Главная / Практика / Как смонтировать блокбастер в сжатые сроки и остаться друзьями с режиссером

Как смонтировать блокбастер в сжатые сроки и остаться друзьями с режиссером

В тексте можно встретить спойлеры фильмов «Планета обезьян: Революция» и «Планета обезьян: Война».

Для члена Гильдии монтажеров Америки Уильяма Хоя на первом месте всегда стоит история и персонажи. А визуальные эффекты он любит использовать, чтобы «воплотить эту идею». Монтажер-ветеран приводит в пример наполненный VFX «Я, робот» Алекса Пройаса и две последние части новой трилогии «Планета обезьян», снятые Мэттом Ривзом.
 

Трейлер фильма «Планета обезьян: Война»

«Планета обезьян: Война», финальная часть серии ребутов, рассказывает о группе приматов, которые вынуждены вступить в смертельный конфликт с вооруженной организацией «Альфа-Омега». После того, как группа терпит невероятные потери, их лидер клянется отомстить за своих братьев, и начинается масштабное сражение, которое определяет судьбу двух видов и будущее планеты.

Картина стала вторым проектом, в котором Хой сотрудничает с Ривзом. Монтажер вспоминает: «Мы сразу же сошлись. Понравились друг другу. „Планета обезьян: Революция“ снималась очень быстро для такого сложного проекта, и у Мэтта были собственные мысли насчет сценария — в особенности того, как все должно закончиться. Когда он присоединился к фильму, то настаивал, что все нужно начать сначала».

Уильям Хой и Мэтт РивзУильям Хой и Мэтт Ривз

«В предыдущей версии сценария „Революции“, например, главный герой Цезарь вместе со своими сородичами-обезьянами обретали интеллект и учились управлять автомобилями — рассказывает Хой. — Мэтт хотел, чтобы действие нарастало постепенно, и студия, как оказалось, была не против. Но переписанный сценарий означал, что у нас оставалось очень мало времени на съемку и постпродакшн. То, что фильм поменялся датами выхода с „Днями минувшего будущего“, дало нам еще пять недель работы — для нас это стало большим преимуществом».

Такие близкие рабочие отношения привели к тому, что Хой прекрасно представлял себе подход Ривза к созданию кино, когда они приступили к работе над триквелом. «Он любит по-своему монтировать дейлис, так что я видел необходимый нам материал на черновой сборке. Мы сохраняли несколько версий в Avid Media Composer, где было видно, как развиваются персонажи». 

 

Эволюционный монтаж

 

«Я могу показать Мэтту мою точку зрения благодаря данным с motion capture и фонам, — рассказывает Хой. — Все это мы заполняли по ходу действия. В первую склейку, которую мы могли уже объективно оценить, я добавлял музыку и некоторые звуковые эффекты. Мы смотрели, работало ли все это вместе, а если нет — обменивались идеями и улучшали финальный результат. Этот фильм мы бы определенно не смогли бы снимать на пленку: там было слишком много слоев с персонажами, перемещающимися по самым разнообразным локациям. Но благодаря актерам в костюмах захвата движения, которые отыгрывали все, включая эмоции, я видел, как эти составляющие взаимодействуют друг с другом».

Чтобы следить за дейлис, которые приходили с локации, Хой организовал монтажную систему Media Composer в Ванкувере, недалеко от съемочной площадки. «„Войну“ снимали на камеры ARRI ALEXA 65 в разрешении 6k. Потом происходил даунсэмплинг до 4K и файлы в качестве источника отправляли в Weta Digital в Новой Зеландии. Там их уменьшали до 2K для работы с CGI, а затем снова перегоняли в 4K для релиза. Я также конвертировал мастеры с камеры до 2K DNxHD 32/36, чтобы монтировать в моей системе Avid.

На съемках фильма «Планета обезьян: Война»На съемках фильма «Планета обезьян: Война»

«Мы не хотели намекать на гибель Цезаря. Из сценария я понял, что мы делаем большой акцент на общей загадке: „Что происходит? К чему это приведет?“ Мы всячески прятали тот факт, что Цезаря подстрелили и показали лишь кровь на руке Морис. Нужно было придумать, как все это скрыть, пока не настанет ключевой момент».

Поскольку Хой работал над большим количеством фильмов, наполненных визуальными эффектами, в индустрии его начали воспринимать как монтажера боевиков и VFX. Сам же он подчеркивает: «Меня привлекают актерская игра и персонажи. Если меня не волнует их судьба, я не могу прочувствовать весь экшн. Мне нравится наделять героев эмоциональностью, визуализировать сцены битв. В этом плане мы с Мэттом единомышленники. Он не скрывает эмоции, когда мы работаем в монтажке».

Например, по сюжету «Революции», Кобо, шимпанзе-человеконенавистник, ответственный за неудавшееся покушение на Цезаря, выступает лидером группы обезьян, настроенных против человеческого населения. «Получалось нехорошо: обезьяны убивали людей, а люди — обезьян. От этого зритель не получал удовлетворения. Вместо этого я сосредоточился на точке зрения старшего сына Цезаря — Синеглаза. Мы видим события его глазами, что изменило общее восприятие битвы. Мы досняли определенное количество дополнительного материала, но большая часть сцены — около 75% — у нас была с самого начала. Также мы поговорили со специалистами по визуальным эффектам о новых CGI-элементах». Эти элементы, в частности, включали переделанные движения лошадей и фоны в рамках виртуальной съемочной площадки, созданной Weta Digital.

Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»

Хой задействовал инструменты VFX на нескольких слоях в Media Composer: они использовали материалы с захвата движения, 3D-каналы, а также различные фоны. «Иногда нам нужны были одни фоны, иногда требовалось посмотреть на происходящее с другой стороны, — вспоминает он. — Мы работали методом проб и ошибок, но Мэтт спокойно это принял: он настроен на коллективный труд».

 

Разработка CGI-запросов для ключевых сцен

На съемках фильма «Планета обезьян: Война»На съемках фильма «Планета обезьян: Война»

Так плотно работая с Weta Digital, Хой смог разрабатывать запросы на компьютерную графику, которая требовалась для самых важных сцен, а затем, при необходимости, рендерить. «Мы работали с командой поствиза, чтобы точно определить, что конкретно нам нужно от сцены — может быть, нам требовалась поместить лошадь в снежную бурю. Райан Стэффорд, сопродюсер фильма и продюсер визуальных эффектов, был нашим связующим звеном с командой CGI. В некоторых сценах у меня могла быть дюжина или больше слоев в Avid, включая Цезаря, отрендеренные фоны, обезьян на заднем плане, а также актеров спереди или на средних слоях. Все это могло двигаться в кадре. У нас было достаточно много свободы для создания альтернативных вариантов, при этом мы могли сохранять оригинальную игру актеров. Именно поэтому работа в таком режиме была бы очень сложной, если бы режиссер не мог определиться, что он хочет. К счастью, Мэтт не из таких».

Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»

Хой вспомнил одну драматическую сцену, которую потребовалось сильно переработать. «В фильме есть сегмент, в котором „Плохую обезьяну“ (разумный шимпанзе, который обитал в зоопарке Сьерры до пандемии) можно увидеть у огня. Ее сняли дважды, поскольку Мэтт посчитал, что она недостаточно безумна. Команда вернулась к этапу захвата движения и пересняла эпизод с актером Стивом Заном. Это позволило нам начать все заново, с новыми, более маниакальными движениями на фоне переделанных фонов, увеличенных в масштабах. Мы также подправили и другие детали — например, попросили Weta добавить больше снега в другой сцене или пододвинуть „Плохую обезьяну“ поближе в кадре, чтобы его было лучше видно. Работать с Weta — одно удовольствие, от них всегда получаешь ценные комментарии».

Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»Кадр из фильма «Планета обезьян: Война»

У Хоя в распоряжении также оказалось несколько звуковых файлов, которые он мог использовать в Avid. «В самом начале я взял несколько эффектов из библиотек и некоторую музыку, задавшую мне направление — это, по большей части, были кое-какие наработки музыкального редактора Пола Апелгрена, оставшиеся еще с „Революции“. Позже, когда сборка была готова, я получил ранние скетчи команды саунд-дизайна. В режиссерском монтаже мы использовали черновой материал без CGI из Weta. Когда нам прислали больше больше наработок по саунд-дизайну, я создал несколько временных миксов в Avid, а также микс 5.1 для команды музыкальных редакторов при помощи, может быть, 24 треков эффектов, диалогов и музыки. Это была огромная сессия, но Media Composer в этом плане очень гибок. Когда мы сдали этот микс Уиллу Файлзу, саунд-дизайнеру фильма, мы с Мэттом в течение около 6 недель присутствовали на перезаписи. В это же время пришли финальные элементы VFX. Все происходило в самый последний момент!»

Хой признается, что хоть и любит работать с новыми режиссерами, ему очень нравится возвращаться к авторам, с которыми он уже когда-то сотрудничал. «У вас завязывается дружба, это гораздо проще, когда приходит понимание, как работает тот или иной режиссер». Хой, вполне вероятно, снова присоединиться к Ривзу на его следующем проекте — сольном фильме о Бэтмене. «Мэтт все пишет сценарий, так что поживем увидим».

Источник: postperspective.com