tvkinoradio.ru на паузе. Ждем лета, верим в лучшее
Что случилось?
Практика

Почему композитор Йоханн Йоханнссон отказался от классического саундтрека в фильме «мама!»

Дом персонажа Дженнифер Лоуренс оживает благодаря биению сердца кита и звону труб. Чего в картине не найти — так это традиционных музыкальных тем

  • 12 сентября 2017
  • 1262
Немногие режиссеры могут сравниться с Дарреном Аронофски в экспериментальности саундтреков. Именно поэтому поклонники автора с воодушевлением приняли новость, что в своем новом фильме «мама!» он решил объединить усилия с исландским композитором Йоханном Йоханнссоном, до этого работавшим над «Прибытием» и «Убийцей» Дени Вильнёва.

Это сотрудничество, очевидно, принесло свои плоды: оно привело к творческому эксперименту, в рамках которого композитор и режиссер решили отказаться от традиционного саундтрека в пользу более выразительного саунд-дизайна.

Кадр из фильма «мама!»Кадр из фильма «мама!»

Йоханнссон, который в пресс-материалах Paramount значится музыкальным и саунд-консультантом, об этом решении говорит так:

«„мама!“ не терпела полумер. Мы с Дарреном долго находились в поиске, и я инстинктивно захотел полностью исключить саундтрек. Удаление чего-то — это серьезная часть творческого процесса, и в этом случае мы поняли, что нужно уйти в подобную крайность».

Йоханн ЙоханнссонЙоханн Йоханнссон

По словам саунд-дизайнера Крэйга Хенигана, взаимодействие с режиссером в области музыки и саунд-дизайна началось еще перед съемками. В октябре и ноябре прошлого года Хенниган и Йоханнссон уже начали в общих чертах набрасывать звуковой ландшафт картины, а в январе Арононфски и монтажер Эндрю Вайсблум получили его черновую версию, с которой можно было экспериментировать на постпродакшне.

«Пока я создавал звуки, Йоханн писал музыку, и по мере погружения в фильм — хотя я и не хочу показаться слишком претенциозным — „мама!“ сама начала рассказывать нам, особенно Даррену и Эдди Вайсблуму, что именно ей нужно, — рассказал Хенниган. — Мы часто говорили: „Фильм сопротивляется“. Чем больше музыки и звуков — то есть, прямолинейного саунд-дизайна, — мы туда добавляли, тем сильнее ощущали, что все это рассказывает зрителю слишком много и забирает у него возможность пережить все события самостоятельно вместе с персонажем Дженнифер Лоуренс».

Крэйг ХениганКрэйг Хениган

Отношение аудитории и все более болезненного сознания матери стали одним из главных факторов отказа Аронофски и его команды постпродакшна, в том числе и самого Йоханнссона, от привычного саундтрека. Режиссер об этом говорит так:

«Фильм работает, когда зритель не осознает, что происходит. Он надеется, что Джен скоро все осознает, но она не представляет, как именно воспринимать определенные вещи. Она постоянно переходит от одних мыслей и эмоций к другим. Мы хотели, чтобы аудитория это почувствовала, не давали ей шанс на облегчение, отказавшись от приемов, которые могут вызывать конкретные эмоции».

В мае команда несколько изменила алгоритм работы, и Йоханнссон стал в меньшей степени композитором, и в большей — консультантом.

Кадр из фильма «мама!»

«Музыка, которая там все-таки есть, очень эффективна. Ее написал Йоханн, но она больше напоминает саунд-дизайн, нежели саундтрек в классическом понимании. — говорит Хенниган. — Он записывал очень интересных музыкантов и их инструменты, а мы, в свою очередь, брали и видоизменяли все это».

Аронофски поручил Хеннигану найти способ быть более выразительным, и команда саунд-дизайна начала испытывать аналогичные трудности. По словам Хеннигана, они не могли полагаться на традиционные инструменты хоррора — жуткие эффекты и внезапные взрывы музыки, делающие акцент на страшных моментах. Все это было прямо противоположно тому, чего они хотели добиться на этом проекте.

Дженнифер Лоуренс и Даррен Аронофски на съемках фильма «мама!»Дженнифер Лоуренс и Даррен Аронофски на съемках фильма «мама!»

«Это хоррор, но не классический представитель жанра. Мы пытались быть сдержанными, — вспоминает Хенниган. — Фильм многослоен, и мы хотели, чтобы все звуковые элементы стали частью мира на экране. Используя звук, музыку или „пугалки“ из хоррора, мы всячески старались сделать так, чтобы все это логически вытекало из разворачивающихся событий».

Фильм начинается тихо. Хенниган погрузил звуковой ландшафт картины в эффекты и атмосферу, которые подсказывал дом матери. Затем, по мере развития действия, на основе этого выстраивался многослойный и пугающий саунд-дизайн.



«Дом в „маме!“ в каком-то смысле живой, — говорит Хенниган. — Нам нужно было понять, как сделать его интересным, создать ощущение, что сами стены в нем дышат, при этом оставаясь в рамках хорошего вкуса. Нам это удалось при помощи скрипов, звона труб и различных манипуляций, которые превращали их в детский плач или что-то еще пугающее».

Хенниган признается, что на всех фильмах с Аронофски старается соединить звуки с реальной жизнью — текущая по венам кровь, дыхание, биение сердца. Прочитав сценарий «мамы!» в первый раз, Хенниган задумал подарить сердце самому дому. Вместе с монтажером звуковых эффектов Коллом Андерсоном они остановились на больших млекопитающих, а затем — на китах.

«Мы старались имитировать биение сердца кита при помощи звуков, которые были у нас в распоряжении. Мы имитировали время стука и пульсацию, и Даррена это привлекло. Подобные биологические звуки встречаются во многих фильмах — это люди, тела и, шире, — сама жизнь».
 

Источник: indiewire.com

 

Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Профессия

Режиссер монтажа: Мария Сергеенкова

Как попасть в профессию, на что способен «кинодокторинг» и какие программы могут составить конкуренцию Avid, рассказала Мария Сергеенкова, режиссер монтажа и куратор одноименной программы в Московской школе кино

30 июля 1540
Практика

Как звучит The Last of Us

Тишина, адаптивное дыхание и хлюпанье крови под ботинками, рассказываем о звуковом оформлении мира «Одни из нас»

28 июля 1573
Практика

Справа налево, слева направо: как работает НЛП в жанровом кино

Талант в кино — это выборочный этап. Другое дело, когда в него включаются механические ноты, которые мы можем сравнить с нейролингвистическим программированием. Разбираемся, где, что и как это можно применить

16 июля 4676
Практика

12 режиссерских советов Кристофера Нолана

В ожидании неоднократно перенесенного «Довода» прислушиваемся к советам Кристофера Нолана о вещах, необходимых для успешной работы в кино: насколько важны любопытство и искренность, чем полезны ограничения и почему телефоны на площадке — это зло

14 июля 5520
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее