советов, которые упростят вам жизнь, если вы тоже отважитесь взять в качестве камеры смартфон 

  • 9 ноября
  • 2591
Практика

Комбинация технологий в фильме «Человек на Луне»

Сегодня многие старые кинотехнологии возвращаются на новом уровне. Взять хотя бы «Человека на Луне» Дэмьена Шазелла: на съемках фильма пригодилось все, что скопилось в арсенале кинематографистов за последние 120 лет. Кроме хромакея

  • 5 ноября
  • 1842
Практика

Зачем хранить неудачно снятые кадры

Оператор Льюис МакГрегор объясняет, почему не надо удалять исходники отснятого материала, даже если кажется, что они не подходят для профессиональных работ

  • 10 ноября
  • 1628
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее