Главная / Практика / Саунд-дизайн на практике: озвучивание инфографики

Саунд-дизайн на практике: озвучивание инфографики

Когда приходится работать с инфографикой, сразу возникает вопрос: стоит ли действительно озвучивать все всплывающие и вылетающие друг из друга элементы? Все зависит от задачи, которую вам поставит режиссер. Я работал над далеко не первым роликом серии, поэтому у меня были конкретные ориентиры. В этой статье я расскажу вам о ролике для НПО «Криста», где я занимался звуковым дизайном.
 

Организация проекта

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как и всегда, в моем шаблоне для саунд-дизайна уже находились треки с пресетами для закадрового голоса, музыки и моно- и стереоэффектов. Помимо этого в проекте также был AUX-трек реверберации и, конечно же, мастер-трек.

Проект поступил ко мне в формате видео с прикрепленной «сырой» дорожкой голоса. Важно, что диктора оказалось два — один закадровый и внутрикадровый. Я продублировал VO(voiceover)-трек, так как закадровый голос был совсем «сухой», потому что записан в заглушенной студии, а внутрикадровый был с посторонними шумами и некоторыми артефактами петличного микрофона.
 

Подбор и запись звуков

Если в роликах с панорамными и городскими кадрами можно воспользоваться личными шумовыми записями или даже стать немного «фоли-артистом», то видео с инфографикой — скорее более библиотечная история. Вот несколько библиотек, которые могут помочь вам при озвучании роликов с инфографикой.

Конечно, не стоит полностью полагаться на приобретенные библиотеки. Вполне возможно, что вам все-таки придется делать некоторые звуки самому. Зная основные принципы звукового синтезирования, сделать это нетрудно. Примерно сорок процентов звуков я сделал сам в простейших синтезаторах Logic Pro X. Не забывайте, что саунд-дизайн — это творческий процесс, где вам действительно предстоит придумать, как будет звучать тот или иной элемент. Если в библиотеках нет именно такого, какой вам нужен, — сделайте его сами.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как я уже сказал, из рабочих материалов от заказчика мне достался лишь видеофайл с аудиодорожкой дикторов. Музыки там не было, поэтому я воспользовался бесплатными ресурсами и приобретенными музыкальными библиотеками.

Когда все было на своих местах, я приступил к сведению.
 

Сведение

Сперва я поработал с закадровым голосом, убрав некоторые дефекты эквалайзером и добавив динамической обработки в виде компрессора. Также я «поджал» сибилянты («свистящие» согласные звуки вроде «с» и «щ», при произнесеии которых поток воздуха проходит между зубами и создает неприятный призвук) плагином De-Esser компании FabFilter Pro.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Стоило также разобраться и со второй дорожкой голоса, над которой предстояло больше работы.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Помимо стандартных обработок вроде спектральной и динамической, мне пришлось также «чистить» трек. Здесь мне на помощь пришел инструмент для реставрации аудиозаписей компании Izotope Inc под названием RX, где можно быстро и качественно убрать посторонние шумы и прочие дефекты с записи. Я воспользовался плагином De-Noise, а также De-Clip, так как в некоторый моментах на записи присутсвовал перегруз или клиппинг (clipping). На второй части записи я также обнаружил несколько «задуваний», поэтому здесь также был применен модуль De-Wind, который также относится к Izotope «RX».

Когда я разобрался с индивдуальными треками речи, было самое время прослушать их с музыкальным треком. Как оказалось, аранжировка инструментала была достаточно свободная для голоса, однако я все равно «вырезал» некоторые «человеческие» частоты, чтобы речь слушалась более свободно.

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Далее оставалось лишь разобраться с эффектами, ради которых и приглашают саунд-дизайнеров на такого рода проекты. Они уже находились в нужном месте, поэтому я всего лишь выстроил нужный баланс, опираясь на предыдущие ролики компании, и подкорректировал тембры некоторых шумов. AUX-шина реверберации помогла мне сгладить некоторые «хвосты» шумов, чтобы они не звучали и не обрывались слишком резко.
 

Мастер

Фото: скриншот
Фото: скриншот

Как такового технического задания не было, так что относительно мастер-трека у меня была полная свобода. Довольно просто я приблизил общий спектр и динамический диапазон к предыдущим роликам, на которые я ориентировался с самого начала.

Инфографика — один из популярнейших способов донести большое количество статистических данных более интересным способом. Неудивительно, что она все чаще встречается не только на любительских видео, но и на государственных. Что касается конкретно этого ролика, — на мой взгляд он вышел неплохим. Думаю, многие заметят, что порой бесконечные клики не прекращаются и даже в какой-то момент ненадолго надоедают. К сожалению, это — результат ориентирования на прошлые ролики. Заказчик принял работу без каких-либо правок. Как видите, в озвучании инфографики нет ничего сложного, стоит лишь подобрать или создать нужные звуки и не забывать про основы сведения.
 

Итоговое видео
 


Обложка: James Owen