Практика

Снимаем на пленку

Пошаговое руководство для тех, кто мечтает снять кино на 8-мм, 16-мм или 35-мм пленку: разбираемся, где взять, на что снимать, где проявить и оцифровать

  • 24 марта 2016
  • 11588
Евгений Белов

После выхода тарантиновской «Омерзительной восьмерки» в прокат на 70-мм копии, после объявления Kodak'а о планах выпустить к сентябрю новую камеру в формате «Супер 8», после серии заявлений именитых операторов и режиссеров о необходимости поддерживать «пленочное» кинопроизводство, очевидно, что тема набирает актуальность. И возможно, мы скоро увидим новую жизнь уходившей технологии. Между тем, уже успело вырасти поколение кинематографистов, которые с пленкой совсем или почти не работали. Для них мы и собрали полезные, иногда даже хрестоматийные советы. 
 

Пленка (16-мм или 35-мм)


Самый первый вопрос, с которым сталкиваются энтузиасты и любители пленки: собственно где ее достать? Существует несколько способов решения этой проблемы.

1. Заказать в российском отделении компании Kodak.

По поводу объемов, типа пленки, стоимости и сроков доставки можно обратиться напрямую в российский офис компании. 16-мм ($1,52 за метр без учета НДС) всегда есть на складе, 35-мм ($2,72 за метр без учета НДС) доставляется из Германии под заказ в течении 10 дней. Цены приводим по прайс-листу, а скидки предоставляются в зависимости от заказываемого количества и вида проекта. Типы пленок: 35 мм — 5203 (50D), 5213 (100/200Т), 5207 (250D), 5219 (500Т) — размотки 122 и 305 метров (4 и 10 минут соответственно); 16 мм — 7203 (50D), 7213 (100/200Т), 7207 (250D), 7219 (500Т) — размотка 122 метра (10 минут).
 
2. Найти по объявлениям в интернете.

Информация появляется на сетевых торговых площадках или в киношных форумах. Скажем, в Санкт-Петербурге можно купить четыре банки 35-мм пленки «Kodak Vision 3 500T/5219» по цене 5000 рублей за катушку. Еще вариант – разместить объявление в группах ВГИКа, говорят, что это работает.

3. Взять остатки пленки со съемок.

Раньше с этим было попроще, но теперь найти друзей-кинематографистов, у которых что-то «завалялось» со съемок каполнометражной картины, – проблема. Но попытать удачу, разместив призыв о помощи на тематических интернет-площадках, можно. 
Пленка Kodak Vision 3 500T Color Negative Film 5219/7219

Пленка Kodak Vision 3 500T Color Negative Film 5219/7219

Пленка Kodak Vision 3 Color Negative Film 500T/7219

Пленка Kodak Vision 3 Color Negative Film 500T/7219

Пленка Kodak Vision Color Print Film 2383/3383

Пленка Kodak Vision Color Print Film 2383/3383

Василий Широкий, оператор, выпускник ВГИКаКак выбрать нужный тип пленки, объясняет Василий Широкий, оператор, выпускник ВГИКа: «Есть тонкий нюанс в «скин тоне» (цвете кожи) между Fuji и Kodak, он выражается в менталитете. В европейской культуре заложено, что здоровый цвет кожи — загорелый. А Fuji — это азиатская пленка, и у них, у азиатов, тон бледный, потому что по их философии, если не работаешь на улице, ты не загорелый, а значит, богатый. Fuji немножко зеленит, а Kodak, наоборот, теплый. 

Пленки различаются по чувствительности (ISO) и балансу (для ламп накаливания и для дневного света) — в кино это очень четкое разделение. Различия в ISO проявляются и в зернистости. Скажем, при ISO 50 будет кристально чистая картинка, а на ISO 800 изображение будет «шуметь». Причем пленка шумит не как цифровая камера – пленочные шумы хаотичны. Плюс пленки в том, что если у тебя что-то уходит в черное, то оно не будет шуметь, поскольку там просто нет информации. На цифре приходится специально высвечивать темные объекты. И вообще пленка не дает серый материал, есть определенный контраст, и он криволинейный в отличие от цифры. Поэтому получаются красивые, более глубокие тени и более светлые цвета без потери информации».
 

Камера


Второй очевидный вопрос: на что снимать? В Москве немного ренталов, сдающих в аренду пленочные камеры. Мы обнаружили всего три: RentaCam, CineLab и Кинозавод (только Aaton X-Tera Super 16 и 8-мм камеры). В основном они предлагают различные модели камер ARRI: Arriflex 416, Arriflex 35BL, Arriflex 435 Xtreme, Arriflex 235. Можно поснимать и на классическую отечественную камеру «Конвас», на которой выросло не одно поколение студентов-операторов. Если у вас есть знакомые во ВГИКе или на Мосфильме, можно за приемлемую цену через них договориться об аренде камер, которыми редко пользуются. С другой стороны, рентальные компании тоже готовы сделать скидку на камеру, но на объективы придется потратиться.

ARRIFLEX 35 BLARRIFLEX 35 BL​
 

Зарядка пленки


Во ВГИКе этому, конечно, учат, но поскольку практики потом нет, навыки забываются. Для начала надо помнить, что пленку нужно хранить в холодильнике, чтобы она не теряла своих свойств, иначе в ее слоях начинаются химические процессы, существенно меняющие свойства. Загрузка пленки в кассету – момент ответственный. Действовать надо четко и аккуратно, причем на ощупь, поэтому если опыта в этом деле нет, имеет смысл пригласить механика. 

Камера «Конвас» Камера «Конвас»

В «Конвасе» и «Киноре» система вроде бы несложная, но ошибиться легко. В камерах типа ArriFlex все проще. В «походных» условиях для зарядки кассет используют черный тканевый бокс с рукавами или камерваген с темной комнатой. Если вы все же хотите рискнуть и самостоятельно установить пленку, рекомендуем посмотреть, как это делается на следующем видео.


Зарядка пленки 16 мм в камеру Arriflex 16SR

После перезарядки важно тщательно упаковать отснятый материал – положить в плотный черный пакет, железную коробку, которую по диаметру еще и заклеить лентой. На крышке стоит сразу указать параметры проявки – нужен ли «пуш», то есть изменение чувствительности относительно номинальной величины. 
 

Съемки


Съемки на пленку – занятие более дорогое, а значит и более ответственное, чем на цифру, посему и требования к группе повышаются. Придется попотеть и с установкой света, который будет отличаться от цифры и по схемам, и по расчету экспозиции. Учитывая опять же возрастающую цену смены, режиссер вряд ли сможет себе позволить сделать множество дублей, а значит и значение репетиций становится больше. Пленочные камеры более шумные, следовательно и звукорежиссеру придется подстраиваться, если он пишет звук на площадке. 
 

Check the gate


После каждой сцены желательно снимать объектив и при помощи маленького фонарика (маглайт) проверять обтюратор камеры на предмет загрязнений. Этот процесс называется «Check the gate». Он нужен для того, чтобы контролировать качество съемки. Пыль и тем более волоски способны легко запороть материал. Такая операция будет стоить одного засвеченного кадра. Чистка производится при помощи специальной груши, и постарайтесь воздержаться от желания дунуть – слюна в камере тоже картинку не улучшит. Если загрязнение существенное, возможно, имеет смысл переснять сцену. 
 

Проявка и оцифровка


В Москве есть три крупные лаборатории, где можно проявить и оцифровать 16-мм и 35-мм пленки. Это Мосфильм, Киностудия им. Горького и CineLab. После проявки негатива его чистят от мелких пылинок при помощи ультразвука, затем делают телекино — видеозапись негатива, прокрученного на специальном устройстве. Качества этой записи хватает для того, чтобы смонтировать фильм без цветокоррекции. После того как вы сделали монтаж, нужно прислать в лабораторию проект в формате EDL или XML вместе с референсами. Также нужно решить, в каком формате вы хотите получить итоговый фильм (HD, SD, MXF, DCP, позитив на пленку и т.д.), от этого будет зависеть стоимость работ. 
Фильм-рекордер ARRILASER

Фильм-рекордер ARRILASER

Фильм-рекордер ARRILASER

Фильм-рекордер ARRILASER

Например, в CineLab'е стоимость оцифровки одной катушки 16-мм пленки (122 метра), включая проявку, подготовку негатива к оцифровке с ультразвуковой чисткой, телекино и пересчет файла в какой-то определенный формат (например, ProRes), начинается от 8500 рублей (со стандартными скидками). Если вы планируете получить на выходе DCP (Digital Cinema Package или цифровой кинопакет), то нужно делать покадровое сканирование пленки, чтобы получить DPX файлы с более высоким разрешением 2K (ориентировочная стоимость таких работ в районе 55 тыс. рублей за катушку). Чтобы сэкономить, можно не сканировать все подряд, а сделать монтаж и отобрать нужные кадры с тайм-кодами. После сканирования файл уходит дальше на сборку, проверяется еще раз и отправляется на цветокоррекцию. Затем оператор отдает рендер на DCP, либо на любой другой мувик. Нередко крупные компании предоставляют студентам скидки – до 50% в диджитале и 20% на обработку. 

Посмотрим и на два вполне бюджетных формата пленочной съемки.
 

8-мм


Это, разумеется, дешевле и проще, чем работа с 16 или 35 мм. Правда, этот формат не котируется у профессиональных кинематографистов из-за его низкого разрешения. Тем не менее с 8-мм пленкой можно делать довольно любопытные эксперименты: снимать клипы, использовать в коротком и полном метре в качестве вставок или задействовать в титрах. Кроме того, стоит и просто потренироваться перед работой с более серьезными камерами. Крупные ренталы и студии не интересуются форматом 8 мм, однако есть несколько небольших компаний, которые готовы за относительно небольшую сумму предоставить камеру, пленку, последующую проявку и оцифровку. Цена вопроса примерно такова: при покупке рулона 8-мм пленки (2500 рублей) можно получить камеру бесплатно. Одной катушки (120 метров) хватит на семь минут. Из доступных нам удалось найти 8-мм камеры «Кварц» 1х8С-2 (формат «Супер 8») и Carena Variogon Zoomex. Одна смена обойдется в районе 350-400 рублей (для сравнения — профессиональная и современная 16-мм камера Aaton X-Tera Super 16 будет стоить 14 тысяч за смену).
 

Камера Carena Variogon Zoomex


Carena Variogon ZoomexCarena Variogon Zoomex

Когда готовый материал отснят, его можно проявить и оцифровать в какой-нибудь частной компании, специализирующейся на оцифровке кино- и фотопленок. В зависимости от от типа пленки и качества оцифровки итоговая стоимость работы с одной катушкой обойдется в районе 4000 рублей без учета цветокоррекции и реставрации.
 

Lomokino


Этот вариант придется по вкусу поклонникам пленочной фотографии и тем, кто мечтает снять эффектный короткий ролик на пленку, но не хочет чересчур заморачиваться и тратиться. Lomokino — это необычная камера, которая снимает стоп-моушн с частотой три-пять кадров в секунду на стандартную фотопленку 35-мм. 
Камера Lomokino

Камера Lomokino

Камера Lomokino

Камера Lomokino

На один обычный кадр фотопленки в Lomokino приходится четыре узких (область экспонирования 24 мм на 8,5 мм). Устройство снабжено ручным лентопротяжным механизмом (затвор работает со скоростью 1/100 секунды). У него три режима диафрагмы (5.6, 8 и 11), два режима фокусировки (от 1 м до бесконечности и 0,6 м для крупных планов). Есть возможность подключить вспышку через горячий башмак и поставить камеру на штатив. Зарядить пленку довольно просто, посмотреть как это делается можно в обучающем видео. Для съемки лучше брать чувствительную пленку с ISO выше 200. В помещении можно снимать только при дополнительном освещении. Обычной 35-мм пленки в 36 кадров хватит на 30-50 секунд видео с учетом того, что вы будете крутить ручку со скоростью три-четыре кадра в секунду. 

Камера LomokinoКамера Lomokino

Отснятая пленка, как в фотоаппаратах, отматывается обратно в катушку. Проявку можно сделать в обычной фотолаборатории. Там же можно попросить ее отсканировать, но не все за это берутся, поскольку межкадровое пространство получается узким и не каждый сканер видит границу. Если вы планируете серьезно заниматься съемкой на Lomokino, то проще купить сканер для пленки (подержанный Epson V330 обойдется в две-три тысячи рублей) и самому заниматься оцифровкой (как правильно это сделать, хорошо описано в данном туториале). Полученные кадры можно импортировать в любую монтажную программу.



Какую бы пленку или камеру вы ни выбрали, в любом случае вас ждет полезный опыт, который скажется и на вашей работе с «цифрой», а также особый тактильный контакт с носителем, который для киногурмана просто необходим.


 


Комментарии

Напишите комментарий первым!

Смотрите также

Популярное
Обзоры

Как разрушить свою кинокарьеру: 10 вдохновляющих примеров

Кевин Спейси удачно доказал известный тезис, что репутацию строят годами, а разрушают за мгновение. Собрали примеры, как еще можно уничтожить свою кинокарьеру, помимо харассмента. Осторожно: некоторые истории могут шокировать

  • 7 декабря
  • 7183
Практика

5 простых монтажных приемов, которые могут серьезно изменить видеоролик

Нет ли у вас ощущения, что ролику, который вы собираетесь выпустить, чего-то не хватает? Иногда небольших изменений бывает достаточно, чтобы ваша работа приняла законченный вид

  • 5 декабря
  • 7136
Практика

Как это снято: «Я — легенда»

К юбилею одного из самых успешных фильмов в жанре постапокалипсиса обращаемся к истории его создания: запуск длиной в десять лет, перекрытый на полгода Нью-Йорк, «светлый» хоррор, а также средний палец в адрес Уилла Смита

  • 6 декабря
  • 5854
Практика

5 базовых композиционных правил и как их нарушить

В кинематографе есть множество правил, касающихся построения кадра: кадрирование на уровне глаз и правило третей — лишь одни из них. Но их можно (и нужно) нарушать

  • 10 декабря
  • 5115
Практика

Творческий подход к освещению, или как передать эмоции с помощью стеклянных банок

Канадский оператор Мэтт Бендо вспоминает съемки рекламного ролика, где он пропускал свет через стеклянные банки, чтобы добиться интересного эффекта в повествовании

  • 2 декабря
  • 4884
Обзоры

Базовые составляющие глубины изображения

Общая глубина изображения — это не только небольшая глубина резкости. Существует еще множество способов сделать изображение объемным. О них рассказывает режиссер, монтажер, оператор Таннер Шинник

  • 3 декабря
  • 4260
Мы используем cookie-файлы, чтобы собирать статистику, которая помогает нам делать сайт лучше. Хорошо Подробнее