Главная / Практика / Как работать с цветом в кинокадре: 8 правил цветовой композиции

Как работать с цветом в кинокадре: 8 правил цветовой композиции

В этом материале мы расскажем о цветовой композиции кадра: что нужно знать и учитывать, чтобы получить действительно цветное изображение, а не просто подкрашенную цветом картинку.

Рассмотрим основные принципы цветовой композиции на примере работы такого мастера, как Майкл Манн. Классический пример работы с цветом — его фильм «Соучастник».

Начнем с важной цитаты:


«Цвет — родной язык бессознательного».

Карл Юнг

Это важно понимать потому, что авторский подбор цветов (колорит) всегда будет воздействовать на зрителя, даже если тот не будет придавать этому значения. Цвет меняет не мысли зрителя, а его психофизическое состояние. Цветовая композиция или «заразит» его вашим фильмом, или вызовет у него стойкое отторжение. Цвет как запах — его невозможно не брать в расчет.

Цветовое восприятие происходит внутри мозга. Сначала глаз фиксирует свет, в котором «записан» цвет. Затем мозг зрителя расшифровывает цветовую волну, причем каждая расшифровка индивидуальна. Чувствительность к цвету зависит как от природного дара, так и от культуры и интеллекта смотрящего.

Правило 1. Один цвет всегда имеет три значения

Хотя с точки зрения материи цвета не существует, для человека цвет всегда обладает биологическим, психологическим и социальным значением.

Пример. В фильме «Соучастник» герои (наемный убийца и его невольный пособник) ездят на красном такси. Почему именно на красном?

Биологическое значение. Красный — цвет крови. Он воздействует биологически — будоражит, встряхивает, заряжает энергией.

Психологическое значение. Красный — цвет, который говорит: «Стой! Обрати на меня внимание!»

Социальное значение. Красный — служебный цвет, цвет униформы.

Здесь режиссер сталкивает значения цвета парадоксальным образом. С одной стороны, красный — кровь и опасность, с другой — служебная раскраска на которую психика горожанина не обращает внимания. Кому важны огнетушитель или городской транспорт?

На уровне цветового сеттинга режиссер закладывает мощный аттракцион для психики зрителя. Как говорят китайцы: если хочешь что-либо спрятать, спрячь под лампой. Хочешь спрятать опасность — окрась ее в цвет опасности.

Правило 2. Цвет позволяет быстро запоминать информацию

Важно помнить, что необычные цвета (или необычно используемые цвета) помогают быстро запоминать информацию. У героя Тома Круза в фильме пепельно-голубые волосы. Это ненатуральный, странный для волос оттенок.

Пепельно-голубой окрашивает не только волосы, но и одежду и даже лицо героя. Этот цвет создает цветовую айдентику персонажа. Это сравнимо с музыкальной темой в саундтреке. В голове зрителя надолго устанавливается прочная связь между необычным цветом героя и фильмом. Мозг быстрее запоминает визуальное (цвет), чем вербальное (имя).

Правило 3. Цвета работают только в гармонии

Цветовая гармония (композиция) включает в себя несколько понятий.

Сбалансированность

Давление одного цвета уравновешивается противоположным давлением другого.

Например, в кадре выше. Компактно собранные активные красные и желтые цвета уравновешены большим количеством (и большей площадью) менее активных холодных (голубые и зеленые).

Разновидность цвета (сложные и простые цвета, насыщенные и нет)

В этом кадре большое разнообразие цветов — красные, голубые, зеленые, коричневые, фиолетовые… Хотя на первый взгляд кадр кажется почти монохромным. Это богатство делает кадр дороже.

Цветовые пропорции

Пропорциональность — это соотношение частей между собой. В этом кадре 3/4 — это холодные синие и фиолетовые тона и 1/4 — теплые желтые. Такая пропорциональность с одной стороны позволяет в целом воспринимать кадр как холодный синий, с другой — не делает его монохромным, сохраняет разнообразие.

Доминантность (один кадр = один доминирующий колорит)

В этом кадре зелено-голубые доминируют над остальными цветами. Хотя тут есть и охристые, и даже красные оттенки. Отсутствие цветовой доминанты лишает изображение цельности. Дробит силу воздействия.

Динамичность цветовой композиции

Это означает, что в пространстве кадра соотношение цветов должно меняться с течением времени фильма. В фильме сталкиваются и взаимодействуют несколько цветов: холодный сине-голубой (пепел, отсутствие крови), красный (кровь, ярость), густой синий (глубина, тайна), коричневые и золотые (жизнь, тепло, тело) и теплые серые оттенки (бытовые пространства, окрашенные жизнью интерьеры). Они находятся в постоянной борьбе — одни цвета стремятся вытеснить другие.

Ритм — это многократное повторение цвета

В этом кадре ритм строится за счет повторения голубых, темно-синих и белых.

Другой кадр — но ритмическое построение сохраняется. Ритм держат голубые, темно-синие и белые цвета.

Правило 4. Только необычное сочетание цветов привлекает и удерживает внимание

Один из способов выделиться из толпы — использовать цвет так, как до этого никто не делал. Майкл Манн убирает из кожи привычные теплые цвета и делает лицо сине-зеленым, накладывая на героя цветовую маску. При этом оставляет лица других персонажей теплыми. На человека с голубым лицом трудно не обратить внимание. (Вспомните фильмы «Безумный Пьеро» Годара или «Аватар» Кэмерона).

Необычно используя цвет, нужно помнить о некоторых моментах. 

  • Контраст (световой и цветовой) усиливает цвет

В этом кадре световой контраст усилил голубой и зеленый цвета.

В следующем кадре цветовой контраст (противоборство холодных и теплых цветов) усилил действие (темных по световому тону) цветов — лицо героя и фон.

  • Черный и белый изменяют восприятие других цветов

Этот принцип очень важен для этого фильма. Герои фильма — визуальные антиподы. Светлый белоголовый человек в белой рубашке и светло-сером костюме и темнокожий афроамериканец в почти черной одежде.

Действие фильма происходит в основном ночью, при слабом освещении, когда цвета «глохнут». Естественно, перед авторами стояла задача усиливать цветность фильма. Они зажигали глухие тона этой всегда контрастной парой.

  • Глаза различают контрастность и цветность цветов радуги. Для восприятия других цветов нужно развитое сознание

Например, этот кадр покажется человеку с неразвитым цветовым чувством практически бесцветным. Попробуйте посмотреть на него чуть дольше, и вы увидите, какие разнообразные оттенки цвета он содержит. В дорогом изображении цвета не выпячивают себя. Они, как тонкий аромат, раскрываются постепенно.

  • Глаз первым видит то, что легко для восприятия

Знанием этого правила пользуется умелый режиссер. Он прячет важное так, чтобы кадр таил сюрприз для зрителя. В этом кадре глаз первым видит цветные огни на фоне и только потом переходит на лицо героя на первом плане. Это добавляет происходящему напряжения. Нервирует зрителя. Он, пусть и на мгновение, упустил важное.

Или, наоборот, не оставляет шанса зрителю не увидеть нужное. В этом кадре цветовая композиция устроена так, что первым мы видим лицо героя, хотя он находится на втором плане.

Правило 5. Цвет не бывает достаточно ярким сам по себе. Он усиливается в контексте

Сила цвета зависит от окружающих цветов

В этом кадре красный просто сияет потому, что он усилен противоположными ему цветами: голубые манжеты и зелено—оливковая кожа. Если бы кожа была натуральной золотистой, он бы потух.

Цвета воздействуют друг на друга; иногда достаточно небольшого изменения для сильного эффекта

В этом кадре розово-фиолетовая крыша автомобиля изменяет и обогащает восприятие землисто-зеленых тонов.

Цвет — это cвет

Чем больше света, тем интенсивнее цвет и наоборот. В этом кадре хорошо видно, как падает насыщенность цветов при падении силы света.

Правило 6. Эксперименты с цветом — ключ к цифровой гармонии

Следующие правила мы рассмотрим на примере фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию».

Используйте ограниченную палитру

Все вещи в мире заключены между двумя полюсами — единство и разнообразие.

В природе преобладает разнообразие, в эстетической практике человека — единство.

Человек скорее обратит внимание на изображение, подчиненное единому плану.

Это более редкое явление, чем природное, часто хаотическое разнообразие.

В кадре оператор и режиссер специально, для большего эстетического эффекта, подавляют разнообразие цветов. Посмотрите: в этом кадре палитра «ограничена» синими и зелеными цветами.

Используйте цвета, раздражающие глаз

Это важно, это пробивает визуальный блок, который человек невольно ставит, чтобы ограничить бесконтрольный приток визуального в глаза. То, что раздражает, как правило и наделяет энергией. В этом кадре желтые, голубые и зеленые оттенки «встряхивают» зрителя.

Работайте только с любимыми цветами

Мы хорошо знаем только то, что любим. Потому именно с любимыми вещами мы стараемся быть в постоянном контакте. Ридли Скотт точно не равнодушен к классическим
сочетаниям голубого, зеленого и золотисто-коричневого.

Стремитесь достичь гармонии или дисгармонии

Гармония — это подбор дружественных цветовых тонов. Дисгармония — столкновение противоположных (на цветовом круге) цветов. Тут действует закон: все цвета дружат с соседями и любят противоположности.

В этом кадре гармония коричневых теплых тонов.

В этом кадре столкнулись противоположности — очень теплые и очень холодные оттенки.

Подбирайте контрастные цвета попарно

Если вы взяли один насыщенный цвет — вы должны найти к нему контрастную пару.

Иначе кадр будет или одноцветным, или хаотичным.

Здесь красно-коричневый в паре с сине-зеленым.

Решите, какое настроение должно создавать ваше произведение

Каждый цвет — это аффект, то есть сильное воздействие на психику человека. Как сказал Годар: «Это не кровь — это гораздо страшнее — это что-то красное!»

Аффекты вызывают эмоции. Повторяющиеся эмоции составляют чувство.

В этом кадре «пыльные» ненасыщенные цвета вызывают меланхолию и ностальгию.

Меняйте ритм и объем цвета

Ритм — это повторение. Сложнее с объемом цвета. Цвет — это свет. А свет, как жидкость, заполняет объемы и создает в объеме давление, в зависимости от своей плотности.

В этом кадре коричневые и золотые цвета постоянно ритмически повторяются, заполняя собой разные объемы. Чем меньше объем, тем интенсивнее яркость и насыщенность цвета.

Всегда повторяйте цвета, повторение ведет к гармонии

В этом кадре бесконечно повторяются сине-зеленые отттенки.

Правило 7. Цвет активен только в композиции

Цвет — один из самых сложных элементов дизайна, требующий постоянного управления

В этом кадре далеко не все объекты природного синего или охристо-розового цвета. Они покрашены специально. Художник управлял своим колоритом. Распространял цвета по объектам так, как ему нужно, не обращая внимания на прозу жизни.

Композиция — это борьба проб и ошибок. Когда вы поймете колорит правильно, весь проект встанет на место

По кадрам из фильма четко становится понятен композиционный принцип картины.

Столкновение рутины жизни (пыльные, дорогие коричневые, розовые, золотые цвета) с холодным потусторонним космосом (лунно-голубые и глубокие синие цвета). На границе этого столкновения открытые (будоражащие красные оттенки).

Интерес вызывает разнообразие оттенков, их расположение и визуальная тишина — она позволяет глазам отдохнуть

Этот принцип хорошо иллюстрирует этот кадр: большое количество оттенков синего, голубого, розового, охристого. Композиция построена так, что самый насыщенный цвет (глаза) находится в зоне наибольшего светового контраста, что увеличивает драматический эффект. Хотя следует помнить, что в гармоничной композиции сильный цветовой и световой контраст одновременно не используются. Здесь это сделано очень локально (только в зоне глаз). Большая масса теплого черного дает необходимую порцию визуальной тишины.

Участки белого и черного усиливают контрасты и впечатление

Белые лампы дальнего плана и плотные черные тени переднего плана «зажигают» средние по насыщенности цвета среднего плана.

Соблюдайте принцип «объект против фона». Композиции, где фон и объект равнозначны, — безжизненны

В этом кадре объект в тени, поэтому цвета на нем очень сложные и ненасыщенные. Фон гораздо светлее и цвета более простые и контрастные.

Наш взгляд притягивают цветовые элементы, которые отличаются от фона

Здесь фон гораздо разнообразнее по цветовым оттенкам. Но глаз упорно возвращается к фигуре, которая по цвету сильно отличается от фона.

Светлые изображения на темном фоне кажутся более освещенными (иногда более загадочными)

Богатство контраста достигается за счет дополнительных цветов

Есть всего три цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Это красный, желтый и синий. Есть цвета, которые получаются путем смешивания — фиолетовый, зеленый, оранжевый. Например, зеленый — это синий и желтый. Дополнительным цветом к нему будет цвет — красный. Это основной цвет, который не использовался при смешивании. Глаз всегда хочет видеть не два цвета, а три (потому что в сумме они дадут белый свет). Проще говоря, у красного цвета дополнительным будет зеленый, у желтого — фиолетовый, у синего — оранжевый. И наоборот.

В этом кадре зеленый вызвал к жизни дополнительный — красный (губы). Оранжевый в лице — голубые (оттенки на платье).

Правило 8. The Mind Thinks in Picture

Для мозга цвет быстрее рассказывает историю, чем слова диалога. Это важно помнить при планировании своего фильма. Работе над цветом нужно уделять чуть больше внимания, чем репликам героев.

Посмотрите на это кадр. Разве он нуждается в словах?

Академия коммуникаций Wordshop – известная школа по подготовке кадров для четырех крупнейших творческих направлений: реклама, видео, продюсирование и digital. Мы готовим и выпускаем всех специалистов рекламы (для сетевых и digital-агентств), специалистов короткого и полного метра, креативных, теле-, кино-, музыкальных и рекламных продюсеров. В 2008 году Российская академия рекламы наградила Wordshop призом «Лучший коммуникативный проект года». Трижды (золото в 2014 г., золото в 2015 г. и серебро в 2017 г.) Академия коммуникаций Wordshop становилась лучшей рекламной школой мира по версии Международного фестиваля Young Glory.

Академия коммуникаций Wordshop была создана в 2006 г. при поддержке рекламного агентства BBDO и брендинговой компании DIRECT DESIGN Visual Branding (DDVB).