Правила VFX-супервайзера Алексея Гришина
Супервайзер компьютерной графики — это «лицо» графики фильма, основная должность VFX-индустрии, человек, который принимает все творческие и технические решения, связанные с CG-спецэффектами.
VFX-супервайзер должен подключаться к работе над фильмом еще на стадии сценария, а заканчивать работу — на постпродакшне. Во время подготовки к фильму режиссер, оператор и супервайзер (иногда еще и продюсер) садятся вместе и начинают разрабатывать каждый шот, где используется графика, рисовать раскадровку. Дальше супервайзер у себя на студии со своими ребятами создает аниматик (2D анимированные раскадровки) для тех сцен, в которых будет использоваться сложная компьютерная графика.
Для самых сложных моментов делаются одни из важнейших элементов препродакшна — превизы (схематично анимированные в 3D сцены), посмотрев которые, оператор и режиссер получают точное представление о том, как «разводить» сцену — как и куда надо двигаться камере, чтобы эффект получился красиво. Во время съемок фильма необходимо отслеживать процесс того, как снимаются сцены с графикой. Также супервайзер должен присутствовать и на монтаже, и на цветокоррекции шотов, за которые он несет ответственность.
Как эти элементы будут выглядеть — вот задача для R&D. Решили, что в фильме частицы будут выглядеть похожими на пепел. На стадии R&D мы придумали этот пепел визуально — то, как он должен себя вести (его количество, динамику и траекторию движения в воздухе), и как будет «дружить» компьютерный пепел и бутафорский, используемый на съемках. Также мы придумали, каким будет постапокалиптический город. Выбирали ракурсы разных кусочков Москвы, фотографировали и потом «разрушали» их на компьютере. Далее использовали те же ракурсы города уже при съемке фильма с актерами, чтобы отснятый материал соответствовал тому, что было задумано.
Сегодня ни один фильм не обходится без графики. Мы работаем над фильмами, в которых присутствует порядка 500-600 кадров с VFX. В «Танцах насмерть» у нас их около 1000. Высший класс — когда их не видно. Как, например, в «Дэдпуле» — когда мы посмотрели брейкдаун этого фильма, мы были поражены: на многих кадрах главный герой полностью «замоделен», что давало огромную творческую возможность для спецэффектов. И это совсем не видно даже искушенному глазу. Или в фильме «Бердман» — кино совсем не «про графику», но ее там огромное количество.
Я бы разделил все работы по компьютерной графике на три составляющие: композитинг, 3D-анимация и FX-симуляция. По сложности и важности они все равноценны. Однако лично на мой взгляд, красота кадра сильно зависит от FX. Это симуляция (создание и анимация 3D элементов не «вручную», а с помощью математических вычислений, их описывающих) и наполнение кадра большим количеством деталей — к примеру, создание пыли, дымов, воды.
У нас, например, был такой шот: вылетала фантастическая пуля, которая, раскручиваясь, разделялась на три части, взрывалась и так далее. И если приглядеться, то вокруг нее много каких-то дымков, частичек, которые простой взгляд не заметит, но из-за этих деталей шот становится красивее и эффектнее. Чем больше мы усложняем, «загрязняем» кадр, тем он интереснее. Этим и отличается хорошая графика от плохой и дешевой: мелочами, деталями. FX — одна из самых сложных и трудозатратных задач, требующая большого количества машиновремени для вычислений.
До начала съемок фильма супервайзер вместе со своей командой составляет бюджет на графику. И вот здесь начинаются торги с продюсерами. Я, например, предпочитаю, чтобы в фильме было меньше графики, но выглядела она красивее. Лучше настоять, от чего-то отказаться, зато сделать сложные и красивые шоты.
Лицо супервайзера — это его деморил (demo reel). А еще это его заработок. Его надо постоянно обновлять, причем сделать демо нужно интересно, творчески подойти к его созданию — показать, как делалась графика (как было плохо без нее, как красиво все стало после).
Конечно, во время съемок фильма на площадке самый главный человек — это режиссер. Но если ты видишь, что не все выполняется, как ты хотел, надо отстаивать то, что ты — супервайзер, придумал. Нужно быть жестким. На тебе ответственность за результат. Также надо смело приминать решения. Например, недавно в фильме «За Гранью» мы снимали невесомость — человек висел на тросах. Но у постановщиков тросы получились слишком толстые — их было сложно потом зачищать.
И надо было принять решение: уберем мы эти тросы на постпродакшне или нет, искать ли другой способ создания невесомости или оставить придуманный изначально. И решение надо принимать мгновенно, прямо на площадке — смена идет, деньги «капают». Супервайзер должен быть авторитетным человеком, которого слушаются на площадке. Если на первой стадии работы над фильмом ты показываешь, как у тебя развита фантазия, то на съемках ты показываешь характер и решимость идти до конца.
Постпродакшн может затянуться на годы. Вы планировали одно, а на монтаже оказывается совсем другое. Рендер тоже занимает время, что-то может случиться с фермой, которая может долго обсчитывать проект, что-то — с сетью. Нужно иметь в команде очень хорошего системного администратора, который все это поддерживает. Также нужно иметь опытных фрилансеров, которые могут выручить в трудную минуту и взять часть работы на аутсорс. От людей, которые готовы вас поддержать на постпродакшне, зависит попадание в сроки — надо быть готовым к любым авралам.
Референсы — это не всегда вторичность. Нужно смотреть фильмы. Ты просто должен, обязан смотреть новое качественное американское голливудское кино на большом экране. Не пропускать ни одного блокбастера. Никакого артхауса, только Голливуд. А еще очень важно смотреть в интернете туториалы, «making of», брейкдауны голливудского кино.
Алексей Гришин
Директор постпродакшн компании «КИНОДАНЦ» (фильмы «Мистическая игра», «Танцы насмерть», «За гранью»). CG-супервайзер фильмов «Спираль» (2014), «Дабл Трабл» (2015), постпродакшн-супервайзер фильмов «Горько!» (2013), «Призрак» (2015). |